Учет и хранение отработанных масел требуют выполнения ряда организационных процедур, таких как:
– определение класса опасности отработанных масел с учетом действующего классификтора отходов;
– обеспечение временного хранения отработанных масел с подтверждением его соответствующим документальным оформлением;
– соблюдение требований по перевозке отработанных масел;
– своевременное проведение инвентаризации отработанных масел и т.д.
Для организации учета отходов отработанных масел надо произвести их классификацию
Масла относят к категории отходов, если:
– они не соответствуют требованиям, установленным ТР ТС 030/2012.
ТР ТС 030/2012 – это технический регламент Таможенного союза "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям", принятый решением Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 № 59. Потребительские свойства масел установлены в приложении 1 к этому регламенту;
– по ним отсутствует предназначение по месту образования.
Предназначение устанавливается отдельным нормативным правовым актом, в т.ч. техническим.
Классификацию отходов следует осуществлять в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85 (далее – классификатор отходов). Для отработанных масел в классификаторе отходов выделены следующие наименования и коды:
синтетические и минеральные масла отработанные (код 5410201);
масла моторные отработанные (код 5410202);
масла дизельные отработанные (код 5410203);
масла авиационные отработанные (код 5410204);
масла индустриальные отработанные (код 5410205);
масла трансмиссионные отработанные (код 5410206) и т.д.
Для всех приведенных наименований отработанных масел классификатором уста-новлен 3-й класс опасности, т.е. они относятся к умеренно опасным.
Отработанные масла относят к вторичным материальным ресурсам
Вторичные материальные ресурсы – это отходы, которые после их сбора могут быть вовлечены в гражданский оборот в качестве вторичного сырья и для их использования в Республике Беларусь имеются объекты по использованию (ст. 1 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами"; далее – Закон № 271-З).
В отношении вторичных материальных ресурсов указанный Закон запрещает их захоронение (п. 5 ст. 25) и уничтожение (при обезвреживании вторичных материальных ресурсов) (часть вторая п. 2 ст. 29).
Отработанные масла по возможности использования относят к вторичным материальным ресурсам.
Нарушение установленного законодательством порядка обращения с отработанными маслами является административным правонарушением (ст. 15.63 Кодекса РБ об административных правонарушениях).
Сбор, временное хранение отработанных масел и документальное оформлениеэтих операций
Общие требования к порядку обращения с отходами производства, в т.ч. с отработанными маслами, установлены п. 1 ст. 17 Закона № 271-З. Рассмотрим некоторые из них.
1. В организации приказом руководителя должен быть назначен ответственный за обращение с отходами и должны быть определены его функции.
Отметим, что должностное (уполномоченное) лицо, отвечающее за обращение с отходами, должно быть указано в соответствующем разделе инструкции по обращению с отходами производства.
Если приказом назначено 2 и более должностных (уполномоченных) лица, ответственных за организацию обращения с отходами производства, то приказом надо также назначить координатора (ответственного) по обращению с отходами производства.
2. Организация должна обеспечить ведение учета отходов в виде отработанных масел в книгах определенной формы.
Учет отходов подразделяют на первичный и общий. Первичный учет отходов надо вести в книге формы ПОД-9, общий – в книге формы ПОД-10.
Порядок ведения указанных книг и их формы определены постановлением Минприроды РБ от 02.06.2009 № 33.
– на стоимость принятых к учету отработанных масел;
Д-т 20 – К-т 10-6
– отработанные масла отпущены в собственную переработку;
Д-т 90 – К-т 10-6
– отработанные масла как вторичное сырье реализованы для переработки сторонней организации*.
Порядок разработки и утверждения такой инструкции определен Инструкцией о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45 (далее – Инструкция № 45).
Согласование инструкции по обращению с отходами производства осуществляет территориальный орган Минприроды:
– в порядке, определенном п. 6.26 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156;
– по месту выдачи заявителю разрешения на хранение и захоронение отходов производства (п. 2 Положения о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104).
Выдача разрешений территориальными органами Минприроды производится по месту нахождения объектов хранения отходов и объектов захоронения отходов (см. табл. 1).
1) раздел "Образование отходов производства".
В нем определяются порядок разработки нормативов образования отходов производства (указываются способы, исходная информация, на основании которой разрабатываются нормативы образования отходов производства) и перечень источников образования отходов производства.
