НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (1). Организация арендует помещение для осуществления розничной торговли непродовольственными товарами. Данное здание включено в список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Арендуемое здание в 2008–2009 гг. было модернизировано согласно проектной документации. Однако договором аренды предусмотрено, что арендодатель не возмещает затраты, понесенные организацией при модернизации. Поэтому в июле 2009 г. предприятие взяло на баланс неотделимые улучшения (модернизацию) как объект основных средств с шифром 10001.
Является ли организация плательщиком налога на недвижимость в части неотделимых улучшений? Если да, то с какого периода следует начислять налог на недвижимость: со следующего квартала после завершения работ или с января 2010 г.?
Плательщиками налога на недвижимость являются организации, определенные п. 2 ст. 13 Общей части Налогового кодекса РБ (далее – организации), и физические лица.
Объектами налогообложения в 2009 г. признавались здания и сооружения, в т.ч. не завершенные строительством, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций (п. 1 ст. 2 Закона РБ от 23.12.1991 № 1337-XII "О налоге на недвижимость" (в ред. от 13.11.2008; далее – Закон № 1337-XII)).
Налоговой базой признавалась стоимость объектов налогообложения (п. 3 ст. 2 Закона № 1337-XII).
Организациями налог определяется ежегодно исходя из наличия зданий и сооружений по остаточной стоимости и стоимости зданий и сооружений, не завершенных строительством на начало года, и установленной годовой ставки налога.
Учитывая, что Законом № 1337-XII не предусмотрена корректировка годовой суммы налога на недвижимость при осуществлении организациями в течение 2009 г. модернизации, в рассматриваемой ситуации у организации-арендатора принятые в 2009 г. на баланс как объект основных средств с шифром 10001 неотделимые улучшения подлежат обложению налогом на недвижимость с 1 января 2010 г.
Вместе с тем освобождаются от обложения налогом здания и сооружения, признаваемые в установленном порядке материальными историко-культурными ценностями, включенные в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утверждаемому Президентом РБ, при условии выполнения их собственниками (владельцами) обязательств, обусловленных законодательством об охране историко-культурного наследия (п. 1 ст. 4 Закона № 1337-XII).
Перечень материальных историко-культурных ценностей, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, которые освобождаются от обложения налогом на недвижимость (далее – Перечень), утвержден Указом Президента РБ от 01.11.2005 № 512.
Сведения о собственнике (владельце) историко-культурной ценности содержатся в учетной карточке историко-культурной ценности, паспорте историко-культурной ценности, охранном обязательстве (ст. 25, 44, 53 Закона РБ от 09.01.2006 № 98-З "Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь"). Следовательно, плательщики налога на недвижимость, которые не указаны в вышеназванных документах как собственники (владельцы) историко-культурной ценности, не вправе претендовать на использование льготы по налогу на недвижимость в отношении зданий и сооружений, включенных в Перечень.
Илья Петров, экономист
2 (2). Совместное предприятие зарегистрировано в г. Минске и осуществляет по данному юридическому адресу реализацию этикеток и упаковочной продукции. Одновременно в Минском районе на балансе предприятия имеется здание, на площадях которого организовано производство этой упаковочной продукции.
Вправе ли предприятие применять особый порядок налогообложения в части осуществления деятельности в сельской местности?
Организации, филиалы, представительства, иные обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет (далее – организации), находящиеся в сельских населенных пунктах, при осуществлении в сельской местности деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) вправе применять особый порядок налогообложения. Такая норма содержится в подп. 1.1 п. 1 Декрета Президента РБ от 20.12.2007 № 9 "О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности" (с учетом изменений и дополнений, далее – Декрет № 9).
При одновременном осуществлении деятельности в сельской местности и за ее пределами организации имеют право на применение особого порядка при условии ведения раздельного учета выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) в сельской местности.
Таким образом, применение особого порядка налогообложения, установленного Декретом № 9, возможно в части прибыли, полученной от реализации упаковочной продукции, произведенной на территории сельской местности при наличии раздельного учета и выполнении всех условий, предусмотренных Декретом № 9.
