СИТУАЦИЯ: Организация имеет сеть СТО, в которых оказываются услуги по техническому обслуживанию автомобилей. Для осуществления указанной деятельности она импортирует различные запасные части и материалы, в т.ч. смазочные масла, шины. Соответственно в рамках Указа Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления"* (далее – Указ № 313) организация является обязанным поставщиком.
__________________________
* Гл. бухгалтер. – 2012. – № 29. – С. 15–23.
Она не осуществляет самостоятельно сбор отходов потребления и поэтому заключила договор с государственным учреждением "Оператор вторичных материальных ресурсов" (далее – оператор), которому ежеквартально вносит определенную плату.
В настоящее время организация планирует организовать сбор отходов масла и шин от обслуживаемых на СТО граждан.
Рассмотрим вопросы, возникшие в этой ситуации.
1. Надо ли при осуществлении сбора отходов масла и шин от граждан расторгнуть договор с оператором?
Не надо.
Форма договора с оператором об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары утверждена постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2012 № 708 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313"* (далее – форма договора).
__________________________
* Гл. бухгалтер. – 2012. – № 32. – С. 15–24.
На основании пп. 9, 11 формы договора стороны (т.е. оператор и рассматриваемая организация) имеют право по взаимному соглашению расторгнуть данный договор. Соглашение о расторжении договора заключается в письменной форме, подписывается каждой из сторон.
В то же время, если производители и поставщики применяют собственную систему сбора отходов, но не обеспечивают сбор, обезвреживание и (или) использование отходов в количестве, определенном подп. 1.4.1 п. 1 Указа № 313, то они обязаны внести на текущий (расчетный) счет оператора плату исходя из объема произведенных и реализованных на территории Республики Беларусь и (или) ввезенных этими производителями и поставщиками товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, и пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, в которую упакованы ввезенные потребительские товары, за вычетом объемов отходов товаров и тары, собранных, обезвреженных и (или) использованных с применением собственной системы сбора отходов (часть вторая подп. 1.4.2 п. 1 Указа № 313).
Таким образом, возможна ситуация, когда организацией не будет собрано определенное Указом № 313 количество отработанных масел и изношенных шин (30 % от количества ввезенных масел и шин) и необходимо будет внести на текущий (расчетный) счет оператора плату в соответствии с частью второй подп. 1.4.2 п. 1 Указа № 313, т.е. расторжение рассматриваемого договора может оказаться нецелесообразным.
2. С учетом того что договор заключен на 1 год, как продлить его действие?
Договор об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары заключается на 1 год и считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении (п. 7 формы договора).
3. Какими документами определены требования к порядку сбора и хранения отходов масел и шин?
В отношении масла – ТКП 17.11-05-2012, в отношении изношенных шин – ГОСТ 8407-89.
Требования к порядку хранения и транспортировки отработанных масел установлены в техническом кодексе установившейся практики ТКП 17.11-05-2012 "Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с отработанными нефтепродуктами".
Отработанные масла должны храниться в подземных и наземных резервуарах, металлических бочках или канистрах, а также иной таре и упаковке, предназначенной для хранения данных отходов, установленных на специально оборудованных площадках. Места хранения отработанных нефтепродуктов должны быть ограждены, защищены от солнечных лучей, атмосферных осадков, оборудованы устройствами и приспособлениями, исключающими попадание отходов в окружающую среду.
Что касается изношенных шин, то в соответствии с требованиями ГОСТ 8407-89 "Сырье вторичное резиновое. Покрышки и камеры шин. Технические условия" данные отходы хранят на открытых бетонированных или асфальтированных площадках.
4. Может ли организация претендовать на компенсацию расходов по сбору отходов?
Может.
Средства, поступившие на текущий (расчетный) счет оператора от производителей и поставщиков в виде платы, не облагаются налогами, сборами (пошлинами) и направляются оператором на компенсацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору отходов товаров и тары (за исключением полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых отходы образовались в результате производственной деятельности) при условии их дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь. Это определено в части второй подп. 1.6 п. 1 Указа № 313.
Для получения компенсации организация, имеющая сеть СТО, должна выполнить следующие действия:
1) собрать отходы потребления от населения;
2) использовать их либо передать сторонней организации для дальнейшего их использования на территории Республики Беларусь;
3) зарегистрироваться в Реестре организаций, осуществляющих сбор (заготовку), сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию вторичных материальных ресурсов.
Для получения компенсации организации необходимо представить оператору документы, предусмотренные п. 3 Инструкции*.
__________________________
* Инструкция о порядке компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору (заготовке) отходов товаров и тары (за исключением полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых отходы образовались в результате производственной деятельности) при условии их дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь,утвержденная постановлением Минжилкомхоза РБ от 14.08.2012 № 16 (далее – Инструкция).
Данные документы необходимо представлять ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Размеры компенсации установлены в подп. 1.2 п. 1 постановления Совета Министров РБ от 04.06.2013 № 451. Для отработанных масел и изношенных шин они составляют на сегодняшний день 300 тыс. и 280 тыс. бел. руб. за тонну соответственно.
Таким образом, при применении собственной системы сбора отходов товаров и тары, помимо уменьшения размера платы либо отсутствия необходимости ее внесения на расчетный счет оператора, обязанные производители и поставщики могут претендовать на получение компенсации расходов по сбору (заготовке) отходов товаров и тары.
5. Необходимо ли представлять государственную статистическую отчетность в соответствии с постановлением Белстата от 19.09.2013 № 208?
Нет, но надо представлять форму ведомственной отчетности.
Форма государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) "Отчет об обращении с отходами производства" и указания по ее заполнению (далее – Указания) утверждены постановлением Белстата от 19.09.2013 № 208.
Как мы помним, организации в соответствии с требованиями Указа № 313 должны осуществлять сбор отходов потребления.
Однако из п. 2 Указаний следует, что в форме государственной статистической отчетности 1-отходы не отражаются данные об объемах, в т.ч. отходов потребления.
В то же время приказом Минжилкомхоза РБ от 30.11.2012 № 165 "Об утверждении перечня и форм ведомственной отчетности" утверждены, в частности:
– форма ведомственной отчетности "Отчет о заготовке и поставке вторичного сырья, отходов товаров" (приложение 42 к данном приказу);
– Указания по заполнению формы "Отчет о заготовке и поставке вторичного сырья, отходов товаров".
Из п. 1 Указаний следует, что ведомственную отчетность по данной форме представляют юридические лица, осуществляющие заготовку и поставку в т.ч. резиносодержащих отходов и отходов масел.
Таким образом, организации необходимо представлять в адрес оператора данную форму ведомственной отчетности в случае осуществления деятельности по сбору (заготовке) изношенных шин и отработанных масел. Данная форма и указания по ее заполнению размещены на сайте оператора www.vtoroperator.by в подразделе "Важно знать".