За нарушения налогового законодательства налоговый орган может приостановить операции по банковскому счету плательщика
Налоговый орган вправе приостановить операции по счету при наличии одного из следующих оснований (п. 2 ст. 53 Налогового кодекса РБ, далее – НК):
1) плательщик (иное обязанное лицо) в установленные сроки не исполнил налоговое обязательство, не уплатил пени.
Приостановление операций по этому основанию возможно как в случае неуплаты текущих налогов, сборов (пошлин), пеней, так и в случае неуплаты указанных платежей, выявленной по результатам проверок, проведенных в порядке, установленном Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510). Соответственно решение о приостановлении операций по счетам в случае неисполнения плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства может быть принято как на основании отраженных в акте (промежуточном акте) проверки фактов данного нарушения, так и по результатам камеральной проверки, выявившей наличие текущей недоимки;
2) плательщик (иное обязанное лицо) не представил в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) по налогам, сборам (пошлинам);
3) плательщик (иное обязанное лицо) не представил в налоговые органы или их должностным лицам документы бухгалтерского и (или) налогового учета, специальные разрешения (лицензии), иные документы (сведения) для проведения проверки.
В отношении третьего основания для приостановления операций по счету отметим, что налоговое законодательство возлагает на плательщиков (иных обязанных лиц) ряд обязанностей по представлению в налоговый орган документов или сведений. Например, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого плательщика (иного обязанного лица), а также у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих документами и (или) информацией, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого плательщика (иного обязанного лица), на безвозмездной основе необходимые для проверки документы и (или) информацию, в т.ч. в электронном виде (абз. 4 п. 4 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510, п. 1 ст. 75 НК). Лицо, которому адресован запрос о представлении информации и (или) документов, обязано в установленный в запросе срок направить или выдать их должностному лицу налогового органа, требующему указанные информацию и (или) документы, или сообщить об их отсутствии. Документы представляются в виде заверенной должным образом копии. При невозможности представления копий представляют подлинники документов.
Решение о приостановлении операций по счету принимает руководитель налогового органа или его заместитель. Такое решение доводится налоговым органом до руководителя (представителя) банка, а также плательщика (иного обязанного лица). Аналогичным образом указанные лица информируются об окончании приостановления операций по счету.
Новации 2014 г.
Проектом закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь устанавливаются дополнительные основания для приостановления операций по счетам плательщика в банке.
Так, в новом п. 2-1 ст. 53 НК предусматривается, что решение о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке принимает руководитель (его заместитель) налогового органа в случаях:
• включения плательщика (иного обязанного лица) в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.
Справочно: основания включения субъектов предпринимательской деятельности в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере и исключения из него установлены Указом Президента РБ от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств»;
• если сумма денежных средств, поступившая на счета юридического лица, индивидуального предпринимателя в банках за месяц, превысила 5 000 базовых величин и при этом руководитель этого юридического лица, индивидуальный предприниматель или иное уполномоченное в установленном порядке действовать от имени юридического лица, индивидуального предпринимателя лицо не располагает сведениями о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой поступили указанные средства.