3 (3). Организация осуществляет деятельность по производству продукции промышленного назначения в сельской местности. В ноябре 2009 г. реализованы остатки сырья несобственного производства, ранее приобретенные организацией для нужд предприятия, а также реализован объект основных средств.
Имеет ли право организация применять особый порядок налогообложения, установленный Декретом Президента РБ от 20.12.2007 № 9 "О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности" (далее – Декрет № 9)?
Организация не вправе применять особый порядок при осуществлении торгово-посреднической деятельности в соответствии с подп. 1.1 п. 1 Декрета № 9.
Под торгово-посреднической деятельностью понимается предпринимательская деятельность по осуществлению оптовой и (или) розничной торговли товарами несобственного производства путем заключения договоров купли-продажи (розничной купли-продажи, поставки, контрактации) и мены, в т.ч. договоров поручения или комиссии, в установленном законодательством порядке согласно Указу Президента РБ от 07.03.2000 № 117 "О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров" (с учетом изменений и дополнений).
Таким образом, при реализации остатков сырья несобственного производства, ранее приобретенного организацией для собственного производства, а также реализации основного средства с заключением вышеуказанных договоров имеет место торгово-посредническая деятельность.
При осуществлении торгово-посреднической деятельности организация утрачивает право на применение особого порядка, установленного Декретом № 9, с месяца, в котором заключает договор на реализацию приобретенного сырья либо основного средства, по месяц, в котором исполняет свои обязательства по договору в полном объеме.
Ирина Петрович, аудитор
4 (4). Сотрудники представительства иностранной организации, не осуществляющей предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь, в декабре 2009 г. съездили на 4 дня в туристическую поездку за счет средств финансирования, выделяемых головной компанией представительству.
Компания оплачивает всю поездку: услуги туристической фирмы за организацию тура; проживание сотрудников в гостинице, завтраки; страховку за каждого сотрудника; стоимость визы для каждого сотрудника.
Являются ли расходы иностранной организации на поездку сотрудников представительства доходом этих сотрудников, подлежащим обложению подоходным налогом?
Плательщиками подоходного налога с физических лиц являются физические лица, признаваемые таковыми в соответствии с п. 6 ст. 13 Общей части Налогового кодекса РБ (далее – НК). Данная норма определена ст. 1 Закона РБ от 21.12.1991 № 1327-XII "О подоходном налоге с физических лиц" (далее – Закон).
Для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами РБ по ст. 17 НК, объектом обложения подоходным налогом признаются доходы, полученные плательщиками от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами республики (ст. 2 Закона).
При определении налоговой базы учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.
К доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями или физическими лицами товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в т.ч. питания, отдыха в интересах плательщика, а также полученные плательщиком товары, выполненные в его интересах работы (оказанные услуги) на безвозмездной основе (ст. 6 Закона).
Таким образом, оплату иностранной организацией туристической поездки сотрудникам своего представительства (услуги туристической фирмы за организацию тура; проживание туристов в гостинице, завтраки; страховка за каждого сотрудника; стоимость визы для каждого сотрудника) следует рассматривать как получение дохода каждым сотрудником от организации в натуральной форме.
Налогообложение таких доходов должно производиться с учетом льготы, установленной подп. 1.17 п. 1 ст. 12 Закона. Так, от налогообложения освобождаются доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, в пределах 150 базовых величин в сумме от всех источников в течение налогового периода.
5 (5). Резидент РБ в ноябре 2009 г. заключил с иностранным туроператором договор комиссии на реализацию ряда туристических услуг, разработанных этим туроператором. Услуги оказывались за пределами Беларуси.
Облагается ли доход нерезидента налогом на доходы иностранных юридических лиц по ставке 15 %?
