Работники банка при открытии банковского счета, осуществлении платежей просят заполнить анкету на организацию, а также представить дополнительные документы.
Правомерны ли их действия?
Правомерны.
Клиенты банков (организации) должны представлять обслуживающим банкам документы (сведения), необходимые для их идентификации и (или) регистрации финансовой операции, подлежащей особому контролю. Данная обязанность определена частью второй ст. 8 Закона Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения" (далее – Закон).
Справочно: основные признаки подозрительных финансовых операций (операций, подлежащих особому контролю) и критерии их выявления установлены п. 60 Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь" в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 24.12.2014 № 818 (далее – Инструкция № 818) |*|.
* Признаки и описание финансовых операций, подпадающих под особый контроль, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций банки устанавливают в своих правилах внутреннего контроля из числа тех, которые определены Нацбанком.
Какие меры может предпринять банк при выявлении подозрительных операций?
Такие меры перечислены в ст. 6 Закона, Инструкции № 818, рекомендациях Нацбанка Республики Беларусь, изложенных в письме от 28.11.2012 № 21-17/147 "О надлежащей проверке клиентов банков, открывающих и (или) имеющих банковские счета" (далее – рекомендации Нацбанка № 21-17/147). Эти меры в первую очередь направлены против деятельности недобропорядочных клиентов, в т.ч. так называемых лжепредпринимательских структур. Выработанные механизмы разрыва взаимоотношений с сомнительными клиентами призваны воспрепятствовать вовлечению банка в процесс отмывания денег, который может негативно сказаться как на репутации отдельного банка, так и на имидже банковской системы республики в целом.
Так, если финансовая операция соответствует критериям выявления и признакам подозрительных финансовых операций |*|, то банк, в частности, имеет право:
* Изменения, произошедшие в перечне критериев выявления и признаков подозрительных финансовых операций, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
1) по ст. 6 Закона:
– отказать участникам финансовой операции в ее осуществлении (за исключением зачисления на счет получателя поступивших денежных средств);
– приостановить такие операции не более чем на 2 рабочих дня для принятия решения об осуществлении финансовой операции либо об отказе в ее осуществлении (ст. 6 Закона);
– разорвать в одностороннем порядке договорные отношения с клиентом при наличии в течение 6 месяцев 2 и более решений об отказе клиенту в осуществлении финансовой операции (о прекращении отношений клиенту сообщается в письменной форме);
2) по п. 65 Инструкции № 818 – запросить при необходимости у клиента сведения, документы (их копии) и разъяснения об экономическом смысле финансовой операции.
Необходимо отметить, что законодательство о предотвращении легализации преступных доходов не устанавливает обязанности клиента по представлению банку документов, обосновывающих осуществление финансовой операции. Однако непредставление клиентом запрашиваемой информации является зачастую основным фактором при принятии банком решения об отказе в осуществлении финансовой операции, прекращении дистанционного банковского обслуживания, а также о направлении в Департамент финансового мониторинга Комитета госконтроля специального формуляра регистрации финансовой операции, подлежащей особому контролю;
3) по рекомендациям Нацбанка № 21-17/147:
– при открытии банковского счета на первоначальном этапе не заключать договоры на обслуживание в системе дистанционного банковского обслуживания "Клиентбанк" с клиентами:
поведение которых характеризуется признаками, определенными подп. 60.37 п. 60 Инструкции № 818;
финансовые операции которых соответствуют фактору, повышающему степень риска финансовых операций, согласно подп. 26.5 п. 26 Инструкции № 818 (открытие клиенту счета по доверенности лицом, не являющимся работником клиента);
– предусмотреть в договоре, заключенном между банком и клиентом, определяющем порядок использования системы "Клиент-банк", право банка в одностороннем порядке принимать решение о прекращении оказания услуг с применением данной системы в соответствии с организованной системой внутреннего контроля и уведомлением клиента об этом по системе "Клиент-банк" за 3 рабочих дня до отключения, а также незамедлительно в случаях приостановления операций по счету по постановлению (решению) органов (должностных лиц) Комитета госконтроля и его департаментов;
– при выявлении финансовых операций, подлежащих особому контролю, и направлении специальных формуляров в орган финансового мониторинга в отношении организации, имеющей признаки лжепредпринимательской структуры, принимать решение об отключении системы "Клиент-банк" таким клиентам с уведомлением об этом клиента за 3 рабочих дня до отключения.
Банк при открытии организации банковского счета принял в одностороннем порядке решение не заключать с ней договор на обслуживание в системе дистанционного банковского обслуживания "Клиент-банк".
