Лизинговая компания представила в ДФМ* специальные формуляры не в виде электронного документа, а на бумажном носителе.
________________
* Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – ДФМ).
1. Является ли это нарушением?
Является.
Лизинговые организации входят в перечень лиц, осуществляющих финансовые операции (ст. 1 Закона № 165-З**) |*|.
* Комментарий к Закону № 376-З, внесшему дополнения и изменения в Закон № 165-З
________________
** Закон Республики Беларусь от 13.06.2016 № 376-З внес дополнения и изменения в Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее – Закон № 376-З и Закон № 165-З).
Они обязаны регистрировать финансовые операции, подлежащие особому контролю, в специальном формуляре и представлять его в виде электронного документа в орган финансового мониторинга:
– при осуществлении финансовой операции – не позднее рабочего дня, следующего за днем ее осуществления;
– при неосуществлении финансовой операции – в день принятия решения об отказе в осуществлении финансовой операции (если день принятия решения приходится на нерабочий день – не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения);
– при выявлении финансовой операции, подлежащей особому контролю, которую невозможно выявить на стадии ее осуществления, – не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения лицом, осуществляющим финансовые операции, о признании такой финансовой операции подозрительной (часть первая ст. 6 Закона № 165-З).
Справочно: письмами Нацбанка от 18.02.2015 № 21-20/79 «О правилах внутреннего контроля лизинговых организаций» и от 10.06.2015 № 13-19/29 «О представлении специальных формуляров» установлена технология представления специальных формуляров в виде электронного документа в ДФМ через систему передачи финансовой информации Нацбанка (если организацией, осуществляющей финансовые операции, не предусмотрен иной механизм представления специальных формуляров в виде электронного документа).
Письмом Нацбанка от 09.11.2016 № 21-17/198 «О представлении специальных формуляров в виде электронного документа» установлена аналогичная технология для микрофинансовых организаций и форекс-компаний.
2. Будет ли организация привлечена к ответственности?
Нет, если в 2016 г. это единичное нарушение.
За непредставление специального формуляра в виде электронного документа предусмотрена ответственность, которая применяется:
– за неоднократное (2 и более раза в течение 1 года) нарушение установленного порядка регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, в специальном формуляре и (или) представление такого формуляра в орган финансового мониторинга;
– в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до 50 БВ (ст. 23.20 КоАП).
Справочно: в случае невозможности передачи по техническим причинам специальных формуляров в виде электронных документов существует возможность представления в ДФМ формуляров на бумажных носителях с сопроводительным письмом (п. 83 Инструкции о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2006 № 367).
Организация передает недвижимое имущество в лизинг.
Есть ли у Нацбанка статистика о нарушениях норм Закона № 165-З, допускаемых лизинговыми организациями, и если есть, то можно ли о них узнать?
Такая статистика есть.
Нацбанк постоянно проводит плановые проверки организаций, осуществляющих финансовые операции, по вопросам выполнения ими контрольных мероприятий по выявлению финансовых операций, подлежащих особому контролю |*|.
* Признаки и описание финансовых операций, подпадающих под особый контроль
Так, например, при проведении плановых проверок лизинговых организаций чаще всего в последнее время выявлялись следующие нарушения:
– несоответствие правил внутреннего контроля требованиям законодательства;
– представление специального формуляра в орган финансового мониторинга позже установленного срока;
– излишнее представление специальных формуляров по финансовым операциям покупки недвижимого имущества, передачи недвижимого имущества в лизинг;
– неверное заполнение полей специального формуляра;
– отсутствие в анкетах клиентов всех идентификационных данных;
– неназначение должностного лица, ответственного за выполнение правил внутреннего контроля;
– несоставление сообщения по финансовой операции, вызывающей подозрение;
– неверное заполнение журнала учета специальных формуляров;
– представление специальных формуляров на бумажном носителе, а не в виде электронного документа;
– невыполнение замены специальных формуляров, по которым были получены квитанции о наличии в них ошибок.
Справочно: в 2016 г. ряд виновных должностных лиц лизинговых организаций был привлечен Главным управлением валютно-финансового мониторинга Нацбанка к административной ответственности:
– по ст. 23.20 «Нарушение установленного порядка регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю» КоАП;
– части второй ст. 11.72 «Невыполнение мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» КоАП.
На официальном сайте Комитета государственной безопасности в разделе «Контртеррористическая деятельность» размещен перечень организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности (далее – Перечень).
Проверять данный сайт – это право или обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей?
Обязанность.
Это обязанность субъектов хозяйствования, которые в целях применения Закона № 165-З определены как организации, осуществляющие финансовые операции. Они должны:
1) при идентификации проводить проверку наличия среди участников финансовых операций или выгодоприобретателей организаций, физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, включенных в Перечень, а при проведении идентификации клиентов-организаций – также проверку наличия среди их бенефициарных владельцев физических лиц, включенных в перечень;
2) не реже 1 раза в 3 месяца проверять наличие среди своих клиентов:
– организаций, физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, включенных в Перечень;
– организаций, бенефициарными владельцами которых являются физические лица, включенные в Перечень;
3) при выявлении таких клиентов заблокировать их операции и (или) незамедлительно, но не позднее 1 рабочего дня со дня выявления, заморозить их средства (п. 9 ст. 1 Закона № 376-З).
