За рубежом существуют специализированные организации, которые скупают у банков задолженность по сомнительным кредитам. Нередко такие организации – дочерние структуры самих банков.
В Беларуси банки вправе уступить требования к кредитополучателю другому юридическому лицу, в т.ч. банку. При этом заключается договор об уступке требований (п. 22 Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республика Беларусь от 30.12.2003 № 226).
Теперь же комментируемый Указ № 268 создает ОАО «Агентство по управлению активами» (далее – Агентство). Его учредители – Республика Беларусь и области.
Задачи новой организации
Агентство не является ни банком, ни небанковской кредитно-финансовой организацией в смысле ст. 8–9 Банковского кодекса Республика Беларусь. Основные его задачи:
– приобретение у банков на основании договоров уступки требования активов (основной долг + проценты по кредиту |*|) согласно перечню активов и кредитополучателей, утверждаемому Советом Министров и Нацбанком;
– участие в установленном порядке в досудебном оздоровлении кредитополучателей;
– предоставление отсрочки (рассрочки) погашения основного долга, а также процентов за пользование кредитами, начисленных Банком развития до даты уступки требования.
* Информация о бухгалтерском и налоговом учете процентов по кредитам и займам в 2016 г.
Очевидно, что речь идет об участии в реструктуризации задолженности проблемных кредитополучателей. Однако первая из задач пока ограничена задолженностью сельскохозяйственных организаций. Видимо, этим объясняется тот факт, что акции Агентства, которые принадлежат Республике Беларусь, передаются в доверительное управление ОАО «Белагропромбанк».
Агентство приобретет активы, если…
Условия приобретения активов Агентством следующие:
а) с даты передачи активов часть процентов за пользование кредитами из средств республиканского и местных бюджетов не возмещается (не компенсируется), а гарантии Правительства и исполкомов не действуют;
б) процентная ставка за пользование кредитами |**| – 3 % годовых с ежемесячной уплатой процентов;
в) отсрочка погашения основного долга и процентов по кредитам – до 1 года с последующей его рассрочкой до 7 лет;
г) при приобретении активов к Агентству переходят права залогодержателя по договорам залога (ипотеки) в отношении находящегося в залоге (ипотеке) у банков и Банка развития имущества. Договор уступки требования не подлежит государственной регистрации.
Агентство не является банком, но…
Агентство – это не банк, но на него распространяются некоторые нормы банковского законодательства:
1) бухучет Агентство ведет в соответствии с нормативно-правовыми актами Нацбанка;
2) налогообложение доходов и операций Агентства, определение для этих целей затрат осуществляются в порядке, установленном для банков (ст. 132–133 Налогового кодекса Республики Беларусь);
3) Агентство вправе получать сведения, относящиеся к банковской тайне, и обязано их хранить;
4) Агентство вправе обращать в установленном законодательством порядке взыскание на заложенное имущество и реализовывать его в порядке, предусмотренном законодательством для банков, в случае удовлетворения требований о погашении кредитов за счет заложенного имущества;
5) Агентство может выступать залогодержателем земельных участков, находящихся в частной собственности, права аренды земельных участков, являющихся предметом соответственно ипотеки, залога.
Преференции Агентству и его банкам-партнерам
Агентству и его банкам-партнерам предоставляется ряд льгот. В том числе:
– оно освобождается от государственной пошлины за подачу исков о взыскании задолженности по кредитам, а также о защите прав и законных интересов Агентства, связанных с приобретением активов;
– освобождаются от НДС |*| обороты по реализации банками и Банком развития на территории Беларуси Агентству услуг по обслуживанию кредитов;
– безвозмездная (спонсорская) помощь банков Агентству для создания и укрепления его материально-технической базы, осуществляемая в виде безвозмездной передачи имущества, в т.ч. имущественных прав, не включается в состав внереализационных доходов Агентства, зато включается в состав внереализационных расходов этих банков для целей налогообложения.