В частности, в данном разделе может быть указано, что нормативы образования отработанных масел разрабатываются на основании значения показателя норматива образования данного отхода, утвержденного приказом Минприроды РБ от 11.05.2011 № 200-ОД (далее – приказ № 200-ОД), и расчетной единицы – кг/10 тыс. км пробега, либо на основании результатов взвешивания (замера) количества образующихся отработанных масел. Источник образования отработанных масел – эксплуатация автотранспорта либо оборудования;
2) приложение "Карта-схема источников образования отходов производства".
В данном приложении отражается план (схематичное изображение) здания и территории организации с указанием на нем мест (источников) образования всех отходов производства, в т.ч. отработанных масел;
3) приложение "Карта-схема хранения отходов производства".
На данной карте-схеме должны быть отображены все места временного хранения отходов, в т.ч. отработанных масел. Условное обозначение места хранения отработанных масел впоследствии будет применяться при заполнении гр. 12 книги учета отходов по форме ПОД-10;
4) приложение "Образующиеся отходы производства".
В нем указывают:
– наименования и коды образующихся отходов производства, степень опасности отходов производства и класс опасности опасных отходов производства;
– физическое состояние (в соответствии с Перечнем кодов и наименований физического состояния отходов, утвержденным постановлением Белстата от 29.09.2011 № 277);
– источники образования отходов производства;
– сведения о необходимости регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки) и сделок об отчуждении опасных отходов другому юридическому или физическому лицу, в т.ч. индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами.
В отношении сделок о передаче (отчуждении) отработанных масел необходимость регистрации отсутствует, за исключением масел, загрязненных окалиной и шлаком, синтетических смазочно-охлаждающих жидкостей отработанных (отработанный эмульсол) и некоторых других эмульсий.
Он должен содержать порядок ведения учета отходов производства в местах образования (поступления) отходов производства, в т.ч. количество, места ведения книг учета отходов, а также срок внесения записей в книгу учета отходов (ПОД-9) и книгу общего учета отходов (ПОД-10), способы определения фактического количества отходов (взвешивание или замер);
6) раздел "Сбор и хранение отходов производства".
Он должен содержать описание системы сбора отходов производства, в т.ч. отработанных масел, и порядок хранения отходов (места временного хранения отходов, объекты хранения отходов, условия хранения отходов).
Техническим нормативным правовым актом, устанавливающим требования к порядку сбора и хранения таких отходов, как отработанные масла, является технический кодекс установившейся практики ТКП 17.11-05-2012 "Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с отработанными нефтепродуктами". Согласно ему данные отходы хранят в подземных и наземных резервуарах, металлических бочках или канистрах, а также иной таре и упаковке, предназначенной для их хранения (за исключением тары и упаковки из материалов, способствующих накоплению статического электричества), установленных на специально оборудованных площадках, которые должны иметь твердое покрытие и размещаться с соблюдением противопожарных разрывов;
7) приложение "Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения".
Объектом обложения экологическим налогом не признают хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки 1 транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания таких отходов и (или) объекты по использованию таких отходов (ст. 205 Налогового кодекса РБ).
Поэтому в целях накопления количества временно хранимых отходов, необходимогодля перевозки, в приложении следует указать места их хранения. Превышение допустимого количества накопления отходов производства при временном хранении не допускается.
– количество отходов, образуемое за определенный период времени (месяц, год и др.);
– количество отходов, которое определяется условиями хранения отходов в организации, в т.ч. допустимыми сроками хранения;
– количество отходов, которое определяется условиями перевозки.
В данном приложении можно также указать периодичность вывоза отходов производства и ее обоснование.
Он должен содержать полный перечень передаваемых на использование и (или) обезвреживание отходов производства, порядок передачи отходов производства на использование и (или) обезвреживание, а также перечень субъектов хозяйствования, которым отходы передаются с целью их последующего использования и (или) обезвреживания.
– перечень объектов, на которых производится использование отходов;
– перечень отходов, поступающих от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для использования;
– порядок использования отходов на таких объектах.
Порядок использования отработанных масел устанавливается в технологических регламентах данных процессов, что можно отметить в рассматриваемом разделе инструкции.
4. Организация для использования отходов в виде отработанных масел должна получить лицензию.
Отработанные масла – отходы 3-го класса опасности. Использование отходов такого класса опасности относят к составляющим работам и услугам деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, лицензирование которой осуществляет Минприроды РБ (п. 14 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450).
5. Отработанные масла можно использовать только в целях, определенных техническими нормативными правовыми актами.
