Организация заключила договор аренды помещения с индивидуальным предпринимателем с 1 января 2015 г.
В какой срок ей необходимо подать налоговую декларацию по налогу на недвижимость?
Не позднее 20-го числа 3-го месяца квартала, следующего за кварталом, в котором организация приобрела статус плательщика.
В указанной ситуации организации необходимо представить в налоговые органы по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость не позднее 20 июня 2015 г. Данный вывод основан на следующих нормах налогового законодательства.
Плательщиками налога на недвижимость признаются организации и физические лица с учетом особенностей, установленных ст. 184 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).
По взятым в аренду у физических лиц капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, машино-местам, расположенным на территории Республики Беларусь, организация-арендатор является плательщиком налога на недвижимость (абз. 3 части первой п. 1 ст. 184 НК).
Организация, признанная плательщиком налога на недвижимость, представляет декларацию по налогу на недвижимость (либо вносит в нее соответствующие изменения и дополнения) не позднее 20-го числа 3-го месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место приобретение статуса плательщика налога на недвижимость (п. 10 ст. 189 НК).
Внимание! Организации при заключении с физическими лицами договоров аренды капитального строения (здания, сооружения), его части, машино-места, иного возмездного или безвозмездного пользования в течение 30 дней с даты заключения таких договоров обязаны представить в налоговые органы по месту постановки на учет копии таких договоров (п. 3 ст. 189 НК).
Необходимо ли в 2015 г. исчислять и уплачивать налог на недвижимость за сверхнормативное незавершенное строительство при превышении сроков реконструкции здания?
Нет при определенных условиях.
Капитальные строения (здания, сооружения), в которых проводят реконструкцию, заново не создаются. Поэтому их не следует рассматривать в качестве объектов обложения налогом на недвижимость как здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства.
Важно! Если при осуществлении комплекса работ, которые согласно проекту классифицированы как "реконструкция" или "модернизация", помимо изменения уже существующих капитальных строений (зданий, сооружений) создаются (возводятся) новые здания и сооружения, то при превышении нормативных сроков, установленных в проектной документации, такие вновь создаваемые здания и сооружения признаются объектами сверхнормативного незавершенного строительства и по ним необходимо исчислять и уплачивать налог на недвижимость по ставке 2 %.
Зданиями, сооружениями и передаточными устройствами сверхнормативного незавершенного строительства признаются здания, сооружения и передаточные устройства, возведение (в т.ч. по строительному проекту на реконструкцию) которых разрешено в соответствии с законодательством, но не завершено в сроки строительства, установленные проектной документацией.
Справочно: под реконструкцией понимается совокупность работ, в т.ч. строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий, направленных на использование по новому назначению объекта и (или) связанных с изменением его основных технико-экономических показателей и параметров, в т.ч. с повышением потребительских качеств, определяемых техническими нормативными правовыми актами, изменением количества и площади помещений, строительного объема и (или) общей площади здания, изменением вместимости, пропускной способности, направления и (или) места расположения инженерных, транспортных коммуникаций (замена их участков) и сооружений на них (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь").
Вправе ли организация применить льготу по налогу на недвижимость в отношении законсервированного незавершенного объекта строительства?
Не вправе.
В случае превышения срока строительства объекта, установленного проектной документацией, организацию признают плательщиком налога на недвижимость со стоимости указанного объекта сверхнормативного незавершенного строительства вне зависимости от наличия факта консервации этого объекта. Освобождение от обложения налогом на недвижимость предусмотрено для законченных строительством объектов, законсервированных в соответствии с установленным порядком.
Справочно: от налога на недвижимость освобождаются капитальные строения (здания, сооружения), законсервированные в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (подп. 1.4 п. 1 ст. 186 НК).
Базовым документом в части консервации основных средств является Положение о порядке консервации основных средств, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.05.2003 № 683 (далее – Положение). Данный нормативный документ распространяет свое действие на имущество, относящееся к основным средствам и находящееся в хозяйственном ведении, оперативном управлении республиканских унитарных предприятий и собственности негосударственных юридических лиц (п. 1 Положения).
Порядок организации учета основных средств и отражения их на счетах бухгалтерского учета определен Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26.
Организация исчисляет и уплачивает налог на недвижимость по сооружению, приобретенному по договору купли-продажи, которое учитывалось в бухгалтерском учете на 1 января 2015 г. на счете 08 "Вложения в долгосрочные активы". В январе 2015 г. данное сооружение введено в эксплуатацию и его стоимость увеличена на сумму регистрации данного объекта.
