Комментируемое постановление уточнило терминологию, применяемую в сфере отходов потребления
Средства, поступившие в виде платы на текущий (расчетный) банковский счет оператора* от производителей и импортеров в рамках выполнения ими обязанности по обеспечению сбора отходов товаров и тары, предусмотренной подп. 1.2 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – Указ № 313), не облагаются налогами, сборами (пошлинами).
__________________________
* Государственное учреждение "Оператор вторичных материальных ресурсов" (далее – оператор).
Такие средства должны направляться оператором:
1) на компенсацию |*| организациям и индивидуальным предпринимателям (далее – организации) расходов:
* Информация об условиях получения компенсации расходов по сбору отходов товаров и отходов упаковки тары доступна для подписчиков электронного "ГБ"
– по сбору отходов товаров и отходов упаковки при условии передачи этих отходов для обезвреживания и (или) использования на территории республики или хранения на территории республики в случае отсутствия объектов по обезвреживанию и (или) использованию таких отходов на территории Республики Беларусь.
Важно! Компенсация не предусмотрена в отношении отходов товаров и отходов упаковки, полученных из отходов производства и (или) переданных организациям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых данные отходы образовались в результате производственной деятельности;
– сбору многооборотной стеклянной упаковки.
Важно! Компенсация не предусмотрена в отношении упаковки, переданной организациям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых она образовалась в результате производственной деятельности, при условии ее повторного использования на территории Республики Беларусь;
– организации хранения и передачи для обезвреживания и (или) использования за пределами Республики Беларусь отходов товаров и отходов упаковки, для которых на территории Республики Беларусь отсутствуют объекты по обезвреживанию и (или) использованию;
2) возврат (погашение) кредитов, полученных организациями на строительство заводов (производств) по сортировке и (или) использованию коммунальных отходов и вторичных материальных ресурсов, а также возмещение организациям процентов за пользование такими банковскими кредитами и др.;
3) организационно-техническое и информационное обеспечение системы сбора, обезвреживания отходов и (или) использования вторичных материальных ресурсов, финансирование рекламной деятельности, маркетинговых исследований в сфере обращения с отходами и вторичными материальными ресурсами;
4) финансирование экспериментальных, опытных, проектных, научно-исследовательских работ в сфере сбора, обезвреживания отходов и (или) использования их в качестве вторичного сырья;
5) выполнение государственных программ по обращению с отходами, внедрение новых технологий сбора и использования отходов в качестве вторичного сырья, строительство заводов (производств) по сортировке и (или) использованию коммунальных отходов и вторичных материальных ресурсов, совершенствование материально-технической базы организаций, осуществляющих сбор и (или) использование вторичных материальных ресурсов, сбор, сортировку и (или) использование коммунальных отходов;
6) финансирование деятельности, связанной с осуществлением оператором своих функций (подп. 1.6 п. 1 Указа № 313).
Размеры компенсаций вышеуказанных расходов на 2015 г. установлены подп. 1.2 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26.02.2015 № 138 "Об установлении на 2015 год размеров расходования средств, поступающих от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и размеров компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору отходов товаров и отходов упаковки" (далее – постановление № 138). Они не претерпели значительных изменений по сравнению с размерами компенсаций, установленных на 2014 г. постановлением Правительства Республики Беларусь от 17.02.2014 № 135 |*|.
* Информация о размерах платы и компенсации за организацию сбора отходов потребления в 2014 г. доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Новшествами комментируемого постановления являются лишь некоторые уточнения применяемой терминологии. Например:
– в отношении смешанного стеклобоя уточнено, что подразумевается тарный, смешанный по цветам стеклобой;
– понятие "отходы техники" заменено на "отходы электрического и электронного оборудования" с целью унификации применяемых в данной сфере терминов |*|.
* Правила применения последней редакции перечня товаров, утвержденного Указом № 313, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Рассмотрим с учетом норм комментируемого постановления особенности компенсации расходов, указанных выше в п. 1, поскольку в этом случае затрагиваются интересы многих импортеров и производителей, выполняющих обязанность в рамках Указа № 313.
Особенности получения компенсации расходов по сбору отходов товаров и отходов упаковки
Организация, которая претендует на получение компенсации расходов по сбору отходов товаров и отходов упаковки, помимо прочего, должна выполнить 2 ключевых условия, предусмотренных Указом № 313.
Во-первых, собираемые отходы должны по происхождению относиться к отходам потребления в соответствии с требованиями и терминологией Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами" (далее – Закон).
Справочно: отходы потребления – это отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов (п. 20 ст. 1 Закона).
