С 30 июля 2014 г. вступает в силу Закон РБ от 24.04.2014 № 133-З "О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности" (далее – Закон). Принятие Закона обусловлено необходимостью соблюдения международных стандартов ФАТФ (FATF) в сфере борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Справочно: FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering) – группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег – межправительственная организация, устанавливающая стандарты и разрабатывающая политику в области борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, созданная в 1989 г. по решению глав государств и правительств "Большой семерки". Республика Беларусь является учредителем и членом Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), которая с июня 2010 г. имеет статус ассоциированного члена ФАТФ, с 2011 г. – межправительственной организации. Таким образом, Беларусь также опосредованно входит в ФАТФ.
Международными стандартами (Рекомендация 10 ФАТФ) предусмотрено, что если финансовое учреждение не может выполнить требования по надлежащей проверке клиента и мониторингу деловых отношений, то оно обязано не открывать счет, не вступать в деловые отношения и не осуществлять сделку либо прекратить деловые отношения. Банки европейских стран согласно директиве Европейского союза самостоятельно приостанавливают подозрительные финансовые операции и имеют право не принимать на обслуживание клиентов, в благонадежности которых они сомневаются.
Во исполнение ст. 2 Закона в 3-месячный срок после официального опубликования Закона Нацбанк планирует принять постановление Правления "О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 февраля 2008 г. № 34". Банкам необходимо в указанный срок привести в соответствие с нормами Закона и данного постановления Правления Нацбанка свои локальные нормативные правовые акты.
Рассмотрим основные требования законодательства, на которые следует обратить особое внимание.
Каковы признаки подозрительной финансовой операции
С момента вступления в силу Закона банки будут иметь право отказывать участникам финансовой операции в ее осуществлении (за исключением зачисления на счет получателя поступивших денежных средств), если финансовая операция соответствует критериям выявления и признакам подозрительных финансовых операций (п. 2 ст. 1 Закона). Разрабатывать эти критерии и признаки банки будут самостоятельно с учетом специфики своей деятельности и требований, установленных Нацбанком, с закреплением в правилах внутреннего контроля.
Банки будут иметь право приостанавливать финансовую операцию для принятия решения об ее осуществлении либо об отказе в ее проведении. Срок этого приостановления операций не должен быть более 2 рабочих дней, включая день, когда распоряжение участника финансовой операции об ее осуществлении должно быть выполнено.
Подобное регулирование позволит, с одной стороны, учитывать специфику деятельности каждого банка (особенности его клиентуры, осуществляемых операций и т.п.), а с другой – обеспечит должный контроль за обоснованностью выбора банком тех или иных критериев и признаков.
Законом определены конкретные механизмы реализации права банка отказать участникам финансовой операции в ее осуществлении либо приостановить финансовую операцию. Данные критерии операций будут определены Нацбанком из перечня признаков подозрительности, установленных в п. 32 Инструкции об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.02.2008 № 34 (далее – Инструкция № 34).
К таким критериям можно отнести следующие:
– необычность в поведении клиента при заключении договора на осуществление финансовых операций в письменной форме, в т.ч. при открытии счета или осуществлении финансовой операции от своего имени и в своих интересах, дающая основания полагать, что он действует в интересах третьего лица (например, нервозность, неуверенность, агрессия, присутствие лиц, руководящих действиями клиента, либо обращение клиента по телефону к другим лицам за советом по незначительному поводу) (подп. 32.55 п. 32 Инструкции № 34);
– осуществление организацией в течение 3 месяцев со дня открытия текущего (расчетного) счета финансовых операций на сумму более 5 000 базовых величин (БВ) за один банковский день или более 20 000 БВ за один месяц.
