Ситуация. Организация при арендных отношениях не уплатила экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
У организации «А» есть собственный производственный цех. Он оборудован системой вентиляции для удаления загрязняющих веществ в атмосферный воздух. На выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов организация «А» получила разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – разрешение). Суммарный объем выбросов по разрешению – 12 т в год. Часть производственного оборудования организация «А» передала в аренду организации «Б».
Договором аренды оборудования также установлено, что организация «А» предоставляет организации «Б» разрешение и уплачивает экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
При налоговой проверке организации «Б» установлен факт неуплаты экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Расчетным путем установлено, что выбросы от оборудования, переданного в аренду организации «Б», составили 4,5 т в год.
Организация «Б» не согласилась с выводами проверяющих. В возражениях к акту проверки она написала, что плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух является организация, получившая разрешение, и что это указано в договоре аренды.
Кто прав в данной ситуации: организация-арендатор или налоговая инспекция?
Права налоговая инспекция.
Проверяющие в ответе на возражения использовали нормы Налогового кодекса (далее – НК) и Положения № 664*.
__________________________
* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2009 № 664 «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия» (в редакции постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.2009 № 1692, от 29.03.2013 № 234, от 31.12.2014 № 1271).
Свою позицию они обосновали следующим образом.
Организация становится плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при одновременном соблюдении следующих условий:
1) если загрязняющие вещества выбрасываются в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, эксплуатируемых в соответствии с разрешением на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (подп. 1.1 п. 1 ст. 205 НК);
2) если нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешении, составляют 3 т в год и более (абз. 2 п. 2 ст. 205 НК).
Поскольку разрешение получил арендодатель «А», то арендатору «Б» не надо получать отдельное разрешение. Это следует из п. 5 Положения № 664.
Справочно: разрешение на выбросы выдается организации, имеющей объекты воздействия на атмосферный воздух или стационарные источники выбросов:
– или по месту ее нахождения;
– или по месту нахождения источников выбросов или сосредоточения источников выбросов.
При аренде зданий, строений, сооружений или оборудования – объектов воздействия на атмосферный воздух, имеющих стационарные источники выбросов, на которые необходимо получение разрешения на выбросы, такое разрешение получает арендатор, если в договоре аренды не указано иное.
Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух у арендатора составил 4,5 т в год, т.е. больше «льготного» порога, установленного НК.
Налоговым законодательством определено, что:
– плательщики налогов – это организации, которые согласно НК обязаны уплачивать налоги (п. 1 ст. 13 НК);
– объекты налогообложения – это обстоятельства, с наличием которых у плательщика НК связывает возникновение налогового обязательства (п. 1 ст. 28 НК);
– налоговое обязательство исполняет непосредственно плательщик. Исключение – случаи, когда в соответствии с НК, актами Президента Республики Беларусь исполнение налогового обязательства возлагается на иное обязанное лицо либо иному лицу предоставляется право уплатить налоги за плательщика (п. 2 ст. 37 НК).
Эксплуатация арендованного оборудования приводит к образованию загрязняющих веществ и их выбросу в атмосферный воздух через стационарные источники выбросов.
При осуществлении указанной деятельности у организации «Б» возникает объект обложения экологическим налогом – выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – экологический налог за выбросы). Соответственно такая организация – плательщик экологического налога за выбросы.
НК не предоставляет арендодателю права уплачивать указанный налог за арендатора. Значит, организация «Б» обязана самостоятельно уплачивать его.
Отношения по договорам аренды не могут изменить плательщика экологического налога за выбросы. Зависимость его уплаты от разрешения не означает, что плательщиком признается лицо, получившее разрешение.
Таким образом, организация «Б» обязана уплатить:
– экологический налог за выбросы 4,5 т в год загрязняющих веществ;
– административный штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы экологического налога, но не менее 10 базовых величин (п. 1 ст. 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях);
– пени (ст. 52 НК).
Арендатор «Б» должен выполнить требования налогового органа в установленные им сроки.
Рекомендации организациям-арендаторам по уплате экологического налога за выбросы
Есть 2 способа уплаты экологического налога за выбросы:
1) в общем порядке – т.е. ежеквартально, исходя из фактических объемов выбросов загрязняющих веществ, поступивших в атмосферный воздух в отчетном квартале;
2) по упрощенному порядку:
– или 1 раз в год, исходя из годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
– или ежеквартально в размере 1/4 исчисленной суммы экологического налога, исходя из годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Организация-арендатор вправе выбрать один из указанных способов.
Налоговая база данного налога определяется как фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях.
Размеры ставок экологического налога за выбросы установлены в приложении 6 к НК и составляют (см. таблицу):
К указанным ставкам экологического налога за выбросы можно применить следующие коэффициенты:
0,27 – за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения.
Коэффициент 0,27 не применяется к ставкам налога за выбросы, образующиеся при теплоэнергообеспечении технологических процессов собственного производства.
Справочно: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, – это выбросы от сгорания топлива, при котором вырабатываются:
– электрическая энергия, отпускаемая населению для освещения, питания электробытовых приборов и стационарных электроплит;
– тепловая энергия, отпускаемая населению для отопления и горячего водоснабжения, в т.ч. для объектов здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства, обеспечивающих социально-бытовые нужды населения;
0,9 – за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух плательщиками, получившими экологический сертификат соответствия, в течение 3 лет со дня его получения.