* Особенности расчета экологического налога за выбросы загрязняющих веществ доступны для всех читателей GB.BY
ПРИ СОБЛЮДЕНИИ ЛЬГОТНОГО "ПОРОГА" ОБЪЕКТ ОБЛОЖЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ НАЛОГОМ ОТСУТСТВУЕТ
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух являются объектом обложения экологическим налогом, если:
1) они осуществляются от стационарных источников выбросов, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
2) нормативы допустимых выбросов, указанные в разрешении, составляют 3 т/год и более (подп. 1.1 п. 1, абз. 2 п. 2 ст. 205 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).
Важно! Из разъяснений специалистов МНС и Минприроды следует, что объемы выбросов загрязняющих веществ суммируются по всем классам опасности веществ (включая вещества 1-го класса опасности и без установленного класса опасности), указанных в разрешении, и затем сравниваются с "пороговой" величиной (менее 3 т/год). Если суммарное количество выбросов будет менее 3 т/год, то организация не будет являться плательщиком экологического налога |*|.
* Правила определения объектов, облагаемых экологическим налогом, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Отметим, что организации, которые имеют несколько разрешений, суммирование выбросов загрязняющих веществ и их сравнение с "пороговой" величиной производят по каждому разрешению отдельно.
Эксплуатация стационарных источников выбросов допускается только при наличии разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения, выдаваемых Минприроды или его территориальными органами. Порядок их получения определен Положением о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2009 № 664.
Справочно: стационарные источники выбросов – это источники выбросов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З "Об охране атмосферного воздуха" (далее – Закон)).
Организации, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны вести учет этих выбросов в журнале:
– по форме ПОД-1 – если учет выбросов производится инструментальным или расчетно-инструментальным методом;
– форме ПОД-2 – если учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух производится расчетным методом.
Информация, изложенная в указанных журналах, является основой для определения налоговой базы экологического налога за отчетный период.
Справочно: формы журналов ПОД-1 и ПОД-2 приведены в приложениях А и Б ТКП 17.02-12-2014 (02120) "Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды".
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ ПЛАТЕЛЬЩИКА НАЛОГА
Если организация является плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, ей необходимо определить порядок исчисления налога и способ заполнения декларации.
Напомним, что форма налоговой декларации (расчета) по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух утверждена постановлением МНС Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 "О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы" и приведена в приложении 11 к нему.
Налоговая декларация
Порядок представления налоговой декларации (расчета) по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух зависит от выбранного плательщиком способа уплаты экологического налога (1 раз в год или ежеквартально).
Различают 3 типа декларации (см. таблицу).
Форма декларации включает в себя:
– титульный лист;
– расчет экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
– приложение 1 "Сведения о размере и составе использованных льгот";
– приложение 2 "Сведения о суммах экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, подлежащего зачислению в республиканский бюджет по месту нахождения объектов налогообложения".
В приложении 2 производится распределение подлежащих уплате сумм экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух между административно-территориальными единицами в зависимости от места расположения объекта налогообложения.
То есть это приложение надо заполнять в том случае, когда организация и ее объекты налогообложения (стационарные источники выбросов загрязняющих веществ) территориально находятся в разных налоговых инспекциях (например, в ИМНС по Минскому району и ИМНС по Первомайскому району г. Минска).
Ставки налога
Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки |*|.
* Порядок уплаты экологического налога при передаче в аренду склада вместе со стационарным источником выбросов в атмосферный воздух (котельной установкой) доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлены по классам опасности веществ и содержатся в приложении 6 к НК. Расчет суммы налога производится только по классам опасности загрязняющих веществ, а не по их наименованиям |*|.
* Порядок уплаты экологического налога за выбросы в атмосферный воздух при наличии дизель-генератора для резервной выработки электроэнергии доступен для подписчиков электронного "ГБ"
В 2015 г. размер ставок следующий (за 1 т):
– вещества 2-го класса опасности – 5 941 040 руб.;
– вещества 3-го класса опасности – 1 964 020 руб.;
– вещества 4-го класса опасности – 975 910 руб.