Иностранные организации, не осуществляющие деятельности через постоянное представительство, получающие доходы из источников в Республике Беларусь, уплачивают налог, в т.ч. по "другим доходам", по ставке 15 % (ст. 10 Закона РБ от 22.12.1991 № 1330-XII "О налогах на доходы и прибыль" (далее – Закон по прибыли)).
Среди других доходов для целей ст. 10 Закона по прибыли понимаются доходы от реализации на территории Республики Беларусь товаров на условиях договоров поручения, комиссии.
Исходя из содержания вопроса белорусский комиссионер от имени нерезидента предлагал клиентам в Беларуси туристические услуги, которые затем оказывались клиентам за пределами Республики Беларусь иностранными организациями и иностранными физическими лицами.
Отметим, что туристические услуги – это услуги, оказываемые туристу во время осуществления тура или в связи с ним в соответствии с договором оказания туристических услуг, а турист – физическое лицо, совершающее путешествие за пределы своего места жительства в течение периода, не превышающего 12 месяцев подряд, с целью отдыха, с деловыми, познавательными и другими целями без занятия трудовой, предпринимательской, иной приносящей доход деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в посещаемой стране (месте) (ст. 1 Закона РБ от 25.11.1999 № 326-З "О туризме").
Таким образом, в рассматриваемой ситуации осуществлялась не реализация товаров на условиях договоров комиссии, а реализация туристических услуг.
В перечне других доходов, названных в ст. 10 Закона по прибыли, не указаны доходы иностранных организаций за оказание ими туристических услуг. Значит, доходы, полученные иностранным туроператором, не подлежат налогообложению в Республике Беларусь.
Татьяна Филатова, экономист
УЧЕТ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
6 (6). Организацией общественного питания для учета продукции собственного производства счет 20 "Основное производство", субсчет "Общественное питание", не используется. Учет сырья, продуктов и товаров, переданных на производство (кухню), она отражает в бухгалтерском учете на счете 41 "Товары", субсчет "Товары на кухне".
Верно ли ведется учет продукции собственного производства?
На счете 20 "Основное производство" обобщается информация о затратах на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, осуществление которых является целью создания данной организации. К этому счету могут быть открыты соответствующие субсчета, в т.ч. субсчет 20-9 "Общественное питание".
На субсчете 20-9 учитывается стоимость сырья, поступившего на кухню под отчет заведующего производством. Другие расходы общественного питания на этом субсчете не учитываются. По дебету субсчета 20-9 отражается учетная стоимость сырья, поступившего на кухню, а по кредиту – учетная стоимость сырья, израсходованного для приготовления проданных блюд. Сальдо по этому субсчету показывает стоимость остатков необработанного сырья, полуфабрикатов и нереализованных изделий. Расходы по приготовлению пищи и ее реализации в организациях общественного питания учитываются на счете 44 "Расходы на реализацию" по установленным номенклатурой статьям затрат (см. Инструкцию по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденную постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89).
Республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров РБ и осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли экономики, осуществляют методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики и принимают нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, не противоречащие нормативным правовым актам по бухгалтерскому учету и отчетности Минфина РБ (ст. 5 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (с изменениями и дополнениями)).
Приказом Минторга РБ от 09.04.2007 № 74 утверждены Методические рекомендации по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании (далее – Методические рекомендации № 74). Нормы и положения Методических рекомендаций № 74 могут применяться только в той части, в какой они на момент применения не противоречат действующему законодательству РБ.
На основании подразд. 4.2.1 Методических рекомендаций № 74 списание сырья, продуктов и товаров, переданных на производство (кухню, заготовочные объекты (цеха) общественного питания), отражается:
Д-т 20-9 – К-т 41-1 "Товары на складах"
– на сумму сырья, продуктов и товаров по розничным ценам;
Д-т 20-9 – К-т 42-1 "Торговая наценка"
– на сумму наценки общественного питания;
Д-т 42-3 "Налог на добавленную стоимость в цене товаров" – К-т 42-1
– методом "красное сторно" на сумму НДС, выделенного из наценки общественного питания;
Д-т 20-9 – К-т 42-4 "Налог с продаж"
– на сумму налога на услуги.
