Ситуация 1. Расходы на подписку на периодические издания не отражают на счете 97
Организация оплату подписки на периодические издания (выходят ежемесячно) в 2014 г. учитывает на счете 97 "Расходы будущих периодов" (Д-т 97 – К-т 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"). Сумма НДС от всей суммы предварительной оплаты была принята к вычету в момент оплаты.
Суть нарушения
Организация неправомерно учитывает предварительную оплату на счете 97. Также неправомерно в момент оплаты принят к вычету НДС.
Обоснование
Для обобщения информации о расчетах с поставщиками, подрядчиками, исполнителями за приобретенное имущество, выполненные работы, оказанные услуги предназначен счет 60 (п. 47 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 (с изменениями и дополнениями)).
Авансы и предварительную оплату отражают по дебету счета 60 и кредиту счета 51 и др. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.
Счет 97 предназначен для обобщения информации о расходах, произведенных в отчетном периоде, но относящихся к будущим периодам.
Таким образом, при учете предварительной оплаты счет 97 не используется. Предварительную оплату подписки на периодические издания необходимо учитывать на счете 60.
Налоговые вычеты по приобретенным по подписке печатным средствам массовой информации производятся на основании расчетных документов покупателя, в которых указана сумма НДС (п. 5 ст. 107 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
При этом согласно п. 6 ст. 107 НК вычетам подлежат предъявленные плательщику суммы НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав независимо от даты проведения расчетов за приобретаемые товары (работы, услуги), имущественные права либо уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок в случае, когда ведение книги покупок осуществляет плательщик, если иное не установлено гл. 14 НК.
Следовательно, поскольку организация будет получать издания каждый месяц в 2014 г., вычет суммы НДС будет осуществляться по мере их получения.
Как исправить
Организации следует внести исправления в данные бухгалтерского учета.
С 21 февраля 2014 г. вступил в силу Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности "Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки", утвержденный постановлением Минфина РБ от 10.12.2013 № 80 (далее – Национальный стандарт № 80).
Ошибка, допущенная в отчетном году и выявленная до его окончания, исправляется в том месяце отчетного года, в котором она выявлена, дополнительной или сторнировочной записью (записями) по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Доход или расход, возникающие в результате исправления этой ошибки, отражают в составе доходов или расходов отчетного года (п. 10 Национального стандарта № 80).
Исправление ошибок оформляется бухгалтерской справкой-расчетом, содержащей сведения, установленные законодательством РБ для первичных учетных документов (п. 9 Национального стандарта № 80).
Справочно: первичные учетные документы должны содержать следующие сведения:
– наименование документа, дату его составления;
– наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;
– содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
– должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи (ст. 10 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности").
Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.
Среди иных реквизитов могут быть, например, реквизиты, предусмотренные до 21 февраля 2014 г. для бухгалтерской справки-расчета (п. 5 Инструкции о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2005 № 83 (с изменениями и дополнениями)), в частности:
– период, в котором допущена ошибка, и (или) период, за который вносятся исправления;
– сумма (для имущества – также количество) неправильной записи, подлежащая исправлению;
– арифметический расчет вносимого исправления;
– сумма (для имущества – также количество) правильной (исправительной) записи.
От редакции:
Произведенные организацией записи, верные записи и порядок исправления ошибки приведены в табл. 1 и 2.
Исправления в данные налогового учета вносят в соответствии с требованиями п. 8 ст. 63 НК. Так, при обнаружении неполноты сведений или ошибок за прошлый отчетный период текущего налогового периода изменения и (или) дополнения отражаются в налоговой декларации (расчете), представляемой за очередной отчетный период текущего налогового периода.
Ситуация 2. Начали эксплуатировать основное средство – начисляйте амортизацию
Организация по приобретенным на основании договоров купли-продажи в 2013–2014 гг. объектам основных средств, которые еще не эксплуатируются, производит начисление амортизации линейным способом. Начисленную амортизацию она отражает в бухгалтерском учете по дебету счета 97.
Суть нарушения
Организация неправомерно начисляет амортизацию.
Обоснование
Обратимся к п. 34 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (с изменениями и дополнениями, далее – Инструкция № 37/18/6). В нем предусмотрено, что начисление амортизации линейным и нелинейным способами по вновь введенным в эксплуатацию объектам основных средств производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем их ввода в эксплуатацию.
Начисление амортизации по объектам основных средств производительным способом начинается с даты их ввода в эксплуатацию.
При этом течение срока полезного использования, установленного при приобретении указанных объектов, также начинается с месяца, следующего за месяцем начала их фактической эксплуатации.