Правомерны ли действия банка? Может ли организация претендовать на подключение услуги дистанционного банковского обслуживания "Клиент-банк"?
Правомерны. Подключиться к системе можно, но при соблюдении определенных условий.
Организации для открытия текущих (расчетных) счетов представляют в банк следующие документы:
– заявление на открытие счета;
– копию устава, имеющего штамп, свидетельствующий о проведении госрегистрации;
– карточку с образцами подписей должностных лиц, имеющих право подписи документов, и оттиска печати (подп. 2.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования").
Упрощенный порядок открытия счетов увеличивает риски банков по появлению сомнительных клиентов. Банк открывает счета и принимает на обслуживание всех клиентов в соответствии с законодательством. Вместе с тем заключение договора на дистанционное банковское обслуживание является дополнительной услугой, которую банк вправе предложить тем клиентам, в чей благонадежности он не сомневается.
Так, при открытии банковского счета на первоначальном этапе банкам рекомендуется не заключать договоры на обслуживание в системе дистанционного банковского обслуживания "Клиент-банк" с клиентами:
1) которые имеют признаки лжепредпринимательской структуры.
Примерный перечень критериев отнесения субъектов предпринимательской деятельности к субъектам, функционирующим по принципу лжепредпринимательских структур, прилагается к рекомендациям Нацбанка № 21-17/147 и содержит 26 позиций, описывающих признаки лжепредпринимательства |*|;
* Примерный перечень критериев отнесения субъектов предпринимательской деятельности к субъектам, функционирующим по принципу лжепредпринимательских структур, доступен всем на портале GB.BY
2) у которых замечена необычность в поведении при открытии счета или осуществлении финансовой операции от своего имени и в своих интересах, дающая основания полагать, что он действует в интересах третьего лица.
Например, нервозность, неуверенность, агрессия, присутствие лиц, руководящих действиями клиента, либо обращение клиента по телефону к другим лицам за советом по незначительному поводу;
3) счета, которым открывают третьи лица по доверенности.
Через месяц (не ранее) после начала банковского обслуживания банк вправе принять решение о подключении к системе "Клиент-банк" нового клиента в случае проведения клиентом финансовых операций в соответствии с заявленным видом деятельности и при отсутствии подозрительных финансовых операций. Если клиент не осуществляет финансовых операций в течение месяца, решение о подключении к системе "Клиент-банк" может быть отложено еще на месяц.
При наличии подозрительных финансовых операций, проводимых клиентами банка как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте, банк в соответствии с п. 35 Инструкции № 818 может принять решение о дальнейших действиях в отношении клиентов (получение дополнительной информации о клиенте, приостановление и (или) отказ в осуществлении финансовой операции, прекращение договорных отношений и др.).
Что следует понимать под дополнительной информацией?
В качестве дополнительной информации банк вправе запросить контракты, таможенные декларации, товаросопроводительные документы, другие документы по осуществляемым клиентами подозрительным операциям |*| для проверки на соответствие проводимым платежам и принятия при необходимости иных мер, определенных п. 35 Инструкции № 818.
* Порядок выявления подозрительных финансовых операций при лизинге доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Банк просит организацию-клиента представить сведения о бенефициарном владельце организации.
Должна ли организация представлять эти сведения и если да, то в каком объеме?
Должна. В объеме, позволяющем однозначно идентифицировать третье лицо.
Банк фиксирует данные, установленные в ходе проведения идентификации клиентов, в электронной базе данных анкет клиентов. Анкета клиента может быть стандартной или расширенной формы (п. 42 Инструкции № 818).
Анкета стандартной формы должна содержать перечень идентификационных данных, фиксируемых в соответствии со ст. 8 Закона, анкета расширенной формы – данные, определенные ст. 8 Закона, и перечень дополнительных идентификационных данных согласно приложению 2 к Инструкции № 818.
Банк фиксирует в анкете клиента идентификационные сведения о третьих лицах, определенных ст. 8 Закона и приложением 2к Инструкции № 818.
В анкете стандартной формы клиента-организации фиксируются:
– сведения о руководителе (ином лице, уполномоченном в соответствии с учредительными документами действовать от имени клиента-организации);
– сведения о лице, осуществляющем руководство бухгалтерским учетом;
– сведения об иных уполномоченных должностных лицах, которым законодательством или руководителем предоставлено право действовать от имени этой организации;
– если в качестве руководителя организации выступает индивидуальный предприниматель – управляющий либо коммерческий представитель, сведения о таком индивидуальном предпринимателе – управляющем либо коммерческом представителе;
– если в качестве руководителя организации выступает юридическое лицо – управляющая организация, сведения о таком юридическом лице – управляющей организации;
– сведения о бенефициарных владельцах, а если в результате принятия мер по идентификации клиента бенефициарный владелец достоверно не установлен – сведения о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа клиента-организации, либо лице, возглавляющем ее коллегиальный исполнительный орган;
– сведения об учредителях (участниках, членах), владеющих не менее чем 10 % акций (долей в уставном фонде, паев) организации.