Учет операций отпуска и реализации продуктов и готовой продукции из производства (кухни) ведется по правилам, изложенным в подразд. 4.2.2 Методических рекомендаций № 74.
Так, передача из производства готовой продукции в буфет, бары и другие объекты общественного питания отражается на сумму готовой продукции по продажным ценам, если они совпадают, проводкой:
Д-т 41-2 "Товары в розничной торговле" – К-т 20-9.
Анна Крупнова, заместитель начальника управления методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина РБ
Виталий Раковец, аудитор
НАЧИСЛЕНИЕ АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
7 (7). Организация передала другой организации основное средство в безвозмездное пользование.
Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина, Минстата и Минстройархитектуры РБ от 23.11.2001 № 187/110/96/18 (с изменениями и дополнениями), было предусмотрено, что амортизация в установленном порядке начисляется передающей стороной (ссудодателем). Названная инструкция утратила силу с 1 июля 2009 г.
В связи со вступлением в силу с 1 июля 2009 г. Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6), должна ли передающая сторона (ссудодатель) начислять амортизационные отчисления в течение срока действия договора безвозмездного пользования либо амортизацию должен начислять ссудополучатель?
По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (ст. 643 Гражданского кодекса РБ).
В приложении 4 Инструкции № 37/18/6 указано, что при передаче в безвозмездное пользование основных средств другим организациям:
– для использования сторонними организациями при реализации товаров, производимых (продаваемых) данными коммерческими организациями, – ссудополучателем амортизация не начисляется. Ссудодателем амортизация начисляется применяемым до передачи объекта способом (линейным или нелинейным) без изменения нормы амортизации. Порядок отражения амортизационных отчислений на счетах бухгалтерского учета не изменяется;
– в иных случаях – ссудополучателем амортизация не начисляется. Ссудодателем амортизация начисляется исходя из амортизируемой (при применении до передачи в безвозмездное пользование нелинейного или производительного способа начисления амортизации – недоамортизированной) стоимости объекта на 1-е число месяца, следующего за месяцем передачи, и остаточного нормативного срока его службы линейным способом; относится в дебет счета 92 "Внереализационные доходы и расходы":
Д-т 92 "Внереализационные доходы и расходы"
К-т 02 "Амортизация основных средств".
Таким образом, и после вступления в силу с 1 июля 2009 г. Инструкции № 37/18/6 начислять амортизационные отчисления в течение срока действия договора безвозмездного пользования должна передающая сторона (ссудодатель).
Виталий Раковец, аудитор
УЧЕТ КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДОВ
8 (8). В организации работник командирован за границу в декабре 2009 г. Для оформления визы в страну командирования требуют представить проездные документы в обе стороны, в связи с чем приказ на командировку издается нанимателем заранее – в октябре 2009 г.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в данной ситуации.
8.1. Каким образом и когда работнику должны быть выданы денежные средства (аванс): на покупку проездных билетов, на оформление визы, суточные и на проживание в гостинице? Возможно ли в данном случае в октябре 2009 г. выдать работнику денежные средства на покупку проездных билетов и оформление визы, а непосредственно перед отъездом выплатить суточные и денежные средства на проживание в гостинице?
Аванс можно выдать в октябре.
Возмещение расходов, связанных со служебной командировкой работника за границу (в т.ч. по проезду до места командирования и обратно, по оформлению визы, за проживание вне места постоянного жительства (суточные), по найму жилого помещения), следует производить на основании приказа нанимателя, отметок о пересечении границы в паспорте, а также подтверждающих документов в оригинале о фактически произведенных за время командировки расходах (счета, квитанции, проездные билеты и т.п.) в пределах норм, установленных законодательством. Основание – пп. 52 и 53 Положения о регулировании труда работников, направленных на работу в учреждения Республики Беларусь за границей, и гарантиях и компенсациях при служебных командировках за границу, утвержденного постановлением Минтруда РБ от 14.04.2000 № 55 (далее – Положение № 55).