По активам, принятым к бухгалтерскому учету в составе основных средств, по которым эксплуатация еще не начата по причинам производственного и иного характера, начисление амортизации линейным и нелинейным способами необходимо начинать с месяца, следующего за месяцем начала их фактической эксплуатации.
Поскольку организация ошибочно начисляла амортизацию, ей необходимо внести исправления в данные бухгалтерского учета.
Как исправить
Организация должна произвести запись в месяце обнаружения ошибки на основании бухгалтерской справки-расчета:
Д-т 97 – К-т 02
– методом "красное сторно" на сумму излишне начисленной амортизации.
Ситуация 3. Бухгалтерская программа, которая используется более 1 года, – нематериальный актив
Организация приобрела в отчетном месяце права пользования антивирусной программой сроком на 12 месяцев (лицензионное вознаграждение установлено в виде единовременного платежа на сумму 6 000 000 руб.). Также организация приобрела право пользования бухгалтерской программой, срок использования которой – 3 года (лицензионное вознаграждение установлено в виде единовременного платежа на сумму 36 000 000 руб.). Стоимость понесенных затрат отнесена на счет 97. В последующем они будут ежемесячно равными долями списываться на счета учета затрат.
Суть нарушения
Организация учла понесенные расходы на счете 97, что неверно. Произведенные организацией затраты на приобретение антивирусной программы признаются расходами в отчетном периоде (месяце) их осуществления. Приобретенная бухгалтерская программа соответствует критериям для признания ее нематериальным активом.
Обоснование
К нематериальным активам относятся имущественные права в отношении объектов интеллектуальной собственности, в т.ч. объектов авторского права, включая литературные, драматические, музыкально-драматические, музыкальные, аудиовизуальные, фотографические и иные произведения, компьютерные программы, базы данных или их экземпляры, приобретенные по лицензионным (авторским) договорам или иным основаниям, предусмотренным законодательством, иные объекты авторского права (подп. 7.1 п. 7 Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 25 (далее – Инструкция № 25)).
При этом организация в качестве нематериальных активов принимает к бухгалтерскому учету активы, не имеющие материально-вещественной формы, при выполнении следующих условий признания (п. 4 Инструкции № 25):
– активы идентифицируемы, т.е. отделимы от других активов организации;
– активы предназначены для использования в деятельности организации, в т.ч. в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления в пользование;
– организация предполагает получение экономических выгод от использования активов и может ограничить доступ других лиц к данным выгодам;
– активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;
– организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;
– первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена.
Таким образом, приобретенная бухгалтерская программа соответствует критериям для признания ее нематериальным активом.
При невыполнении любого из указанных в п. 4 Инструкции № 25 условий признания произведенные организацией затраты считаются расходами.
Права пользования антивирусной программой приобретены на срок 12 месяцев. Понесенные организацией расходы не признаются нематериальными активами, поскольку не соблюдается условие п. 4 Инструкции № 25 об использовании актива в течение периода продолжительностью более 12 месяцев. Таким образом, произведенные организацией затраты признают расходами в отчетном периоде (месяце) их осуществления.
Как исправить
От редакции:
Произведенные организацией записи, верные записи и порядок исправления ошибки приведены в табл. 3 и 4.
Ситуация 4. Плата за право заключения договора аренды земельного участка является нематериальным активом
Организация уплатила плату за право заключения договора аренды земельного участка для строительства и отразила ее на счете 97.
Суть нарушения
Сумма расходов, относимых на затратные счета ежемесячно, была верна, однако организация учла понесенные расходы на счете 97, что неправильно.
Обоснование
Плата за право заключения договора аренды земельного участка, расходы на возмещение затрат на организацию и проведение аукциона и другие затраты, связанные с предоставлением земельного участка для строительства и предусмотренные законодательством, учитываются по дебету счета 04 "Нематериальные активы" (п. 64 Инструкции о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 14.05.2007 № 10).
Амортизация нематериального актива ежемесячно до окончания строительства и приемки объекта в эксплуатацию отражается по дебету счета 08 "Вложения в долгосрочные активы" и кредиту счета 05 "Амортизация нематериальных активов", а по окончании строительства и утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию – по дебету счетов учета затрат и кредиту счета 05.
Как исправить
Организации следует внести исправления в данные бухгалтерского учета.
Исправительные записи по отражению платы за право заключения договора аренды земельного участка аналогичны записям по отражению в учете затрат на приобретение бухгалтерской программы в ситуации 3.
Дополнительно следует отразить:
Д-т 04 – К-т 05
– восстанавливается сумма амортизации нематериального актива, которая должна была быть начислена в случае отнесения расходов на право заключения договора аренды земельного участка для строительства в состав нематериальных активов (эта сумма в данном случае равна сумме, списанной на расходы каждого соответствующего месяца со счета 97).