Бухгалтерская фирма или ИП оказывает бухгалтерские услуги организации на основании гражданско-правового договора.
Кто и за кого вправе подписываться в первичных учетных документах (ПУД)?
См. ниже.
Руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы передавать по договору ведение бухгалтерского учета и составление отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности (п. 1 ст. 7 Закона № 57-З).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З).
Из смысла ст. 7 и 8 Закона № 57-З следует, что при передаче организацией ведения бухгалтерского учета и отчетности на аутсорсинг организация – заказчик услуг и бухгалтерская организация (или ИП) – исполнитель сами согласовывают перечень передаваемых действий, объем услуг и ответственности. Закон № 57-З эти вопросы не регламентирует. Стороны такого договора могут решить передать на аутсорсинг весь бухгалтерский учет и отчетность, а могут только часть, при этом оставшуюся часть действий будет по-прежнему осуществлять бухгалтер организации или руководитель (в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 7 Закона № 57-З). Соответственно распределяется и ответственность за осуществление таких действий.
ПУД, кроме прочего, должны содержать указание должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи (п. 2 ст. 10 Закона № 57-З). Следовательно, нужно определить в соответствии с условиями договора об оказании услуг ведения бухгалтерского учета, в чей круг обязанностей входит оформление хозяйственной операции и подписание ПУД.
Существует ряд ПУД, которые требуют подписи руководителя или иных уполномоченных лиц, действующих от имени организации, но не бухгалтера, например, акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ. Такие документы может оформлять и бухгалтер на аутсорсинге, и свой бухгалтер, но подписывать должен руководитель или то лицо, которое он уполномочил доверенностью. Договор оказания бухгалтерских услуг не подразумевает представительства по таким вопросам и не заменяет доверенности.
Если же в бланке ПУД требуется подпись бухгалтера или главного бухгалтера организации, то не только оформлять, но и подписывать такие документы могут лица, оказывающие бухгалтерские услуги по договору при обязательном условии передачи им данных полномочий в соответствии с условиями договора.
Полагаем, что менять наименование должности, указанной в бланке, они не вправе (хотя термин «должность» для них не корректен), а рядом с должностью указать:
«Главный бухгалтер
(по договору №__ от______) ____________________ П.П.Петрова
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия)»
Считаем необходимым отметить, что указание всевозможных «заменителей» должности, например, «и.о. главного бухгалтера», «за главного бухгалтера» и т.д. неправомерно, поскольку ни Единый квалификационный справочник должностей служащих не содержит таких должностей, ни гражданско-правовой договор обычно не предусматривает таких формулировок.
Резюме: решение вопроса о правильном подписании ПУД от имени бухгалтера или главного бухгалтера полностью зависит от условий договора об оказании бухгалтерских услуг. В связи с этим в договоре необходимо четко прописать: чьи полномочия передаются организации или ИП (бухгалтера или главного бухгалтера); какой работник этой организации (или сам ИП) вправе подписывать документы за бухгалтера или главного бухгалтера (Ф.И.О., паспортные данные, должность в организации, оказывающей бухгалтерские услуги); право на подписание каких документов передается по договору (вплоть до перечисления документов).