При направлении работника в служебную командировку за границу наниматель обязан выдать ему аванс для возмещения командировочных расходов. Аванс может быть выдан работнику наличными денежными средствами либо путем перечисления на корпоративную пластиковую карточку.
Таким образом, если наниматель в октябре 2009 г. издал приказ о направлении работника организации в декабре 2009 г. в служебную командировку за границу, то для оформления визы и приобретения проездных билетов наниматель может выдать работнику аванс в октябре 2009 г.
8.2. В какой срок работнику необходимо отчитаться за денежные средства, полученные авансом на приобретение проездных документов и оформление визы: после покупки билетов в октябре 2009 г. до поездки в командировку или после командировки?
Работники, получившие аванс на командировку в иностранной валюте под отчет, обязаны в течение 3 рабочих дней (при использовании корпоративной пластиковой карточки – не позднее 15 рабочих дней) по истечении срока, на который он выдан, или со дня возвращения из командировки, исключая день прибытия, представить в бухгалтерию организации авансовый отчет об использованных суммах иностранной валюты (п. 54 Положения № 55).
Сроки окончательного расчета работника за выданные ему суммы аванса должны определяться нанимателем самостоятельно с учетом норм Положения № 55.
Алеся Гараева, главный экономист отдела развития систем оплаты труда главного управления труда и заработной платы Минтруда и соцзащиты РБ
ПОСОБИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ
9 (9). Работник принят на работу с 19 ноября 2009 г. и работает по графику 5-дневной рабочей недели. В связи с появлением на работе в состоянии алкогольного опьянения 2 декабря 2009 г. он был отстранен от работы нанимателем. Работник представил листок нетрудоспособности в связи с заболеванием, выданный на период с 4 по 9 декабря 2009 г.
Как в данном случае определяется среднедневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности?
Работникам, у которых в течение 2 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, или в месяце ее наступления имели место прием на работу, перевод на другую работу, увеличение размера тарифной ставки (оклада) (без надбавок и повышений), изменение формы оплаты труда, пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из заработка за период работы со дня указанных изменений до начала временной нетрудоспособности (п. 33 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 30.09.1997 № 1290 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Положение)).
Пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из среднедневного (среднечасового) заработка, определяемого путем деления заработка за соответствующий период (пп. 31–34 Положения) на число рабочих дней (часов) по графику работы работника в этом периоде.
В число рабочих дней (часов), на которые делится заработок, не включаются периоды освобождения от работы в связи с временной нетрудоспособностью, трудовым и социальным отпусками, простоем не по вине работника и в других случаях, предусмотренных законодательством (п. 35 Положения).
Применяя указанные нормы Положения, среднедневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности работнику следует определять за период с 19 ноября по 3 декабря 2009 г. Заработок за указанный период делится на все рабочие дни по графику работы работника, приходящиеся на него (11 рабочих дней). День отстранения от работы из числа рабочих дней не исключается.
10 (10). Женщина работает в организации по совместительству на 0,5 ставки с 8 января 2009 г. Она представила листок нетрудоспособности по беременности и родам с 3 декабря 2009 г. В октябре и ноябре 2009 г. отработаны все часы по графику ее работы (88 ч и 84 ч соответственно). Заработок за октябрь составляет 827 200 руб., за ноябрь – 789 600 руб.
Имеет ли она право на пособие по беременности и родам? Если да, то как оно исчисляется?
Нормами п. 7 Положения предусмотрено назначение пособия по беременности и родам по каждому месту работы, поэтому женщина имеет право на пособие по беременности и родам по месту работы по совместительству.
Пособие по беременности и родам исчисляется из среднедневного (среднечасового) заработка, определяемого путем деления заработка за соответствующий период (согласно пп. 31–34 Положения) на число рабочих дней (часов) по графику работы работника в этом периоде.
