Способы принудительного исполнения налогового обязательства
Субъекты хозяйствования (далее – плательщики) должны уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины). Неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства является основанием для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты соответствующих пеней, а также для применения к указанному лицу мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательством.
Исполнение налогового обязательства обеспечивается следующими способами:
1) залогом имущества (ст. 50 НК);
2) поручительством (ст. 51 НК);
3) пенями (ст. 52 НК);
4) приостановлением операций по счетам в банке (ст. 53 НК);
5) арестом имущества (ст. 54 НК).
Уплата пеней обеспечивается всеми вышеуказанными способами, за исключением третьего.
Справочно: порядок применения вышеперечисленных способов принудительного исполнения налогового обязательства, уплаты пеней определен гл. 5 НК.
В части обеспечения уплаты таможенных платежей могут применяться способы обеспечения исполнения налогового обязательства, уплаты пеней в порядке и на условиях, установленных таможенным законодательством.
Взысканием налога, сбора (пошлины), пени признают принудительное исполнение налогового обязательства, уплаты пеней в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком (иным обязанным лицом) в установленный срок налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней.
Взыскание налога, сбора (пошлины), пени производится в порядке и на условиях, предусмотренных НК за счет денежных средств и (или) другого имущества:
1) плательщика (иного обязанного лица);
2) дебиторов плательщика (иного обязанного лица) – организации.
При взыскании налоговым (таможенным) органом налога, сбора (пошлины), пени за счет дебиторов днем уплаты налога, сбора (пошлины), пени признают:
– день выдачи налоговым (таможенным) органом банку платежных инструкций на взыскание причитающихся налога, сбора (пошлины), пени – при условии наличия на счете дебитора плательщика (иного обязанного лица) – организации средств, достаточных для исполнения банком платежных инструкций в полном объеме;
– день исполнения банком ранее не исполненных платежных инструкций налогового (таможенного) органа на взыскание причитающихся налога, сбора (пошлины), пени – по причине отсутствия на счете дебитора плательщика (иного обязанного лица) – организации средств, достаточных для исполнения платежных инструкций в полном объеме.
Организации обязаны вести учет дебиторской задолженности
Взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика (иного обязанного лица) – организации производится в бесспорном порядке на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица). Решение налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов выносится в отношении одного или нескольких дебиторов плательщика (иного обязанного лица) и должно содержать указание:
– на счета дебитора плательщика (иного обязанного лица);
– сумму, подлежащую взысканию, которая не может превышать сумму дебиторской задолженности этого дебитора плательщику (иному обязанному лицу).
Основанием для вынесения такого решения является:
– или справка наличия дебиторской задолженности у плательщика (иного обязанного лица) – организации.
Ее должны составлять налоговые органы при взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика (иного обязанного лица) – организации.
Справочно: форма справки о наличии дебиторской задолженности у плательщика налогов, сборов (пошлин) (иного обязанного лица) – организации содержится в приложении 12 к постановлению МНС РБ от 31.12.2010 № 97 "Об установлении форм документов, применяемых налоговыми органами и их должностными лицами при обеспечении исполнения налогового обязательства, уплаты пеней, взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней, иных обязательных платежей, контроль за исчислением и (или) уплатой которых возложен на налоговые органы, осуществлении контроля за соблюдением законодательства, и уведомления о проведении мероприятий по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов", в ред. постановления от 20.12.2012 № 42 (далее – постановление № 97).
Оформление налоговым органом этой справки производится на основании:
перечня дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности и копий документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности.
Указанные документы организации должны представить не позднее 5 рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней в налоговый орган по месту постановки на учет (подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК);
документов, представленных органами Комитета госконтроля РБ (новация 2013 г.);
результатов мероприятий по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов;
результатов проверки, проведенной налоговым органом;
– или заявление плательщика (иного обязанного лица) об уступке требования кредитора и документ (акт сверки или иной подписанный дебитором и плательщиком (иным обязанным лицом) документ), подтверждающий наличие дебиторской задолженности у плательщика (иного обязанного лица) и кредиторской задолженности у дебитора плательщика (иного обязанного лица).
