Цель создания реестра
В силу банковской гарантии банк или небанковская кредитно-финансовая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала или иной инструктирующей стороны) от своего имени письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями гарантии денежную сумму (осуществить платеж) (ст. 164 Банковского кодекса Республики Беларусь).
Декларируемая цель создания реестра – защита прав и законных интересов участников гражданского оборота:
– бенефициаров (тех, в пользу кого выдается банковская гарантия);
– принципалов (должников, исполнение обязательств которых обеспечивает банковская гарантия).
Специфика банковской гарантии |*| такова, что неспециалисту не всегда легко разобраться, является ли документ гарантией, безусловна ли она, идет речь об оригинале или только о проекте и т.п.
* Информация о том, как поступить, если банковская гарантия выдана до деноминации
Бухгалтерский учет в банке выданных, но неисполненных гарантий – внебалансовый. Существует проблема изменения гарантии после выдачи (в т.ч. в связи с частичным исполнением договора). В некоторых странах эту проблему решают путем требования о наличии банковской гарантии в форме документа на бумажном носителе, выполняющем функции, аналогичные ценной бумаге. Но Указ № 335 предполагает иной путь – создание электронной информационной системы (реестра). Функции ведения такого реестра поручены Нацбанку. Круглосуточный бесплатный доступ к нему будет обеспечиваться с 10 апреля 2017 г. с сайта www.nbrb.by.
Две разновидности информационных ресурсов
Существуют 2 разновидности подобных информационных ресурсов:
1) «юридические регистры». Записи в них носят правоустанавливающее значение. Без регистрации в таком регистре сделка ничтожна;
2) «административные реестры». Они не влияют на действительность сделок, а выполняют, скорее, информационные функции (например, реестр движимого имущества, обремененного залогом).
Реестр выполняет информационные функции
Анализ Указа № 335 позволяет сделать вывод, что реестр банковских гарантий относится ко второму виду информационных систем. В Указе № 335 ни разу не употреблен термин «(государственная) регистрация», видимо, чтобы не дать формальных оснований для признания сделки недействительной ввиду ее отсутствия по ст. 165 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Речь идет только о «внесении информации».
Указ № 335 также предусматривает, что физические лица (принципал или иная инструктирующая сторона, бенефициар) могут не дать согласие на направление информации о банковской гарантии для включения в реестр и на последующие сбор, обработку, накопление, хранение, представление из реестра данной информации. Речь идет о защите персональных данных в соответствии со ст. 18 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» и иным законодательством, а также о государственных секретах.
В остальных случаях, и это специально оговорено в Указе № 335, ни предоставление банками-гарантами информации в реестр, ни обеспечение Нацбанком доступа к нему не будут нарушением банковской и (или) иной охраняемой законодательными актами тайны. В этом случае чьего-либо дополнительного согласия не требуется.
Информация, вносимая в реестр
В реестр вносится информация:
а) о банке-гаранте (наименование, юридический адрес и УНП);
б) принципале или иной инструктирующей стороне – физическом лице (ФИО, наименование, номер документа, удостоверяющего личность, дата выдачи этого документа и орган, его выдавший) либо юридическом лице (наименование, юридический адрес и УНП);
в) бенефициаре (в аналогичном порядке);
г) денежной сумме и валюте банковской гарантии;
д) сроке действия банковской гарантии и ее статусе.
Реестр может содержать и иную информацию.
Кто отвечает за направление информации в реестр
Информацию в реестр обязаны направлять на безвозмездной основе банки-гаранты не позднее 1 рабочего дня, следующего за датой:
– выдачи банковской гарантии (датой заключения договора о выдаче банковской гарантии в случае обеспечения исполнения обязательств эмитента по облигациям банковской гарантией);
– внесения изменений и (или) дополнений в текст банковской гарантии;
– прекращения ее действия.
Принципал или иная инструктирующая сторона, а также бенефициар вправе требовать исправления неточной и (или) недостоверной информации, обнаруженной в реестре. Банк в течение 2 рабочих дней должен внести изменения. Именно банк отвечает:
– за полноту и достоверность информации;
– убытки, причиненные иным лицам в связи с направлением неполной и (или) недостоверной информации.
Информация о действующих гарантиях вносится в реестр
Как и Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 539 «О реестре движимого имущества, обремененного залогом», недавно вступивший в силу в полном объеме, Указ № 335 имеет обратную силу. До 1 января 2017 г. банки должны направить в Нацбанк информацию о всех ранее выданных и еще действующих банковских гарантиях.
Нормы Указа № 335 действуют по принципу: кто максимально заинтересован во включении в реестр, тот и должен позаботиться об этом. Если банк не внесет соответствующие сведения в реестр, то не исполнит своих обязанностей перед клиентом по договору о выдаче банковской гарантии, за выполнение которых он взимал вознаграждение, и т.п. Поэтому именно клиент, уплачивавший комиссию, заинтересован в контроле за внесением информации в реестр.
Тем не менее невнесение информации в реестр нигде в Указе № 335 не названо в качестве основания признания банковской гарантии |*| недействительной.
* Информация о валюте банковской гарантии, представляемой поручителем в таможенный орган