Пособие по беременности и родам назначается за пропущенные по графику работы рабочие дни (часы), удостоверенные листком нетрудоспособности (п. 35 Положения).
По общему правилу пособие по беременности и родам исчисляется из среднедневного (среднечасового) заработка за 2 календарных месяца, предшествующие месяцу, в котором наступил отпуск по беременности и родам.
Среднечасовой заработок для исчисления пособия по беременности и родам в данном случае составляет 9 400 руб. ((827 200 руб. + 789 600 руб.) / 172 дня). Пособие по беременности и родам исчисляется путем умножения среднечасового заработка на количество рабочих часов по графику работы на 0,5 ставки, которые работница пропустила в связи с отпуском по беременности и родам.
11 (11). Работник с 18 ноября был переведен на другую должность, а с 1 декабря по новой должности увеличился тарифный оклад. Он представил листок нетрудоспособности в связи с заболеванием, выданный на период с 7 по 11 декабря 2009 г. В декабре до наступления временной нетрудоспособности рабочих дней у работника не имеется (с 1 по 4 декабря 2009 г.– отпуск без сохранения заработной платы, 5 и 6 декабря – выходные дни).
Как исчисляется пособие по временной нетрудоспособности?
Работникам, у которых временная нетрудоспособность наступила в день перевода на другую должность, увеличения размера тарифной ставки (оклада) (без надбавок и повышений), изменения формы оплаты труда или позднее, не имеющим заработка с этого дня до дня наступления временной нетрудоспособности, пособие исчисляется из среднедневного (среднечасового) заработка за 2 календарных месяца, предшествующие месяцу начала временной нетрудоспособности. Если у таких работников в 2 календарных месяцах, предшествующих месяцу временной нетрудоспособности, или в месяце ее наступления также имели место перевод на другую должность, повышение размера тарифной ставки (оклада), изменение формы оплаты труда, то пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из среднедневного заработка, определяемого за период со дня указанных изменений до начала временной нетрудоспособности. Данный порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности изложен в п. 33 Положения.
В этом случае применяется также п. 35 Положения, предусматривающий, что в число рабочих дней (часов), на которые делится заработок, не включаются периоды освобождения от работы в связи с временной нетрудоспособностью, трудовым и социальным отпусками, простоем не по вине работника и в других случаях, определенных законодательством.
Учитывая изложенное, среднедневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности работнику следует определять за период с 18 ноября по 6 декабря 2009 г. При исчислении среднедневного заработка из количества рабочих дней, на которые делится заработок за указанный период, исключается период отпуска без сохранения заработной платы с 1 по 4 декабря 2009 г.
Работникам, у которых временная нетрудоспособность наступила в день повышения тарифной ставки (оклада) (без надбавок и повышений) либо позднее, не имеющим заработка с этого дня до дня наступления временной нетрудоспособности, размер пособия увеличивается на коэффициент роста их тарифной ставки (оклада) (п. 33 Положения).
Лариса Капыльская, начальник отдела социального страхования Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
12 (12). Каким образом производится повышение линейной нормы расхода топлива на 10 % в случае работы автомобилей при отрицательных температурах окружающего воздуха на территории Республики Беларусь, если организацией уже применяется повышение при эксплуатации автомобиля в городах с численностью населения более 1 млн. человек на 10 %?
Правильно ли производить расчет нормы расхода топлива с учетом вышеназванных повышений по автомобилю, линейная норма по которому составляет 10 л, следующим образом: 10 × 1,1 × 1,1 = 12,1?
Повышение нормы расхода топлива осуществляется при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования на территории Республики Беларусь в зимних условиях эксплуатации – не более 10 %. Для механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, предназначенных для эксплуатации исключительно в зимних условиях (снегоуборочные машины, снегоходы и т.п.), данное повышение не применяется (см. подп. 10.1 Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 31.12.2008 № 141 (далее – Инструкция № 141)).
Как определено п. 3 Инструкции № 141, зимние условия эксплуатации – это эксплуатация автомобиля, машины, механизма и оборудования в условиях отрицательной температуры окружающего воздуха ниже 0 °С.