Для повышения эффективности процедур выявления лиц, в отношении которых должны быть применены меры по замораживанию средств и (или) блокированию финансовых операций, лица, осуществляющие финансовые операции, могут использовать технические средства и программные методы.
От редакции:
Лицами, осуществляющими финансовые операции, являются:
– Нацбанк, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, открытое акционерное общество «Банк развития Республики Беларусь» (далее, если не установлено иное, – банки);
– профессиональные участники рынка ценных бумаг;
– товарные биржи;
– лица, осуществляющие торговлю драгоценными металлами и драгоценными камнями;
– ломбарды, пункты скупки;
– страховые организации и страховые брокеры;
– организаторы лотерей и электронных интерактивных игр;
– лизинговые организации |*|;
– нотариусы;
– организации, оказывающие риэлтерские услуги и принимающие участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества для своего клиента;
– аудиторские организации, аудиторы, осуществляющие деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, оказывающие профессиональные услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, связанные с совершением от имени и (или) по поручению клиента финансовых операций;
– организации (индивидуальные предприниматели), адвокаты и адвокатские бюро, оказывающие юридические услуги (юридическую помощь), связанные с созданием организаций либо участием в управлении ими, приобретением или продажей предприятия как имущественного комплекса, совершением финансовых операций и (или) управлением денежными средствами или иным имуществом от имени и (или) по поручению клиента;
– операторы почтовой связи;
– организаторы азартных игр;
– организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
– микрофинансовые организации;
– форекс-компании, Национальный форекс-центр (ст. 1 Закона № 165-З).
Что является основанием для размораживания средств и (или) разблокирования финансовых операций?
Исключение субъекта из Перечня или извещение ДФМ.
Для размораживания средств и (или) разблокирования финансовых операций необходимо одно из нижеуказанных оснований:
1) исключение организации, физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, из Перечня;
2) извещение органа финансового мониторинга в виде электронного документа либо на бумажном носителе.
Такое извещение оформляется, если меры, связанные с замораживанием средств и (или) блокированием финансовых операций, были применены лицом, осуществляющим финансовую операцию, вследствие отсутствия всех необходимых идентификационных сведений о клиенте, ином участнике финансовой операции либо выгодоприобретателе и впоследствии органом финансового мониторинга либо иным компетентным органом с участием органа финансового мониторинга установлена его непричастность к террористической деятельности или распространению оружия массового поражения.
Оно направляется лицу, осуществляющему финансовые операции, не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о размораживании средств и (или) разблокировании финансовой операции.
30 октября 2016 г. вступила в силу Инструкция № 494*. Она ввела для форекс-компаний возможность использования процедуры удаленной идентификации (web-ID) клиентов.
__________________
* Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля лизинговых организаций, микрофинансовых организаций, в том числе ломбардов, в части осуществления ими деятельности по привлечению и предоставлению микрозаймов, форекс-компаний, Национального форекс-центра, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, осуществляющих деятельность по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 19.09.2016 № 494 (далее – Инструкция № 494).
В чем суть такой процедуры?
В идентификации клиента.
Удаленная идентификация (web-ID) проводится посредством установления видеосвязи с клиентом в Интернете, в процессе которой клиенту необходимо держать документ, удостоверяющий личность, перед веб-камерой. Это необходимо для подтверждения достоверности представленных ранее клиентом – физическим лицом сведений и осуществления сравнения лица клиента с фотографией, размещенной в документе, удостоверяющем личность (п. 16 Инструкции № 494).
Данной процедурой могут также пользоваться банки, небанковские кредитно-финансовые организации, осуществляющие деятельность на внебиржевом рынке Форекс с клиентами – физическими лицами.
Произошли ли изменения с 30 октября текущего года в требованиях к правилам внутреннего контроля для организаций, осуществляющих финансовые операции?
Произошли.
Установлены новые требования к правилам внутреннего контроля по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем |*|.
Они определены Инструкцией № 494 и распространяются:
– микрофинансовые организации, в т.ч. ломбарды, в части осуществления ими деятельности по привлечению и предоставлению микрозаймов;
– форекс-компании, Национальный форекс-центр, банки и небанковские кредитно-финансовые организации в части осуществления ими деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельность на внебиржевом рынке Форекс).
Справочно: раньше существовали только типовые правила внутреннего контроля для лизинговых организаций.
Инструкцией № 494:
– установлено четкое распределение обязанностей работников организации, а также требования к квалификации и подготовке работников организации;
– определены должностные лица, которые могут быть ответственными за выполнение в организации правил внутреннего контроля (это руководитель организации либо его заместитель);
– определено, что внутренний контроль должен осуществляться работниками организации на всех стадиях совершения финансовой операции (на предварительной, текущей и последующей).
Для оценки риска работы с клиентом п. 9 Инструкции № 494 введена шкала, состоящая не менее чем из 2 степеней риска (низкая и высокая).
При проведении идентификации клиентов организации используют анкетирование. В зависимости от присвоенной работе с клиентом степени риска заполняется анкета стандартной или расширенной формы.
Вышеперечисленным организациям рекомендовано привести свои правила внутреннего контроля в соответствие с нормами Инструкции № 494 до 5 декабря 2016 г.