Взыскание налога, сбора (пошлины), пени не производится:
– за счет денежных средств на корреспондентских счетах дебитора плательщика (иного обязанного лица) – организации, благотворительных счетах, открытых дебитору плательщика (иного обязанного лица) – организации для внесения (поступления) иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте, специальных счетах, открытых в соответствии с законодательными актами, а также на счетах по учету бюджетных средств государственного казначейства и местных бюджетов;
– по дебиторской задолженности, по которой не наступил срок уплаты в соответствии с договором (т.е. плательщики при подготовке информации о наличии дебиторской задолженности должны учитывать сроки исполнения своими партнерами договорных обязательств).
Взыскание налога, сбора (пошлины), пени с валютных счетов дебиторов плательщика (иного обязанного лица) – организации производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Нацбанком РБ на дату взыскания.
Важно! Ответственность за достоверность сведений о дебиторах и суммах дебиторской задолженности несет плательщик (п. 3 ст. 58 НК).
Это значит, что в случае необоснованного взыскания денежных средств с дебитора последний вправе требовать возмещения причиненных убытков не с налогового органа, осуществившего взыскание, а с плательщика, представившего недостоверные сведения.
Банк плательщика должен выполнить решение налогового органа не позднее 1 банковского дня со дня его получения
Решение налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов и платежная инструкция выдаются банку, обслуживающему данный налоговый орган, на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа.
В НК определен порядок исполнения банками этого решения, а именно:
1) банк, обслуживающий налоговый орган, должен незамедлительно довести решение налогового (таможенного) органа с приложением платежной инструкции до сведения банка, где открыты счета плательщика (иного обязанного лица) – организации.
При этом решение от банка к банку может поступить или на бумажном носителе, или по установленным форматам в виде электронного документа;
2) банк плательщика, получив решение и платежные инструкции, должен исполнить его в первоочередном порядке – не позднее 1 банковского дня со дня получения им этого решения.
При этом банк приостанавливает, если иное не установлено законодательными актами, все другие расходные операции по счетам плательщика (иного обязанного лица) – организации.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика (иного обязанного лица) – организации в день получения банком решения налогового или таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени такое решение исполняется по мере поступления денежных средств на указанные в нем счета не позднее 1 банковского дня после каждого такого поступления (п. 3 ст. 56 НК).
Указ № 510 не регулирует мероприятия по выявлению дебиторов плательщика
Порядок проведения мероприятий по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов определен ст. 782 НК. Такие мероприятия проводятся в отношении плательщика (иного обязанного лица), имеющего не исполненные в установленные сроки налоговые обязательства, неуплаченные пени, по месту его нахождения и (или) по месту нахождения его имущества в порядке, установленном НК.
Мероприятия проводятся в случае:
– непредставления по требованию налогового, таможенного органа плательщиком документов (их копий), иной информации, касающейся имущества плательщика;
– непредставления плательщиком в установленный срок перечня дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности и копий документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности (подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК);
– недостаточности суммы дебиторской задолженности, указанной плательщиком в представленных им перечне дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности и копиях документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности, для взыскания налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика;
– в иных случаях при наличии не исполненного в установленные сроки налогового обязательства, неуплаченных пеней.
Решение о проведении мероприятий принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового (таможенного) органа иоформляется уведомлением о проведении мероприятий.
Справочно: форма уведомления о проведении мероприятий по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов содержится в приложении 11 к постановлению № 97.
Доступ должностных лиц налоговых (таможенных) органов на территорию или в помещение плательщика в целях проведения мероприятий осуществляется при предъявлении этими лицами уведомления о проведении мероприятий и служебных удостоверений.
Мероприятия проводятся в присутствии плательщика или его представителя, как правило, в течение 1 рабочего дня.
Если в ходе мероприятий у плательщика выявляются имущество и его дебиторы, то по их результатам оформляется справка.
Незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц налогового, таможенного органа к проведению мероприятий влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами.
Справочно: мероприятия по выявлению дебиторов (имущества) плательщика не являются проверкой, и на них не распространяются нормы Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь".