Отрицательная температура окружающего воздуха определяется на основании измерений, произведенных ответственным лицом организации, эксплуатирующей механическое транспортное средство, машину, механизм и оборудование, на дату и время выпуска механического транспортного средства на линию или на начало выполнения работы машиной, механизмом и оборудованием (п. 8 Инструкции № 141). Результаты измерений регистрируются в специальном журнале по форме согласно приложению к Инструкции № 141.
ЖУРНАЛ
регистрации результатов измерений температуры окружающего воздуха
Наименование организации ________________________________________________________
Дата |
Время |
Автомобиль (регистрационный, |
Температура окружающего воздуха, °С |
Особые метеорологические условия |
Ф.И.О. ответственного лица |
Подпись |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
При необходимости применения одновременно нескольких повышений (понижений) линейной нормы расхода топлива нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности (п. 15 Инструкции № 141).
Таким образом, в указанной в вопросе ситуации расчет нормы расхода топлива (с учетом двух указанных в вопросе повышений на 10 %) должен производиться следующим образом:
норма расхода топлива = 10 л + 10 × 0,1 + 10 × 0,1 = 12 л.
При этом организации следует учитывать, что на основании подп. 10.2 Инструкции № 141 повышение нормы расхода топлива осуществляется при эксплуатации автомобиля в городах с численностью населения:
– от 100 до 300 тыс. человек – не более 5 %;
– от 300 тыс. до 1 млн. человек – не более 10 %;
– от 1 до 3 млн. человек – не более 15 %;
– свыше 3 млн. человек – не более 25 %.
По Инструкции № 141 организация может применить более высокий процент повышения нормы расхода топлива при эксплуатации автомобиля в городах, чем по нормам действовавшей до 1 марта 2009 г. Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 16.06.2005 № 28.
До 1 марта 2009 г. в соответствии с указанной Инструкцией № 28 повышение нормы расхода топлива производилось:
– при эксплуатации механического транспортного средства (кроме трактора) в областных центрах и в городах с численностью населения от 300 тыс. до 1 млн. человек – до 7 %;
– эксплуатации механического транспортного средства (кроме трактора) в городах с численностью населения от 1 до 3 млн. человек – до 10 %, а в городах с населением свыше 3 млн. человек – до 20 %.
Виталий Раковец, аудитор
13 (13). Основным видом деятельности организации является осуществление автомобильных перевозок.
Правомерно ли данной организации осуществлять перевозки пассажиров транспортом общего пользования?
В качестве ответа на данный вопрос приведем выдержки из письма Минтранса РБ от 11.08.2009 № 03-02-2/469:
"…Статьей 4 Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-З "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" (далее – Закон) предусмотрено, что автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении подразделяются на автомобильные перевозки пассажиров транспортом общего пользования и иные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении.
Согласно подпункту 2.1 Инструкции о порядке включения автомобильных перевозчиков в перечень автомобильных перевозчиков, обязанных выполнять автомобильные перевозки пассажиров транспортом общего пользования, утвержденной постановлением Минтранса от 18 апреля 2008 г. № 53 (далее – Инструкция), включению в указанный перечень подлежат автомобильные перевозчики – организации, выполняющие городские автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении в соответствии с договорами об организации автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, заключаемыми заказчиками таких перевозок либо уполномоченными ими операторами автомобильных перевозок пассажиров с автомобильными перевозчиками, на условиях:
оплаты пассажирами проезда по тарифам, регулируемым в соответствии с законодательными актами о ценообразовании, за исключением отдельных категорий граждан, которым предоставляются в соответствии с законами и актами Президента Республики Беларусь льготы по оплате проезда;
возмещения в установленном порядке автомобильным перевозчикам, выполняющим городские автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, части затрат, связанных с выполнением данных перевозок.
В г. Минске вышеуказанным условиям соответствует государственное предприятие "Минсктранс…"