Предусмотрена ли корректировка годовой суммы налога на недвижимость в такой ситуации?
Не предусмотрена.
В состав объектов обложения налогом на недвижимость входят подлежащие государственной регистрации капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места до их государственной регистрации (п. 1 ст. 185 НК). До момента государственной регистрации плательщиком налога признается организация, у которой такие объекты состоят на учете, находятся на балансе (п. 6 ст. 184 НК).
Налоговая база по указанным объектам определяется исходя из стоимости, по которой они отражены в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 187 НК).
Обязанность организаций – плательщиков налога на недвижимость производить корректировку годовой суммы налога на недвижимость предусмотрена в следующих ситуациях:
– при возникновении (утрате) у организаций права на освобождение от налога на недвижимость;
– при принятии в течение года областным (Минским городским) Советом депутатов или по его поручению областным (Минским городским) исполнительным комитетом решения об исключении из перечня капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, неиспользуемых (неэффективно используемых);
– в связи с приобретением (утратой) статуса плательщика налога на недвижимость;
– при возникновении (выбытии) объектов сверхнормативного незавершенного строительства в течение налогового периода;
– при приобретении (выбытии) в течение года капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест либо возникновении капитальных строений (зданий, сооружений), их частей (пп. 6–8 ст. 189 НК).
С учетом вышеизложенного стоимость капитальных строений (зданий, сооружений) в части объектов до их регистрации подлежит обложению налогом на недвижимость по стоимости, числящейся на 1 января 2015 г.
Осуществление в течение года государственной регистрации объекта и перевод его в бухгалтерском учете с одного балансового счета на другой не являются основанием для корректировки годовой суммы налога на недвижимость и внесения изменений в налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость организации.
Организация с 2014 г. арендует у физического лица административное помещение, оценочная стоимость которого была произведена компетентными органами в 2012 г.
Вправе ли организация для определения налоговой базы налога на недвижимость в 2015 г. применить индексы переоценки к оценке, произведенной в 2012 г.?
В рассматриваемой ситуации организации-арендатору для исчисления налога на недвижимость в 2015 г. следует определить налоговую базу по налогу на недвижимость по состоянию на 1 января 2015 г. исходя из базовой расчетной стоимости 1 м2 типового здания или сооружения с учетом коэффициентов переоценки зданий и сооружений и общей площади арендованного здания. Данный вывод обоснован следующим.
По капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, машино-местам, расположенным на территории Республики Беларусь, взятым в аренду у физических лиц, плательщиком налога на недвижимость является организация-арендатор (абз. 3 части первой п. 1 ст. 184 НК).
Налоговая база по налогу на недвижимость может быть определена исходя из стоимости капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, указанной в договорах аренды (финансовой аренды (лизинга)), иного возмездного и безвозмездного пользования, но не менее стоимости этих капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, на основании:
– оценочной стоимости капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, определенной территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – организации по государственной регистрации) по обращениям собственников на 1 января т.г.;
– указанной в заключении об оценке (по рыночной стоимости) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей на 1 января т.г., выданной оценщиком (индивидуальным предпринимателем либо работником индивидуального предпринимателя или юридического лица), имеющим свидетельство об аттестации оценщика на право проведения независимой оценки соответствующего вида объекта оценки;
– произведенной в ином порядке, установленном Президентом.
Приведенный порядок предусмотрен в п. 2 ст. 187 НК.
Справочно: оценку зданий и сооружений для исчисления налога на недвижимость производят:
– организации по государственной регистрации согласно оценочной стоимости зданий и сооружений на 1 января т.г.;
– организации, взявшие в аренду у физических лиц здания и сооружения, при отсутствии в текущем году оценки зданий и сооружений по их оценочной стоимости, определенной территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, по стоимости, определяемой исходя из базовой расчетной стоимости 1 м2 типового здания или сооружения с учетом коэффициентов переоценки зданий и сооружений и общей площади оцениваемого здания либо сооружения – при отсутствии сведений о стоимости зданий и сооружений, примененной в качестве налоговой базы при исчислении налога на недвижимость в предыдущем году (п. 3 Положения о порядке оценки принадлежащих физическим лицам зданий и сооружений, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28.03.2008 № 187).
Продолжение см. в "ГБ", 2015, № 17, с. 10–13.