В анкете расширенной формы клиента-организации кроме вышеизложенной информации дополнительно фиксируются:
– информация о том, являются ли руководители, главный бухгалтер организации и (или) иные уполномоченные должностные лица, которым в установленном порядке предоставлено право действовать от имени организации, учредителями (участниками) других организаций с долей в уставном фонде более 25 % или собственниками других организаций (сведения об этих организациях);
– информация о том, являются ли учредители (участники) организации, имеющие долю в уставном фонде более 25 %, собственники или бенефициарные владельцы учредителями (участниками) других организаций с долей в уставном фонде более 25 %, собственниками или руководителями других организаций (сведения об этих организациях);
– сведения о филиалах, представительствах, дочерних организациях (в т.ч. за границей) (при наличии);
– сведения об организациях, способных прямо и (или) косвенно (через иные организации) определять решения данной организации или оказывать влияние на их принятие данной организацией, а также об организациях, на принятие решений которыми данная организация оказывает такое влияние.
Банк также вправе устанавливать и фиксировать иные данные, необходимые для применения расширенных мер внутреннего контроля по идентификации клиентов (ст. 8 Закона).
При определении объема идентификационных сведений третьих лиц, указываемых в анкете клиента, банк руководствуется перечнем сведений, установленным для анкеты стандартной формы, с учетом объема идентификационных данных, которыми обладает клиент в отношении третьего лица и которые третье лицо однозначно идентифицируют, например:
– для учредителя организации – физического лица: фамилия, имя, отчество; гражданство; дата и место рождения; место жительства (регистрации); реквизиты документа, удостоверяющего личность, либо личный номер;
– для юридического лица – наименование; место нахождения (юридический адрес); учетный номер плательщика (иной идентификационный номер для нерезидентов).
Справочно: бенефициарный владелец – физическое лицо, которое является собственником имущества клиента, либо владеет не менее чем 10 % акций (долей в уставном фонде, паев) клиента-организации, либо прямо или косвенно (через третьих лиц) в конечном итоге имеет право или возможность давать обязательные для клиента указания, влиять на принимаемые им решения или иным образом контролировать его действия (ст. 1 Закона).
Организация обслуживается в банке через систему дистанционного банковского обслуживания "Клиент-банк".
Распространяется ли требование Закона о сопровождении банковских переводов необходимой информацией об отправителе и получателе денежных средств на переводы, осуществляемые организацией посредством данной системы?
Распространяется.
Технические возможности системы "Клиентбанк" позволяют выполнить указанное в вопросе требование в полном объеме.
В связи с этим банки при осуществлении финансовых операций, связанных с банковскими переводами по поручению отправителя (плательщика) на сумму, равную или превышающую 100 базовых величин*, должны обеспечить на любом этапе их осуществления получение, передачу, а также хранение в соответствии с абз. 13 части первой ст. 6 Закона следующих данных об отправителе (плательщике) и получателе – организациях:
__________________________
* Исключение составляют расчеты с использованием банковских платежных карточек в организациях торговли (сервиса), платежно-справочных терминалах самообслуживания, банкоматах, а также посредством систем дистанционного банковского обслуживания, когда отправителем (плательщиком) является физическое лицо; расчеты с использованием наличных денежных средств в устройствах cash-in; получение наличных денежных средств с использованием банковских платежных карточек в банкоматах; межбанковские расчеты, когда плательщиком выступает банк от своего имени.
– наименования организации;
– номера банковского счета (в случае его отсутствия – номера финансовой операции);
– учетного номера плательщика (в случае его отсутствия для иностранных организаций – иного идентификационного номера) (часть четырнадцатая ст. 8 Закона).
Справочно: требование части четырнадцатой ст. 8 Закона не применяется в отношении расчетов с использованием банковских платежных карточек посредством систем дистанционного банковского обслуживания, когда отправителем (плательщиком) является физическое лицо. К таким системам можно отнести, например, интернет-банкинг, посредством которого физическое лицо дистанционно осуществляет операции по счету, к которому выдана банковская платежная карточка.
Окончание см.: Гл. бухгалтер. – 2015. – № 25. – С. 11–14.