Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом (п. 1 ст. 10 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности"; далее – Закон № 57-З). Первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом, должны содержать сведения, оговоренные в п. 2 ст. 10 Закона № 57-З.
Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.
Формы первичных учетных документов, включенных в перечень, утвержденный Советом Министров, утверждают уполномоченные государственные органы, указанные в этом перечне (п. 3 ст. 10 Закона № 57-З). В настоящее время перечень первичных учетных документов, к которому отсылает п. 3 ст. 10 Закона № 57-З, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2011 № 360 (далее – Перечень № 360).
Форму акта сдачи-приемки СМР уполномочено утверждать Минстройархитектуры
Одним из видов первичных учетных документов, включенных в Перечень № 360, является акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (п. 7 Перечня № 360, далее – акт сдачи-приемки СМР).
Органом, уполномоченным на утверждение формы акта сдачи-приемки СМР, является Минстройархитектуры.
В настоящее время постановлением Минстройархитектуры РБ от 29.04.2011 № 13 "Об установлении форм первичных учетных документов в строительстве" (далее – постановление № 13) утверждены 4 формы акта сдачи-приемки СМР:
1) акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ формы С-2 (приложение 3 к постановлению № 13);
2) акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ формы С-2а (приложение 4 к постановлению № 13);
3) акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ формы С-2б (приложение 5 к постановлению № 13);
4) акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ формы С-2в (приложение 6 к постановлению № 13).
Выбор формы акта сдачи-приемки СМР зависит от того, в соответствии с какими нормативными правовыми актами сформирована стоимость СМР по договору строительного подряда, и вида выполняемых работ
Затруднения, которые возникают у организации при выборе "правильной" формы акта сдачи-приемки СМР, вызваны прежде всего отсутствием конкретных указаний на порядок заполнения данных форм, определяющих в т.ч. случаи их использования.
В связи с этим при выборе акта сдачи-приемки СМР, подлежащего применению в каждой конкретной ситуации, необходимо руководствоваться в первую очередь формой каждого из актов сдачи-приемки СМР и наименованиями соответствующих граф, которые указывают на выбор формы, например:
– на необходимость использования индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ для акта формы С-2;
– на необходимость применения коэффициента, учитывающего прогнозный индекс цен в строительстве, предусмотренного формой акта С-2а;
– на необходимость указания показателя неизменной договорной (контрактной) цены с учетом прогнозного индекса цен в строительстве в нормативный период, предусмотренного в форме акта С-2б;
– на необходимость указания в форме акта С-2в показателя договорной (контрактной) цены, а также стоимости работ с учетом коэффициента изменения стоимости и т.п.
При этом при выборе формы акта сдачи-приемки СМР необходимо учитывать и разъяснения специалистов Минстройархитектуры, касающиеся порядка выбора подлежащей применению формы акта сдачи-приемки СМР.
В настоящее время в зависимости от порядка определения стоимости работ, выполняемых по договорам строительного подряда, и порядка расчетов по договорам подряда, а именно от того, в соответствии с требованиями каких нормативных правовых актов была сформирована цена предложения подрядчика, а также с учетом наименований граф актов сдачи-приемки СМР организациям следует использовать:
– в случаях, когда проектно-сметная документация составлена в базисных ценах (в ценах 1991 г. либо в ценах 2006 г.) и при расчетах между подрядчиком и заказчиком для определения стоимости выполненных строительных и иных специальных монтажных работ в текущих ценах применяются индексы изменения стоимости работ по элементам затрат, – форму С-2.
Форма С-2 может использоваться также в случае выявления в процессе строительства необходимости выполнения работ (услуг), не предусмотренных в конкурсной документации, т.е. дополнительных работ. При этом составляется 3-сторонний акт формы С-2, подписанный заказчиком, подрядчиком и проектной организацией, который подтверждает необходимость выполнения дополнительных работ (п. 18 Положения о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов, утвержденного постановлением Минстройархитектуры РБ от 03.03.2005 № 235);
– для определения стоимости работ по текущему ремонту и дополнительных работ при возведении, реконструкции, капитальном ремонте, возникающих в связи с корректировкой проектной документации, стоимость которых формируется в соответствии с Указом Президента РБ от 11.08.2011 № 361 "О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь" (далее – Указ № 361), а также в предусмотренных законодательством случаях в соответствии с Положением о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов (в том числе этапов работ по строительству), утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 18.11.2011 № 1553 (далее – Положение № 1553), – форму С-2а;
– в случаях, когда цена предложения подрядчика сформирована в соответствии с требованиями Указа № 361, а также в предусмотренных законодательством случаях в соответствии с Положением № 1553 – форму С-2б.
Справочно: Положение № 1553 определяет порядок формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов (в т.ч. этапов работ по строительству) и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства, кредитов банков РБ под гарантии Правительства и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов с использованием государственной поддержки.
Нормы Положения № 1553 могут применяться также при строительстве иных объектов при принятии соответствующего решения заказчиком (застройщиком).
