Ставки таможенных платежей и льготы зависят от правильной классификации автотранспорта по ТН ВЭД ТС
Применение ставок таможенных платежей, а также установленных законодательством льгот по их уплате зависит в первую очередь от кода автотранспорта по ТН ВЭД ТС (см. табл. 1).
– примечания к группе 87 ТН ВЭД ТС. В частности, данными примечаниями определено, что термин "бывшие в эксплуатации" применяется к транспортным средствам, с момента выпуска которых прошло 3 года или более, независимо от величины пробега автотранспортного средства;
– пояснения к ТН ВЭД ТС (рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 12.03.2013 № 4 "О пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза");
– постановление ГТК РБ от 16.11.2007 № 110 "О применении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза";
– предварительные решения о классификации товаров по ТН ВЭД ТС, принятые таможенными органами (данные решения размещены на официальных сайтах ГТК РБ и ЕЭК).
Теперь на практических ситуациях рассмотрим таможенные платежи, которые надо уплачивать при ввозе указанных категорий товаров, а также возможные льготы и иные преимущества по их уплате.
Уплата таможенных платежей и применение льгот зависит от вида ввозимого автотранспорта и порядка его использования с учетом таможенной процедуры
Ситуация 1. Правила ввоза легкового автотранспорта в Республику Беларусь
Организация оказывает услуги по сдаче в прокат легковых автомобилей. Для расширения ассортимента и обновления имеющегося автопарка она планирует приобрести в Германии легковые машины.
1.1. Какие таможенные платежи надо будет уплатить при ввозе названной категории товаров?
При постоянном размещении ввозимого легкового транспорта (товарная позиция 8703 ТН ВЭД ТС) на территории Республики Беларусь такой автотранспорт помещают под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Эта процедура допускает нахождение и использование иностранных товаров на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза (далее – ТК ТС) (ст. 209 ТК ТС).
Организация при помещении транспорта под такую процедуру должна будет уплатить следующие таможенные платежи:
1) таможенные сборы за совершение таможенных операций.
Ставки таких сборов определены Указом Президента РБ от 13.07.2006 № 443 "О таможенных сборах" (далее – Указ № 443). В отношении транспорта, в т.ч. легкового, установлена ставка в размере 50 евро в эквиваленте. Таможенные сборы за совершение таможенных операций уплачивают отдельно по каждой декларации на товары независимо от того, какое количество автотранспорта и какой стоимости будет задекларировано по такой декларации;
2) ввозную таможенную пошлину.
По общему правилу данная пошлина уплачивается по ставкам, установленным Единым таможенным тарифом Таможенного союза (далее – ЕТТ ТС), утвержденным решением Совета ЕЭК от 16.07.2012 № 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза" (далее – решение № 54).
Однако при ввозе транспорта, в т.ч. легкового, применяют ставки, определенные решением Совета ЕЭК от 16.07.2012 № 55 "О применении Республикой Беларусь и Республикой Казахстан ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, в отношении отдельных категорий товаров" (далее – решение № 55).
На это организации необходимо обратить особое внимание, так как ставки, предусмотренные решением № 55 (приведены в табл. 2), выше ставок, предусмотренных ЕТТ ТС.
Легковые автомобили являются подакцизным товаром (ст. 111 Налогового кодекса РБ; далее – НК РБ). Ставки акцизов на II полугодие 2013 г. определены в приложении 1 к НК РБ (см. табл. 3).
"Ввозной" НДС в отношении автотранспорта уплачивается по ставке 20 % (ст. 102 НК РБ). Сумму данного налога определяют от таможенной стоимости, увеличенной на подлежащую уплате сумму ввозной таможенной пошлины и акцизов.
1.2. Предусмотрены ли законодательством какие-либо льготы по уплате таможенных платежей при ввозе легкового транспорта в Республику Беларусь?
Единственная льгота по уплате таможенных платежей, которую организация вправе получить при ввозе легкового транспорта, – это освобождение от акцизов, предусмотренное Указом № 546. Данное освобождение распространяется на следующие легковые автомобили (см. табл. 4).
При ввозе легкового транспорта организация вправе воспользоваться рассрочкой по уплате НДС, которая предусмотрена Указом Президента РБ от 24.09.2009 № 465 "О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь".
Данная рассрочка предоставляется в отношении товаров (в т.ч. легковых автомобилей), являющихся предметами договоров международного лизинга, на срок действия договора лизинга, но не более чем на 5 лет, при условии обеспечения уплаты НДС.
За предоставление данной рассрочки взимаются проценты, начисляемые на непогашенную сумму рассрочки в размере 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день уплаты НДС, за каждый день срока, прошедшего с даты начала действия рассрочки (для первого взноса НДС) либо с даты уплаты предыдущего взноса (для второго и последующих взносов). Суммы процентов уплачивают одновременно с платежами, вносимыми в счет погашения рассрочки.
Погашение такой рассрочки и уплату процентов производят в течение срока ее действия ежеквартально равными долями.
При ввозе автотранспорта по договору аренды, безвозмездного пользования (т.е. временно) применяют таможенную процедуру временного ввоза (допуска). При этой процедуре иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением (полным или частичным) от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта (ст. 277 ТК ТС).
Полного условного освобождения от таможенных пошлин, налогов в отношении автотранспорта не предусмотрено. В то же время при частичном условном освобождении таможенные пошлины, налоги уплачиваются за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Таможенного союза в размере 3 % суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. При этом уплату производят за весь установленный период срока действия этой таможенной процедуры или периодически по выбору декларанта, но не реже чем раз в 3 месяца. Периодичность такой уплаты определяет декларант с согласия таможенного органа (ст. 282 ТК ТС).