Для веществ 1-го класса опасности и без установленного класса опасности ставки налога не установлены. Эти вещества налогом не облагаются.
Способы определения налоговой базы
По первому способу налоговая база равна фактическому объему выбросов загрязняющих веществ, произведенных в отчетном периоде (квартал) суммарно по каждому классу опасности веществ (п. 2 ст. 208 НК). Далее налоговая база для каждого класса загрязняющих веществ умножается на соответствующую ставку налога.
Пример 1. Расчет налога и заполнение ежеквартальной декларации
Согласно разрешению природопользователь вправе выбросить суммарно 3,5 т в год загрязняющих веществ.
Из них:
– вещества "А" 4-го класса опасности – 2,5 т;
– вещества "Б" 4-го класса опасности – 0,5 т;
– вещества "С" 3-го класса опасности – 0,5 т.
Организация за I отчетный квартал 2015 г. произвела выбросов:
– вещества "А" 4-го класса опасности – 0,6 т;
– вещества "Б" 4-го класса опасности – 0,1 т;
– вещества "С" 3-го класса опасности – 0,1 т.
Налоговая база за указанный отчетный период составляет:
– веществ 4-го класса опасности – 0,7 т (0,6 т вещества "А" + 0,1 т вещества "Б");
– веществ 3-го класса опасности – 0,1 т.
Сумма налога равна 879 539 руб. (0,7 (т) × 975 910 (руб./1 т) + 0,1 × 1 964 020).
При исчислении налога по фактическим объема выбросов в отчетном квартале на титульном листе налоговой декларации (расчета) плательщиком указывается способ уплаты налога "ежеквартально" путем проставления знака "Х" в строке "Выбор способа уплаты налога".
Пример заполнения декларации типа "квартальная" представлен ниже.
Заполнение квартальной декларации
Согласно второму способу налоговая база рассчитывается исходя из годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленных в разрешении (п. 3 ст. 208 НК). Для этого необходимо сложить значения объемов выбросов загрязняющих веществ, указанных в разрешении по каждому классу опасности. Полученное значение следует разделить на 4 (четыре отчетных налоговых периода), что даст налоговую базу для каждого класса загрязняющих веществ в отчетном периоде. Далее налоговую базу для каждого класса загрязняющих веществ умножаем на соответствующую ставку налога.
Плательщику необходимо подать декларацию типа "годовая" и определиться со способом уплаты налога (часть вторая подп. 9.1 п. 9 ст. 208 НК):
– 1 раз в год в размере исчисленной суммы за год не позднее 22 апреля календарного года;
– ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере 1/4 исчисленной суммы экологического налога.
На титульном листе налоговой декларации плательщик указывает способ уплаты налога "ежеквартально" или "один раз в год" путем проставления знака "×" в строке "Выбор способа уплаты налога".
Декларация с типом "годовая по фактическим объемам" подается в налоговый орган не позднее 20 февраля 2016 г.
Пример 2. Расчет налога и заполнение годовой декларации по фактическим объемам
Согласно разрешению природопользователь вправе выбросить суммарно 3,5 тв год загрязняющих веществ. Из них:
– вещества "А" 4-го класса опасности – 2,5 т;
– вещества "Б" 4-го класса опасности – 0,5 т;
– вещества "С" 3-го класса опасности – 0,5 т.
С учетом того что организация выбрала ежеквартальный способ уплаты налога, определим значения налоговой базы в каждом из 4 отчетных периодов:
– веществ 4-го класса опасности – 0,75 т ((2,5 т вещества "А" + 0,5 т вещества "Б") / 4);
– веществ 3-го класса опасности – 0,125 т (0,5 т вещества "С" / 4).
Сумма налога в каждом из отчетных периодов равна: 977 435 руб. (0,75 (т) × 975 910 (руб./1 т) + 0,125 × 1 964 020).
По итогам 2015 г. фактический объем выбросов веществ 4-го класса опасности составил 2,95 т, а веществ 3-го класса опасности – 0,45 т. Сумма налога составит 3 762 744 руб.
Приведем пример заполнения декларации типа "годовая" по фактическим объемам: