В АКТАХ ПРИЕМА-ПЕРЕДАЧИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ ПОКАЗАТЕЛИ УСТАНОВЛЕНЫ В РУБЛЯХ И КОПЕЙКАХ
Формы акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов определены постановлением Минфина Республики Беларусь от 22.04.2011 № 23. В данные формы внесены изменения, касающиеся указания стоимостных показателей: в соответствующих графах слово «руб.» дополнено словом «коп.». Следовательно, показатели этих форм указываются в рублях и копейках.
Соответственно в инструкции по заполнению этих форм уточнено, что стоимостные показатели в акте о приеме-передаче основных средств и акте о приеме-передаче нематериальных активов указываются в белорусских рублях с двумя десятичными знаками после запятой. Данные изменения связаны с проведенной в Республике Беларусь с 1 июля 2016 г. деноминацией денежной единицы и появлением новой денежной единицы – копеек.
Стоит отметить, что аналогичный порядок оформления документов организации должны были применять уже с 1 июля 2016 г. на основании письма Минфина Республики Беларусь от 30.06.2016 № 15-1-6/595 (далее – Письмо). В нем было разъяснено, что «…с 1 июля 2016 г. стоимостные показатели в формах первичных учетных документов и транспортных документов, установленных этими постановлениями, указываются в деноминированной официальной денежной единице Республики Беларусь следующим образом:
цифрами в белорусских рублях с двумя десятичными знаками после запятой. При этом графы, предусмотренные для заполнения стоимостных показателей цифрами, после слова «руб.» дополняются словом «коп.» вручную или с помощью технических средств;
прописью сумма белорусских рублей указывается словами, сумма копеек – цифрами. При этом строки, предусмотренные для заполнения стоимостных показателей прописью, после слова «руб.» дополняются «____ коп.» вручную или с помощью технических средств.
Аналогичный порядок указания стоимостных показателей рекомендуется предусмотреть для первичных учетных документов, формы которых установлены организацией самостоятельно».
ЧЕМ ВЫЗВАНО ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ НАКЛАДНЫХ
Введение новых форм товарно-транспортной и товарной накладной и нового порядка их оформления вызвано тремя основными причинами:
1) произошедшей с 1 июля 2016 г. деноминацией и появлением копеек;
2) изменениями в порядке применения документов, необходимых для оформления и наличия при транспортировке грузов автомобильным транспортом, произошедшими в Правилах автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила № 970);
3) практикой применения ранее утвержденных форм накладных и порядка их оформления, разработанных почти 10 лет назад. За это время начали бурно развиваться новые направления товародвижения (новые логистические схемы), изменились отдельные подходы, применяемые в этом вопросе. На основании обращений субъектов хозяйствования Минфин решил, что некоторые аспекты подлежат уточнению, более подробному указанию в новой инструкции, несмотря на то что сам порядок принципиально не меняется.
МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СТАРЫЕ БЛАНКИ НАКЛАДНЫХ, НО…
С момента вступления в действие Инструкции № 58 (2 сентября 2016 г.) утратило силу постановление Минфина Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192, которым были утверждены прежние формы товарно-транспортной накладной (ТТН-1) и товарной накладной (ТН-2), а также инструкция по их заполнению (далее – постановление № 192 и Инструкция № 192 соответственно).
Бланки накладных, утвержденные постановлением № 192, являются действительными до их полного использования (п. 3 постановления № 58). Период времени, в течение которого можно использовать старые бланки, не ограничивается, однако прежний порядок их заполнения (согласно Инструкции № 192) со 2 сентября 2016 г. утратил силу.
Таким образом, старые бланки с указанной даты нужно заполнять по-новому (согласно Инструкции № 58). Это не должно доставить неудобство субъектам хозяйствования, потому что кардинальных изменений не произошло.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ФОРМАХ НАКЛАДНЫХ
Рассмотрим основные изменения, произошедшие в формах накладных и порядке их оформления.
Показатели заполняем с копейками
В стоимостных показателях форм накладных в соответствующих графах и строках к слову «руб.» добавлено слово «коп.». При этом накладные должны были оформляться с копейками уже с 1 июля 2016 г. согласно Письму (см. выше).
Кроме того, в Инструкции № 58 уточнено, что стоимостные показатели указываются в белорусских рублях с двумя десятичными знаками после запятой. Прописью указывается только обозначение рублей, а значение копеек – всегда цифрами. Указание стоимостных показателей в иностранной валюте возможно при расчетах за товары в иностранной валюте |*| в установленном законодательством Республики Беларусь порядке. При этом, как и ранее, в форме накладной слова «руб. коп.» необходимо зачеркнуть и указать сокращенное наименование иностранной валюты.
* Информация о том, можно ли стоимостные показатели заполнять в валюте, доступна для подписчиков
Владелец автомобиля останется неизвестным
Из формы товарно-транспортной накладной исключены строки «Владелец автомобиля», а также «Количество ездок (заездов)». Вызвано это практикой применения данного документа, свидетельствующей о том, что эта информация в накладных не актуальна.
Внутреннее перемещение – по накладным
В связи многочисленными вопросами субъектов хозяйствования в Инструкции № 58 (п. 1) уточнено, что ТТН-1 или ТН-2 должны быть оформлены и при внутреннем перемещении товарно-материальных ценностей. Исключение составляет только внутреннее перемещение по одному адресу товаров (в пределах одного здания).
Напомним, что указанный порядок новеллой не является, он применялся и ранее (см., например, разъяснение Минфина Республики Беларусь от 15.07.2004 № 15-9/338 «О порядке применения товарно-транспортных и товарных накладных»). Внутреннее перемещение в пределах одного здания может оформляться первичным документом, утвержденным организацией самостоятельно (накладная на внутреннее перемещение, лимитно-заборная карта и т.д.).
Когда применяется учетная цена
Заполнение стоимостных показателей накладных обязательно. Вместе с тем при внутреннем перемещении указывается учетная цена (п. 3 Инструкции № 58), которую организация определяет в порядке, установленном учетной политикой.
Применение накладных в розничной торговле
Инструкция № 58 (п. 1) уточняет, что при реализации товаров по договорам розничной купли-продажи товарно-транспортная (товарная) накладная может не применяться. Это актуально для таких форм реализации, как, например, реализация со склада работникам, продажа по образцам и в иных случаях реализации товаров физическим лицам, когда момент отгрузки товаров и оплаты покупателем не совпадают, что делает такие операции особенными по отношению к классической розничной торговле. В то же время по решению организации (согласно учетной политике) в данных случаях накладные могут быть оформлены.
Кому предназначен второй экземпляр
В п. 3 Инструкции № 58 конкретизировано, что второй экземпляр товарно-транспортной накладной |*| остается у грузоотправителя и водителю не передается. То есть этот экземпляр накладной не следует с автомобилем к грузополучателю, и на нем не будет отметки «Принял грузополучатель». Этот же порядок применялся и ранее.
Сведения о заказчике автомобильной перевозки
Уточнено, что при заполнении строки «Заказчик автомобильной перевозки (плательщик)» в товарно-транспортной накладной допускается вместо наименования и адреса организации указывать «Грузоотправитель» или «Грузополучатель» (п. 3 Инструкции № 58). При этом, как и ранее, указанная строка заполняется в случае, если грузоотправитель или грузополучатель (или иное лицо) является стороной, производящей оплату транспортной работы. Если заказчик перевозки отсутствует (доставка осуществляется собственным транспортном грузоотправителя или грузополучателя, т.е. без договора перевозки), то данная строка не заполняется.
Однако сведения об организации, которая осуществляет доставку товаров без заказа стороннего транспорта, могут быть внесены в накладную, потому что, как и ранее, в накладной может указываться дополнительная информация, необходимая организациям. Место указания дополнительной информации организации определяют самостоятельно, но она не должна препятствовать прочтению иных записей (п. 2 Инструкции № 58).
Нюансы заполнения товарной накладной
Уточнены особенности заполнения товарной накладной. Так, в п. 4 Инструкции № 58 установлено, что если товар доставляется грузополучателю посредством почтовой связи или иного вида доставки, включая доставку железнодорожным, воздушным, водным, автомобильным (при международной автомобильной перевозке) транспортом, то в строке «Товар к доставке принял» ТН-2 указываются наименование, дата и номер документа, подтверждающего принятие товара к доставке (транспортировке). Оформленная ТН-2 с приложенным к ней документом, подтверждающим принятие товара к доставке, является основанием для списания товара у грузоотправителя.
Мнение эксперта
Отметим, что необходимость оформления ТН-2 наряду с международной товарно-транспортной накладной «CMR» при экспорте товаров при автомобильной перевозке была установлена с 11 марта 2016 г. изменениями, внесенными в Правила № 970 постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2016 № 102. До этого периода необходимо было оформлять не ТН-2, а ТТН-1.
За последние годы ситуация с оформлением товаросопроводительных документов при экспорте несколько раз кардинально менялась. Лишь немногие субъекты хозяйствования сумели вовремя отследить изменения и правильно оформить документы. Для отдельных организаций наступили негативные последствия, когда за ошибки в оформлении документов на них накладывались санкции, конфисковывались товары, транспортные средства. Поэтому на изменения в порядке оформления накладных рекомендуем обратить пристальное внимание.
Кто принял товар к доставке
В связи с поступающими вопросами уточнено (п. 4 Инструкции № 58), что строка «Принял грузополучатель» |*| во втором экземпляре ТН-2 может не заполняться при принятии товара к доставке и заполнении строки «Товар к доставке принял» либо указании в строке «Товар к доставке принял» наименования, даты и номера документа, подтверждающего принятие товара к доставке.
* Информация об отдельных особенностях заполнения накладных доступна всем
Этот порядок фактически использовался и ранее, хотя прямо указан не был, но рассматривался в контексте применения норм п. 23 Инструкции № 192.