Дело в том, что временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта (ст. 279 ТК ТС). Передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу допускается, но с учетом следующих требований:
– в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта и (или) модернизации), хранения, транспортировки, – без разрешения таможенного органа;
– в иных случаях – с разрешения таможенного органа.
В связи с этим на указанную передачу организация должна получить соответствующее разрешение таможни.
Для получения такого разрешения декларант этих товаров должен подать в таможенный орган, в котором производилось их помещение под таможенную процедуру, письменное заявление с указанием в нем причины передачи временно ввезенных товаров другому лицу и сведения об этом лице.
Организация оказывает услуги по перевозке грузов. В настоящее время она планирует приобрести за рубежом (за пределами Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России) несколько тягачей и полуприцепов к ним.
При выпуске для внутреннего потребления названной категории товаров необходимо уплачивать:
– таможенные сборы за совершение таможенных операций.
Как уже отмечалось, в отношении автотранспорта ставка такого сбора установлена в размере 50 евро в эквиваленте (Указ № 443);
– ввозную таможенную пошлину.
ЕТТ ТС и решением № 55 на данные товары предусмотрены следующие ставки ввозных таможенных пошлин (см. табл. 5):
"Ввозной" НДС в отношении автотранспорта уплачивают по ставке 20 % (ст. 102 НК РБ).
Для соответствующей классификации вышепоименованных товаров и применения 5%-й ставки ввозной таможенной пошлины экологический класс должен быть подтвержден соответствующей записью в одобрениитипа транспортного средства или в сертификате соответствия (см. ЕТТ ТС). Такие документы должны быть представлены при таможенном декларировании.
– новых автобусов, предназначенных для перевозки до 120 человек, включая водителя, с дизельным двигателем, экологического класса 4 или выше, габаритной длиной не менее 11,5 м, имеющих не менее 41 посадочного места, включая водителя, объем багажного отсека не менее 5 м3 и предназначенных для перевозки только сидящих пассажиров и их багажа (коды 8702 10 119 1, 8702 10 919 1 ТН ВЭД ТС);
– бывших в эксплуатации автобусов от 3 до 5 лет, предназначенных для перевозки до 120 человек, включая водителя, с дизельным двигателемобъемом не боле 2 500 см3, экологического класса 4 или выше, габаритной длиной не менее 11,5 м, имеющих не менее 41 посадочного места, включая водителя, объем багажного отсека не менее 5 м3 и предназначенных для перевозки только сидящих пассажиров и их багажа (код 8708 10 999 7 ТН ВЭД ТС).
Для вышеуказанных автобусов предусмотрена ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0 %, т.е. фактически освобождение от ее уплаты.
В отношении отдельных транспортных средств, ввозимых в качестве вклада в уставный фонд, Декрет № 6 допускает освобождение от ввозных таможенных пошлин и НДС.
В частности, такое освобождение распространяется на транспортные средства, классифицируемые в товарных позициях 8701 (тягачи) и 8716 (полуприцепы) ТН ВЭД ТС.
Предусмотрено, что коммерческие организации, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и НДС, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь указанных товаров, в качестве вклада в уставный фонд этих организаций в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования такого фонда. При этом суммарная стоимость товаров не должна превышать величину неденежного вклада, указанного в учредительных документах коммерческих организаций.
Для этих целей под территорией средних, малых городских поселений, сельской местности понимается территория Республики Беларусь, за исключением территории городов Барановичи, Бобруйск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жодино, Жлобин, Лида, Минск, Могилев, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск.
При таможенном декларировании названных товаров необходимо дополнительное представление учредительных документов, подтверждающих внесение указанных товаров в качестве вклада учредителя в уставный фонд, их стоимость, а также подтверждения местонахождения предприятия. Последнее уполномочен выдавать соответствующий регистрирующий орган.
Указанные льготы подлежат возмещению в случае, если в течение 5 лет со дня получения льготы организация:
– ликвидируется по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;
– совершила сделки, предусматривающие переход права собственности на такие товары;
– осуществила передачу указанных товаров во временное пользование "третьим" лицам (за исключением передачи организациям с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности).
На какие товары она распространяется?
Решением № 113 предусмотрено применение антидемпинговой пошлины в отношении ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза легких коммерческих автомобилей, представляющих собой моторные транспортные средства с полной массой от 2,8 т до 3,5 т включительно, с дизельным двигателем с рабочим объемом цилиндров не более 3 000 см3, с типом кузова "фургон" модификации "грузовой цельнометаллический фургон" (предназначен для перевозки грузов до 2 т включительно) либо модификации "комби – грузопассажирский фургон" (предназначен для комбинированной перевозки грузов и людей), происходящих из Федеративной Республики Германии, Итальянской Республики и Турецкой Республики, классифицируемых кодами 8704 21 310 0 и 8704 21 910 0 ТН ВЭД ТС.
Соответственно в отношении названных транспортных средств дополнительно к рассмотренным выше таможенным платежам потребуется уплатить антидемпинговую пошлину (см. табл. 6).
Организация, оказывающая услуги по перевозке пассажиров, планирует приобретение за рубежом (за пределами Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России) нескольких пассажирских автобусов.
В отношении таких товаров уплачиваются таможенные сборы за совершение таможенных операций (ставка 50 евро), ввозная таможенная пошлина, НДС (ставка 20 %).
Ставки ввозной таможенной пошлины в отношении автобусов представлены в табл. 7.