Во-вторых, собираемые отходы должны быть переданы для обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь.
Отметим, что под второе условие не подпадают отработанные элементы питания (батарейки) и отходы упаковки из комбинированных материалов, для которых на территории республики не зарегистрировано объектов по использованию и не учтено объектов обезвреживания. В случае сбора этих видов отходов условием получения компенсации расходов является передача их для хранения на территории Республики Беларусь.
На данную компенсацию в 2015 г. предусмотрено 257 млрд. руб. (приложение к постановлению № 138).
Особенности получения компенсации расходов по сбору многооборотной стеклянной упаковки
Указанная компенсация предоставляется организациям, осуществляющим сбор многооборотной стеклянной упаковки. Для получения этой компенсации организации также надо выполнить 2 условия, причем одновременно:
1) упаковка должна собираться (заготавливаться) от населения;
2) ее повторное использование должно происходить на территории Республики Беларусь.
Расходы по сбору многооборотной стеклянной упаковки, полученной от других организаций или индивидуальных предпринимателей, у которых она образовалась в результате производственной деятельности, компенсироваться не будут.
Отметим, что данное направление является относительным новшеством, поскольку введено с 1 октября 2014 г. Указом Президента Республики Беларусь от 28.07.2014 № 381. Размер компенсации в данном случае составляет 100 руб. за штуку собранной от населения многооборотной стеклянной упаковки (подп. 1.3 п. 1 постановления № 138).
Особенности получения компенсации расходов за организацию хранения и передачи для обезвреживания и (или) использования за пределами республики отходов товаров и отходов упаковки, для которых в республике отсутствуют объекты по обезвреживаниюи (или) использованию
Данное направление расходования средств, как уже отмечалось выше, актуально для отходов элементов питания (батареек) и отходов упаковки из комбинированных материалов. В отношении данного направления не установлено фиксированного размера выплат. То есть выделение средств, по сути, будет зависеть от фактически складывающихся затрат заявителя на организацию хранения и передачи для обезвреживания и (или) использования за пределами Республики Беларусь отходов товаров и отходов упаковки.
На данное направление в 2015 г. предусмотрено 615 млн. руб.
Справочно: это направление также является относительным новшеством и для его реализации потребуется внесение изменений и дополнений в Положение о порядке работы Межведомственной комиссии для определения получателей средств, поступивших на расчетный счет ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов" от производителей и поставщиков товаров и тары (размещено в подразделе "Важно знать" на сайте vtoroperator.by), либо утверждение аналогичного положения нормативным правовым актом.
Общие правила получения компенсации
Правила получения компенсации определены Инструкцией о порядке компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору (заготовке) отходов товаров и тары (за исключением полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых отходы образовались в результате производственной деятельности) при условии их дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минжилкомхоза Республики Беларусь от 14.08.2012 № 16 (далее – Инструкция о порядке компенсации).
Компенсации подлежат расходы по сбору отходов потребления при условии обезвреживания и (или) использования собранных отходов потребления на территории Республики Беларусь.
Организациям, желающим получить компенсацию, необходимо:
1) собрать отходы потребления;
2) обезвредить или использовать их самостоятельно или передать для осуществления данных видов деятельности в установленном законодательством порядке;
3) зарегистрироваться в Реестре организаций, осуществляющих сбор (заготовку), сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию вторичных материальных ресурсов;
4) представить оператору не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, следующие документы:
– заявление, форма которого приведена в приложении 1 к Инструкции о порядке компенсации;
– опись товарно-транспортных накладных на передачу организацией отходов товаров и отходов упаковки для их дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь отдельно по каждому виду отходов с указанием дат и номеров товарно-транспортных накладных, грузополучателей и количества переданных по ним отходов (тонн, единиц);
– заверенные печатью организации (индивидуального предпринимателя) копии товарно-транспортных накладных на передачу отходов товаров и отходов упаковки для их дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории республики.
Важно! Если отходы товаров и отходы упаковки получатель собрал для их дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории республики самостоятельно, то из указанного перечня документов, представляемых оператору, исключаются копии товарно-транспортных накладных и их опись, а вместо этого представляются данные производственного учета получателя о сборе (заготовке) и поступлении отходов товаров и отходов упаковки за отчетный квартал;
– данные учета сбора (заготовки) организацией отходов товаров и отходов упаковки из отходов потребления, заверенные печатью организации;
– расчет суммы средств, выделяемых на компенсацию расходов по сбору (заготовке) отходов товаров и отходов упаковки, форма которого содержится в приложении 2 к Инструкции о порядке компенсации.