Это требование содержит п. 1 ст. 28 Закона № 271-З. Отходы в качестве вторичного сырья должны использоваться в соответствии с техническими нормативными правовыми актами.
Требования к сжиганию отработанных масел в качестве топлива установлены в техническом кодексе установившейся практики ТКП 17.11-01-2009 "Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила использования углеводородсодержащих отходов в качестве топлива".
Перевозка отработанных масел
Перевозка отработанных масел должна быть оформлена сопроводительным паспортом перевозки отходов производства, который должен заполнить собственник перевозимых отходов производства.
Форма сопроводительного паспорта перевозки отходов производства и порядок его оформления утверждены постановлением Минприроды РБ от 09.12.2008 № 112.
В сопроводительном паспорте необходимо указывать сведения:
– о производителе перевозимых отходов производства (наименование, местонахождение, телефон);
– собственнике перевозимых отходов производства в случае, если он не является их производителем (наименование, местонахождение, телефон);
– получателе перевозимых отходов производства (объект по использованию отходов, объект обезвреживания отходов, объект захоронения отходов, объект хранения отходов) (наименование, местонахождение, телефон);
– юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих перевозку отходов производства (наименование, местонахождение, телефон);
– транспортном средстве, на котором осуществляется перевозка отходов производства (номер и дату договора на перевозку отходов, наличие специального оборудования на транспортном средстве, необходимого для перевозки опасных отходов, марку и регистрационный номер автомобиля, вес транспорта (брутто), фамилию, имя, отчество водителя);
– об упаковке перевозимых отходов производства (наименование и вес тары (упаковки));
– коде отходов в соответствии с классификатором отходов, классе их опасности, количестве перевозимых рейсом отходов.
Сопроводительный паспорт должен быть зарегистрирован в журнале регистрации сопроводительных паспортов перевозки отходов производства с присвоением порядкового номера паспорта.
Инвентаризация отходов позволяет осуществлять контроль за их количеством
Один из элементов системы учета отходов – это инвентаризация отходов производства.
Такую инвентаризацию следует рассматривать как первичную процедуру при формировании системы обращения с отходами, которая дает представление о качественных (наименования) и количественных (норматив образования) характеристиках отходов.
Организации, осуществляющие обращение с отходами, в т.ч. отработанными маслами, обязаны проводить инвентаризацию отходов не реже 1 раза в год в сроки, определяемые самой организацией, но не ранее 1 июля отчетного года.
– установлены сроки ее проведения;
– назначена комиссия;
– определен перечень структурных подразделений, в которых будет проводится инвентаризация, и ответственные должностные лица, участвующие в ее проведении в данных структурных подразделениях.
Работа по проведению инвентаризации, кроме подготовительного этапа, включает инвентаризационное обследование и обобщение сведений об инвентаризации.
На этапе инвентаризационного обследования производится:
1) обследование структурных подразделений организации в соответствии с планом-схемой расположения зданий и сооружений;
2) обозначение источников образования отходов производства на плане-схеме расположения зданий и сооружений.
Поскольку источником образования отработанных масел является процесс эксплуатации автотранспорта и оборудования, то на карте-схеме рационально указывать непосредственно место осуществления процесса замены масел (гараж и т.п.) либо стационарное оборудование;
3) определение наименований образующихся отходов производства по источникам образования отходов;
4) проведение взвешиваний (замеров) количества отходов производства, образующихся от источников образования отходов производства, и определение нормативов их образования по результатам измерений.
Норматив образования отработанных масел можно определить несколькими способами.
Самым простым методом является установление норматива образования того или иного отхода исходя из определенных удельных показателей его образования. Так, приказом № 200-ОД для большого количества отходов, в т.ч. отработанных масел, установлен рекомендуемый норматив образования (см. табл. 2):
5) расчет годового количества образующихся отходов производства и нормативов их образования с учетом максимальной загрузки оборудования, технологического процесса исходя из результатов, полученных при проведении инвентаризационного обследования (т.е. количество отходов на определенную единицу израсходованного топлива и т.п.);
6) определение физико-химических характеристик отходов, компонентного состава отходов исходя из качества и свойств применяемого сырья, материалов и химических реакций, происходящих в производственных процессах, определение перечня опасных свойств отходов в соответствии с требованиями законодательства РБ в области обращения с отходами.
Для отработанных масел можно привести следующий пример компонентного состава (см. табл. 3):
Затем производятся систематизация данных, полученных при проведении инвентаризационного обследования, и оформление акта инвентаризации отходов производства.