Важно! Указанный признак используется для организаций с зафиксированным в учредительном договоре уставным фондом в размере менее 100 БВ, с момента регистрации которых до даты открытия текущего (расчетного) счета в банке прошло менее 6 месяцев (подп. 32.48 п. 32 Инструкции № 34);
– систематическое осуществление клиентом финансовых операций без явного экономического смысла, связанных с поступлением денежных средств от нескольких контрагентов и сопровождающихся последующим перечислением, в т.ч. с покупкой или конверсией иностранной валюты, этих денежных средств в полном или подавляющем (более 80 %) объеме (подп. 32.49 п. 32 Инструкции № 34);
– несоответствие финансовой операции характеру деятельности клиента (подп. 32.10 п. 32 Инструкции № 34);
– отсутствие явного экономического смысла финансовой операции (подп. 32.23 п. 32 Инструкции № 34).
В настоящее время разработано несколько новых признаков и критериев для включения в проект постановления Правления Нацбанка "О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Нацбанка РБ от 28 февраля 2008 г. № 34". Среди них можно отметить следующие:
– отсутствие дополнительных платежей, обеспечивающих хозяйственную деятельность клиента, либо несоответствие сумм таких платежей масштабам осуществляемых финансовых операций;
– налоговые платежи, уплачиваемые из выручки (валовой выручки), составляют менее 1 % от суммы, зачисленной на счета организаций и индивидуальных предпринимателей в течение отчетного периода;
– осуществление клиентом финансовой операции по переводу денежных средств, если у банка имеется информация о причастности банка, в т.ч. банка-нерезидента, в котором открыт счет получателя денежных средств, либо получателя денежных средств к незаконным финансовым операциям или применении к ним санкций.
Важно! С учетом особенностей своей деятельности банки вправе определять дополнительные критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций, которые могут являться основанием для отказа в осуществлении финансовой операции. Дополнительные критерии и признаки банки определяют с предварительным уведомлением Нацбанка не позднее чем за 1 месяц до их введения в действие. Нацбанк в течение 20 рабочих дней со дня получения уведомления вправе направить банку свои мотивированные возражения. В этом случае критерии и признаки, в отношении которых высказаны возражения, в действие не вводятся.
Каков порядок информирования клиентов о приостановлении финансовой операции
В правилах внутреннего контроля банка должен быть установлен порядок информирования участника финансовой операции о приостановлении банком финансовой операции либо об отказе в ее осуществлении с указанием мотивированных оснований. Данная обязанность введена п. 2 ст. 1 Закона.
В п. 1 ст. 1 Закона оговариваются случаи, когда не действует запрет на информирование участников финансовой операции о принимаемых мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.
Особый контроль в обслуживании неблагонадежных клиентов
Нацбанк совместно с Департаментом финансовых расследований КГК с учетом международного опыта разработал и направил банкам рекомендации о новых подходах к проведению надлежащей проверки клиентов, открывающих и (или) имеющих банковские счета (письмо Нацбанка РБ от 28.11.2012 № 21-17/147). Рекомендации содержат примерный перечень признаков организаций, функционирующих по принципу лжепредпринимательских структур, методику отказа банков от дистанционного обслуживания таких клиентов, форму предупреждения руководителей (представителей) клиентов об уголовной ответственности за легализацию преступных доходов, уклонение от уплаты налогов, осуществление незаконных финансовых операций.
Существует практика реализации в договорных отношениях с клиентами права закрытия по инициативе банка в одностороннем досудебном порядке банковских счетов неблагонадежных клиентов.
При возникновении сомнений в осуществляемых клиентом финансовых операциях, наличии признаков лжепредпринимательской деятельности в действиях клиента банк имеет право дополнительно затребовать документы (сведения), поясняющие экономический смысл финансовых операций. В случае неполучения данной информации банк имеет право принять решение о прекращении дистанционного банковского обслуживания клиента вплоть до расторжения договорных отношений с ним.
Принятие Закона позволит организовать полноценную систему внутреннего контроля в банках с эффективными рычагами воздействия на неблагонадежных клиентов, а также минимизировать риск умышленного или невольного вовлечения банка в процесс легализации преступных доходов.