Организация ведет книгу учета отходов по формам ПОД-9 и ПОД-10.
Как указывать сведения в ПОД-10 по каждому виду отходов: нарастающим итогом с начала года, с начала ведения книги или другой даты?
Сведения по отходам указываются ежемесячно – по факту их образования, поступления и передачи.
Книгу ПОД-10 применяют для учета образования и поступления отходов в целом от всех источников образования отходов производства в организации и поступления отходов от других организаций.
Форма этой книги определена в приложении 10 к постановлению Минприроды РБ от 02.06.2009 № 33, а порядок ее заполнения – в гл. 11 Инструкции о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды, утвержденной указанным постановлением (далее – постановление № 33, Инструкция).
Количество образующихся, поступающих и передаваемых отходов указывают в гр. 6, 7 и 8 книги соответственно – по факту их образования, поступления и передачи за отчетный месяц, т.е. Инструкция не предусматривает отражение этих сведений нарастающим итогом.
Требование указывать информацию нарастающим итогом применимо к гр. 11 книги ПОД-10, в которой отражают количество отходов, хранимых в местах временного хранения отходов.
Как правило, в таких местах могут храниться отходы как отчетного периода, так и накопленные с предыдущей их передачи (отчуждения). Поэтому в гр. 11 книги ПОД-10 следует указывать все количество отходов, хранящихся на последний день отчетного месяца в местах временного хранения отходов.
От редакции:
Как стало известно, с 1 июля 2014 г. вступит в силу новое постановление Минприроды, определяющее формы учетной документации в области охраны окружающей среды и порядок их заполнения. Соответственно постановление № 33 утратит силу.
Организация импортирует тару из гофрокартона и реализует ее белорусскому предприятию для упаковки производимой продукции, которую она приобретает для реализации в страны ближнего и дальнего зарубежья.
Обязана ли организация платить за указанную картонную тару сбор, предусмотренный Указом № 313*?
__________________________
* Указ Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – Указ № 313).
Нет, при соблюдении определенных условий.
Организации, осуществляющие производство и (или) импорт товаров, указанных в приложении 1 к Указу № 313, а также ввоз потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона (далее – производители и импортеры), обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров и тары (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).
Тара на основе картона названа в приложении 1 к Указу № 313 (коды ТН ВЭД ТС 4819 10 000 0–4819 40 000 0). Соответственно импортер тары из гофрокартона должен исполнить указанную выше обязанность.
В то же время данная обязанность не распространяется в т.ч. на импортеров в части ввезенной тары на основе бумаги и картона, использованной для упаковки товаров, реализуемых за пределы Республики Беларусь (абз. 2 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313).
Таким образом, если в рассматриваемом случае реализуемая организацией за пределы Республики Беларусь продукция упакована именно в ту тару, которая была ввезена этой организацией, то в отношении такой тары предусмотренная подп. 1.2 п. 1 Указа № 313 обязанность на организацию не распространяется.
В целях подтверждения оснований освобождения от рассматриваемой обязанности в части ввезенной картонной тары, использованной для упаковки товаров, реализуемых за пределы Республики Беларусь, организации при ее реализации предприятию следует указывать в договоре поставки:
– цель приобретения тары покупателем;
– условия предоставления покупателем копий первичных учетных документов, составленных в соответствии с законодательством, подтверждающих использование тары на цели, названные в абз. 2 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313 (п. 8 Информации-2012*).
__________________________
* Информация о порядке применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления", согласованная поручением Совета Министров РБ от 06.10.2012 № 32/203-263 (далее – Информация-2012; см. "ГБ", 2012, № 38, с. 37–39).
Иными словами, необходимо подтверждение того, что именно ввезенная рассматриваемой организацией тара была применена для упаковки товаров, реализованных за пределы республики.
Если в договоре, первичных учетных документах покупателя отсутствует информация об использовании тары (или ее определенного количества) для упаковки товаров, реализуемых за пределы Республики Беларусь, импортер тары обязан обеспечить сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этой тары.
Юридическое лицо заготавливает вторичное сырье (макулатуру) от физических и юридических лиц, которое поставляется в адрес перерабатывающих предприятий.
1. Надо ли заполнять сопроводительный паспорт при перевозке заготавливаемого вторичного сырья в адрес переработчиков?
Надо – в отношении отходов, заготавливаемых у юрлиц.
Перевозка отходов производства допускается при наличии сопроводительного паспорта перевозки отходов производства (п. 2 ст. 26 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами"; далее – Закон).