Согласно пп. 3, 4 и 5 Положения № 1553 цена заказчика формируется на основании проектной (в т.ч. сметной) документации, утвержденной в установленном порядке, и является предельной.
Цена предложения подрядчика формируется на основании представляемой заказчиком проектной (в т.ч. сметной) документации, составной частью которой является ведомость объемов работ и расхода ресурсов, т.е. в соответствии с требованиями Положения № 1553 при формировании предложения подрядчика и расчетов за выполненные работы используются нормативы расхода ресурсов в натуральном выражении (НРР).
Цену предложения подрядчика определяют в ценах на дату начала строительства с применением прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Минэкономики, в нормативный период строительства с учетом налогов и отчислений согласно законодательству.
Форма С-2 в применяется в случае, когда цена предложения подрядчика была сформирована в соответствии с Положением о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 03.03.2005 № 235(далее – Положение № 235).
По сути, форма С-2в представляет собой "замену" акта приемки выполненных работ (этапов), ранее содержащегося в приложении 6 к Положению № 235.
Цена заказчика (инвестора) и цена предложения подрядчика формируются на основании укрупненных нормативов стоимости строительства объектов либо ведомости объемов и стоимости работ (п. 3 Положения № 235). Укрупненные нормативы стоимости строительства объектов утверждаются Минстройархитектуры и остаются неизменными в течение 5 лет. При этом для участия в подрядных торгах организации-претенденты при подаче конкурсного предложения могут применять укрупненные нормативы стоимости строительства объектов, разработанные в этих организациях и не превышающие утвержденные Минстройархитектуры.
Цену заказчика (инвестора) и цену предложения подрядчика определяют в ценах на дату принятия решения о проведении подрядных торгов или переговоров с учетом налогов, сборов (пошлин) и иных отчислений в доходы соответствующих бюджетов согласно действующему законодательству. При строительстве объектов с нормативным сроком строительства до 18 месяцев (за исключением реконструкции, ремонта, реставрации объектов) цену предложения подрядчика можно определять с учетом прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке (п. 6-1 Положения № 235).
Договорную (контрактную) цену на дату заключения договора строительного подряда устанавливают с учетом коэффициента, определяемого соотношением статистических индексов стоимости строительно-монтажных работ на дату заключения договора строительного подряда и на дату формирования цены предложения подрядчика – победителя торгов или претендента, если за этот период произошло изменение величины этих статистических индексов (п. 9 Положения № 235).
При этом договорная (контрактная) цена корректируется в случае изменения прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке (п. 11 Положения № 235).
Является ли применение форм первичных учетных документов, утвержденных постановлением № 13, обязательным
Все формы первичных учетных документов, утвержденные постановлением № 13, являются обязательными к применению всеми организациями независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, так как включены в Перечень № 360 (пп. 7, 8 и 9 Перечня № 360).
Что делать при исполнении договоров строительного подряда, которые были заключены до утверждения форм актов С-2а, С-2б и С-2в
Напомним, что формы актов С-2а и С-2б были утверждены постановлением Минстройархитектуры РБ от 28.06.2013 № 21 "О внесении изменения и дополнений в постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29 апреля 2011 года № 13", которое вступило в силу с 3 августа 2014 г.
Форма акта С-2в была утверждена постановлением Минстройархитектуры РБ от 01.04.2014 № 18 "О внесении дополнений в постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29 апреля 2011 года № 13", которое вступило в силу с 25 апреля 2014 г.
Формы актов не распространяют свое действие на период до их принятия.
Основанием для расчетов за выполненные строительные работы является подписанная уполномоченными представителями заказчика и подрядчика справка о стоимости выполненных работ и затратах, составленная на основании акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ по формам, утверждаемым Минстройархитектуры (п. 55 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450).
Вышеуказанными Правилами либо иными нормативными правовыми актами возможность использования форм первичных учетных документов в строительстве, действующих на дату заключения договора строительного подряда, в настоящее время не предусмотрена.
На основании вышеизложенного документальное оформление взаимоотношений (формы используемых первичных учетных документов) между заказчиками и подрядчиками в рамках договоров строительного подряда, заключенных до вступления в силу постановлений № 21 и № 18, должно быть приведено в соответствие с требованиями этих постановлений.
Таким образом, формы актов С-2а и С-2б применяются при приемке выполненных СМР, дата составления акта по которым приходится на 3 августа 2013 г. и позднее (при этом дата подписания акта может быть и позднее 3 августа 2013 г.).
Акт формы С-2в применяется при приемке выполненных СМР, дата составления акта по которым приходится на 25 апреля 2014 г. и позднее.
С учетом того что отчетным периодом в подавляющем большинстве случаев между заказчиком и подрядчиком определен календарный месяц, то акты формы С-2а и С-2б следует фактически применять начиная с августа 2013 г., форму акта С-2б – начиная с апреля 2014 г.
Виктор Статкевич, аудитор