О новых налогах должно быть известно до утверждения республиканского бюджета на очередной финансовый год
В 2014 г. предусмотрены новые правила вступления в силу нормативных правовых актов налогового законодательства (п. 2 ст. 11 НК изложен в новой редакции).
Так, по новым правилам законы об установлении, введении новых, помимо предусмотренных НК, или прекращении действия введенных республиканских налогов, сборов (пошлин), об установлении, введении, изменении, прекращении действия особых режимов налогообложения, а также о внесении изменений в действующие республиканские налоги, сборы (пошлины) в части определения плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок, налогового периода, налоговых льгот, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты принимаются до утверждения республиканского бюджета на очередной финансовый год и вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. В прежней редакции предусматривалось принятие таких документов при утверждении республиканского бюджета на очередной финансовый год.
Отметим, что данные правила касаются только законов и на акты Президента не распространяются, а именно актами Президента довольно часто вносятся изменения в акты налогового законодательства.
Указан срок представления в налоговые органы бухгалтерской отчетности
Существенно скорректированы обязанности плательщиков. Теперь четко установлена обязанность плательщиков представлять в налоговый орган по месту постановки на учет не только налоговые декларации (расчеты), а также другие документы и сведения, необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин), но и годовую индивидуальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность, которая должна быть представлена не позднее 31 марта года, следующего за отчетным (подп. 1.4 п. 1 ст. 22 НК). С этой задачей в 2014 г. бухгалтеры, как, впрочем, и всегда, успешно справились.
Таможенный орган (при наличии задолженности) должен знать о должниках
Ранее в НК была предусмотрена обязанность плательщика вести учет дебиторской задолженности и не позднее 5 рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности (подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК).
С 2014 г. в НК дополнительно установлено, что плательщики обязаны представлять такие сведения и в таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных платежей, – не позднее 10 рабочих дней со дня получения плательщиком (его представителем) решения таможенного органа о взыскании налогов, сборов (пошлин) пеней.
Перепутали местный и республиканский бюджеты – налоговое обязательство считается исполненным
Налоговое обязательство считается исполненным при ошибочном перечислении суммы платежа в местный бюджет вместо республиканского или наоборот (п. 1 ст. 37 НК). Так, налоговое обязательство считается исполненным в случае ошибочного указания плательщиком в платежной инструкции на перечисление в бюджет суммы налога, сбора (пошлины) наименования (кода) банка и номера счета по учету средств республиканского бюджета вместо наименования (кода) банка и номера счета по учету средств местного бюджета и наоборот, если такое указание повлекло неперечисление этой суммы в соответствующий бюджет.
Действия организации на основании разъяснений налоговых органов не приведут к начислению пени в случае неуплаты налогов
В 2014 г. пени не начисляются на суммы налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), в случае их неуплаты или неполной уплаты на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных им от налоговых органов, а не только от МНС, как это было в 2013 г. (п. 31 ст. 52 НК). Иными словами, теперь разъяснение, полученное от инспекции МНС, гарантирует плательщику освобождение от начисления пени в случае, если оно было неверным.
Схожие изменения внесены и в п. 3 ст. 21 НК. В нем сказано, что плательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов в порядке, определяемом НК и иными актами законодательства. Это положение распространяется также на плательщиков при исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин) на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных ими от налоговых органов.
Отметим, что положения п. 31 ст. 52 и п. 3 ст. 21 НК трактуются как освобождающие плательщика от ответственности при совершении правонарушения, если при этом он действовал на основании разъяснений не только МНС, но и любых налоговых органов. Однако четких и однозначных положений на сей счет рассматриваемая норма не предусматривает. Советуем дополнительно ознакомиться с письмом МНС, Минфина и Минэкономики РБ от 14.06.2013 "О некоторых вопросах привлечения юридических и физических лиц к административной ответственности". В нем, в частности, сказано, что "выполнение плательщиком разъяснения уполномоченного государственного органа, полученного непосредственно этим лицом на основании письменного запроса, не повлечет применение мер административной ответственности только в том случае, когда такие разъяснения основаны на полной и достоверной информации, представленной плательщиком в запросе.
<⋅⋅⋅>
Настоящее письмо не распространяется на применение письменных разъяснений, данных уполномоченным государственным органом в отношении неограниченного круга лиц по запросам предпринимательских и иных объединений (союзов), групп плательщиков или без указанных запросов через непосредственную рассылку, публикацию в средствах массовой информации, размещение в глобальной компьютерной сети Интернет".
Предусмотрены новые основания приостановления операций плательщика по его счетам в банке
Статья 53 НК дополнена новыми основаниями для приостановления операций по счетам в банке.
В частности, решение о приостановлении операций плательщика по его счетам в банке принимает руководитель (его заместитель) налогового органа в следующих случаях (п. 21 ст. 53 НК):
– включения плательщика в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере;
– если сумма денежных средств, поступившая на счета коммерческой организации в банках за месяц, превысила 5 000 базовых величин (далее – БВ) и при этом руководитель данной коммерческой организации или иное уполномоченное в установленном порядке действовать от имени коммерческой организации лицо не располагают сведениями о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой поступили указанные средства.
Указанное выше приостановление операций по счетам плательщика отменяется решением руководителя (его заместителя) налогового органа:
– не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем исключения плательщика из реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере;
– не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем получения налоговым органом информации от руководителя этого юридического лица или иного уполномоченного в установленном порядке действовать от имени юридического лица лица о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой на счета юридического лица, индивидуального предпринимателя в банках за месяц поступило более 5 000 БВ.
Заметим, что в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере могут быть включены коммерческие организации, которые не являются нарушителями налогового законодательства. Достаточно лишь наличия потенциального риска совершения правонарушения в экономической сфере и оснований для включения в реестр, предусмотренных подп. 1.1 п. 1 Указа Президента РБ от 23.10.2012 № 488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств".
Приостановление операций по счетам в банке отнесено к способам обеспечения исполнения налогового обязательства, уплаты пеней (ст. 49 НК). Соответственно о приостановлении операций руководителем (его заместителем) налогового органа можно вести речь только при наличии неисполненного налогового обязательства. Приостановление операций по счетам в случае риска совершения нарушения не соответствует положениям этой статьи НК и общим принципам права (презумпция невиновности) и налогообложения.
При этом нельзя не отметить, что незаконное вмешательство в деятельность проверяемого субъекта запрещается и влечет привлечение должностных лиц контролирующих (надзорных) органов к установленной законодательными актами ответственности (п. 15 Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь"). Проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное.