Банкам рекомендовано устанавливать плату за эквайринг и инкассацию на основе договорных отношений с организациями торговли (сервиса), учитывая интересы двух сторон. Это было отмечено участниками расширенного заседания Правления Национального банка Республики Беларусь, посвященного итогам выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за I квартал 2015 г. и задачам банковской системы по их дальнейшей реализации.
Участники заседания признали, что регулирование тарифов на инкассацию и эквайринг остается по-прежнему одним из наиболее сложных вопросов.
"Принимая во внимание мнение банковского и бизнес-сообществ, текущий уровень развития рынка карточек в Республике Беларусь и другие факторы, банкам рекомендовано устанавливать вознаграждение (плату) за эквайринг и за инкассацию наличных денежных средств на основе договорных отношений с организациями торговли (сервиса), учитывая интересы как банка, так и организации торговли (сервиса), – отмечают в Нацбанке. – При этом особое внимание рекомендовано уделять созданию условий для развития сети платежных терминалов в сельской местности и росту доли безналичных операций с использованием банковских платежных карточек. Принимать решения о необходимости взимания платы с клиентов при осуществлении платежей с использованием наличных денежных средств в кассах банков необходимо с учетом экономической целесообразности и окупаемости предоставляемых банком услуг".
В рамках реализации задач по созданию условий для осуществления цифровой трансформации в банковской сфере Нацбанком разработан и вынесен на общественное обсуждение проект Указа Президента Республики Беларусь "О развитии цифровых банковских технологий и внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь".
Основополагающей нормой проекта Указа является регламентация возможности осуществлять идентификацию и аутентификацию клиента в банке, в котором клиент прошел первичную идентификацию в установленном законодательством порядке (личное присутствие и собственноручное подписание необходимых документов), при втором и последующих обращениях за услугами в этот же банк на основании идентификационной информации, уже имеющейся в банке и полученной при проведении первичной идентификации. Таким образом, банки на базе своих программно-технических решений смогут обслуживать клиента через каналы дистанционного банковского обслуживания при втором и последующих обращениях.
Второй ключевой нормой является создание механизма межбанковской идентификации и аутентификации клиентов без их физического посещения банков на базе информации о первичной идентификации в одном из банков Республики Беларусь. В связи с этим предлагается создать единую банковскую систему идентификации клиентов под эгидой Национального банка, что позволит создать предпосылки для формирования рынка идентификационных услуг и межбанковского рынка дистанционного банковского обслуживания. В качестве базы для создания единой системы идентификации предлагается рассматривать Единое расчетное и информационное пространство.
Проект Указа прошел первый этап согласования в государственных органах и в целом получил положительную оценку.