С 1 января 2013 г. организации-дебиторы при отсутствии неисполненных налоговых обязательств (неуплаченных пеней) вправе вернуть излишне взысканные с них суммы
До 1 января 2013 г. вопросы возврата дебитору излишне взысканной суммы не были урегулированы налоговым законодательством: дебитор мог реализовать свое право только путем решения гражданско-правового спора с плательщиком. С 2013 г. эта проблема разрешилась.
Теперь, если в результате исполнения банком решения налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебитора плательщика (иного обязанного лица) – организации взысканная сумма дебиторской задолженности превышает сумму дебиторской задолженности этого дебитора плательщику (иному обязанному лицу) – организации, то данная сумма денежных средств подлежит возврату дебитору плательщика (иного обязанного лица) – организации, если у такого дебитора отсутствуют неисполненные налоговые обязательства или неуплаченные пени.
Возврат суммы дебиторской задолженности производится на основании:
1) письменного заявления дебитора плательщика (иного обязанного лица) – организации;
2) решения налогового органа.
Алгоритм возврата такой суммы следующий:
1) налоговый орган обязан сообщить дебитору плательщика (иного обязанного лица) – организации о каждом ставшем ему известным факте взысканных денежных средств в сумме, превышающей размер дебиторской задолженности, не позднее 5 рабочих дней со дня обнаружения каждого такого факта.
Данное сообщение налоговый орган должен довести до дебитора плательщика (иного обязанного лица) – организации на бумажном носителе (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) или по установленным форматам в виде электронного документа. Сообщение на бумажном носителе должно быть вручено под роспись дебитору плательщика (иного обязанного лица) – организации.
В случае выявления факта наличия у дебитора плательщика (иного обязанного лица) – организации неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней налоговый орган должен:
– самостоятельно произвести зачет суммы дебиторской задолженности в течение 5 рабочих дней со дня выявления такого факта;
– сообщить дебитору плательщика (иного обязанного лица) – организации о произведенном зачете суммы дебиторской задолженности в счет исполнения налогового обязательства по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней не позднее 5 рабочих дней со дня проведения такого зачета;
2) организация на основании полученного сообщения должна оформить заявление.
Заявление о возврате суммы дебиторской задолженности может быть подано дебитором плательщика (иного обязанного лица) – организации не позднее 2 месяцев со дня направления налоговым органом дебитору плательщика (иного обязанного лица) – организации сообщения о факте взысканной суммы дебиторской задолженности.
То есть срок подачи заявления начинает течь не со дня получения дебитором сообщения от налогового органа, а со дня, следующего за днем отправления налоговым органом этого сообщения.
Например, при отправлении сообщения заказным письмом такой датой будет дата, указанная на почтовом штемпеле места отправления этого письма.
Указанное заявление дебитор плательщика (иного обязанного лица) – организации должен подать в налоговый орган, вынесший решение о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств дебитора плательщика (иного обязанного лица) – организации;
3) возврат суммы дебиторской задолженности налоговый орган осуществляет не позднее 5 рабочих дней со дня подачи дебитором плательщика (иного обязанного лица) – организации заявления о возврате суммы дебиторской задолженности или зачета, произведенного в соответствии с частью третьей п. 7-1 ст. 61 НК.
Важно! Возврат денежных средств дебитора плательщика (иного обязанного лица) – организации производится:
– без начисления процентов;
– в той валюте, в которой законодательными актами предусмотрена уплата налога, сбора (пошлины), пени, взысканных за счет средств дебитора плательщика (иного обязанного лица) – организации.
Сообщения, заявления, решения, предусмотренные ст. 61 НК, направляются плательщику (иному обязанному лицу), дебитору плательщика (иного обязанного лица) – организации либо налоговому органу по установленным формам на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа.
Справочно: формы таких сообщений, заявлений, решений, установлены постановлением МНС РБ от 31.01.2012 № 4.
Налоговый орган при получении заявления о возврате излишне взысканной суммы налога, сбора (пошлины), пени по установленному формату в виде электронного документа передает плательщику (иному обязанному лицу) соответствующее подтверждение по установленному формату в виде электронного документа не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем получения такого заявления.