Таким образом, в случае перевозки вторичного сырья, относящегося по происхождению к отходам производства, необходимо оформление сопроводительного паспорта перевозки отходов производства.
Заготавливаемое у населения вторичное сырье относится по происхождению к отходам потребления, поэтому в отношении перевозки таких отходов оформление паспорта перевозки отходов производства не требуется.
Справочно: отходы производства – отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых (ст. 1 Закона);
отходы потребления – отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов (ст. 1 Закона).
2. Существуют ли какие-то специальные требования к транспортным средствам для перевозки вторсырья?
Да, в технических нормативных правовых актах, устанавливающих требования к тому или иному виду вторичного сырья.
Общие требования к перевозке отходов изложены в п. 1 ст. 26 Закона.
В частности, транспортные средства, перевозящие отходы, в т.ч. вторичное сырье, должны обеспечить предотвращение вредного воздействия перевозимых отходов на окружающую среду, здоровье граждан, имущество.
Перевозку необходимо осуществлять по правилам, определенным Законом, гражданским законодательством и законодательством о транспорте, а перевозку опасных отходов, классифицированных как опасные грузы, – в соответствии с законодательством о перевозке опасных грузов.
От редакции:
Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь определены постановлением МЧС РБ от 08.12.2010 № 61.
Фактические требования к порядку перевозки содержатся в технических нормативных правовых актах, устанавливающих требования к тому или иному виду вторичного сырья.
Например, транспорт, предназначенный для перевозки вторичного сырья, должен удовлетворять следующим требованиям:
– обеспечивать сохранность качества перевозимой продукции;
– все части транспорта должны быть легко доступны для очистки и дезинфекции;
– дно и стены кузовов автомашин должны быть сплошными, а один из бортов – откидным.
Эти требования определены п. 53 Санитарных правил и норм 2.1.12-61-2005 "Гигиенические требования к сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РБ от 30.12.2005 № 285.
Транспортирование макулатуры осуществляется по ГОСТ 1641-75 "Бумага. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение" (п. 8.1 ГОСТ 10700-97 "Макулатура бумажная и картонная. Технические условия").
Допускается транспортировать макулатуру в открытых транспортных средствах. При этом она должна быть защищена от атмосферных осадков брезентом, полиэтиленовой пленкой и т.п.
Организация осуществляет ввоз запоминающих устройств на жестких магнитных дисках (код ТН ВЭД 8471 70 500 0) для сборки (производства) блоков обработки данных (код ТН ВЭД 8471 50 000 0), вывозимых для продажи в Российскую Федерацию. И запоминающие устройства, и блоки содержатся в приложении 1 к Указу № 313.
По каким товарам организация должна исполнять обязанность – по импортируемым или производимым?
Ни по каким – при соблюдении определенных условий.
Производители и импортеры товаров, определенных в приложении 1 к Указу № 313, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств производимых и ввозимых товаров (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).
В то же время в данном случае организация подпадает одновременно под исключения, предусмотренные:
– п. 4 Информации-2013*.
__________________________
* Информация о порядке применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления", согласованная поручением Совета Министров РБ от 18.02.2013 № 203-45 (далее – Информация-2013; см. "ГБ", 2013, № 14, с. 37–38).
В случае ввоза юридическим лицом товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, для использования в собственном производстве в качестве сырья, материалов (полуфабрикатов), запасных частей и комплектующих для производства товаров, также названных в приложении 1 к Указу № 313, у юридического лица возникает обязанность по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, только как у производителя, т.е. только в части произведенныхтоваров, названных в приложении 1 к Указу № 313.
Ввозимые запоминающие устройства на жестких магнитных дисках включены в приложение 1 к Указу № 313 (код ТН ВЭД 8471 70 500 0) и используются для производства товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313.
Следовательно, у организации в отношении импортированных товаров не возникает обязанности обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров.
Подтверждением использования в производстве ввезенных товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, являются данные бухгалтерского учета;
– абз. 3 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313.
Производители освобождаются от обязанности обеспечивать сбор отходов в отношении произведенных товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, при их реализации за пределы Республики Беларусь.
В рассматриваемом случае производимые блоки обработки данных включены в приложение 1 к Указу № 313 (код ТН ВЭД 8471 50 000 0) и реализуются в Российскую Федерацию (т.е. за пределы Беларуси).
Следовательно, у организации не возникает обязанности обеспечивать сбор отходов и в отношении произведенных и вывезенных блоков.
Подтверждением оснований освобождения от рассматриваемой обязанности являются экспортный контракт на поставку товаров, товаросопроводительные документы и (или) иные документы, составленные в соответствии с требованиями законодательства.