* Перечень документов, регулирующих порядок проведения налоговой проверки, доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Информация, включаемая в чек-листы
Правила применения в деятельности контролирующих и надзорных органов чек-листов определены:
– Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Положение № 510 и Указ № 510);
– постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.12.2012 № 1147 (далее – постановление № 1147).
Этим постановлением утвержден перечень контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяются) чек-листы, определены требования к форме чек-листа.
Чек-лист – это исчерпывающий перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством и которые подлежат проверке соответствующим контролирующим (надзорным) органом (п. 2 Положения № 510). Он включает:
– сведения о контролирующем (надзорном) органе;
– сведения о проверяемом субъекте;
– перечень требований, предъявляемых к проверяемому субъекту;
– перечень нормативных правовых актов, в т.ч. технических нормативных правовых актов, в соответствии с которыми предъявлены требования к проверяемому субъекту;
– пояснения по заполнению чек-листа (п. 2 постановления № 1147).
Важно! С утвержденными формами чек-листов можно ознакомиться на официальных сайтах контролирующих (надзорных) органов в Интернете.
Мнение эксперта
Чек-листы содержат исчерпывающие перечни требований к осуществлению определенного вида деятельности. Поэтому рекомендуем организациям их использовать при внутреннем контроле и аудите.
Информация, содержащаяся в чек-листе, может служить основанием для назначения плановой проверки
Чек-листы применяют в следующих случаях:
1) для сбора информации о субъекте и планирования проверок на этой основе.
Так, при планировании проверок контролирующий (надзорный) орган направляет чек-лист потенциальному проверяемому субъекту, если последний отнесен в соответствии с установленными Указом № 510 критериями к средней или низкой группам риска, для получения информации о таком субъекте, последующего анализа соблюдения им законодательства и определения необходимости назначения плановой проверки.
В этом случае чек-лист заполняет непосредственно субъект предпринимательской деятельности. Запрашиваемую информацию (по чек-листу) он должен представить контролирующему (надзорному) органу не позднее 10 рабочих дней со дня получения чек-листа.
За неисполнение в установленный срок этой обязанности либо за представление чек-листа, содержащего заведомо недостоверные сведения, к виновным должностным лицам организации может быть применено предупреждение или наложен штраф в размере от 4 до 20 базовых величин (ст. 23.16 "Непредставление документов, отчетов и иных материалов" Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Отметим, что применение чек-листов при планировании проверок обязательно, если постановлением № 1147 для соответствующего контролирующего (надзорного) органа и (или) сферы контроля (надзора) предусмотрено использование чек-листа (п. 17 Положения № 510).
Важно! Если по результатам анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, в т.ч. представленной субъектом предпринимательской деятельности в чек-листе, не установлено признаков, указывающих на нарушения законодательства, то плановые проверки в отношении такого субъекта, отнесенного к средней группе риска, могут не назначаться, а отнесенного к низкой группе риска, – не назначаются (часть третья п. 7 Указа № 510);
2) в качестве формы отражения информации, полученной в процессе проверки.
В этом случае чек-лист или его соответствующая часть заполняется самим проверяющим (руководителем проверки) по тем вопросам, которые подлежат проверке, и является неотъемлемой частью акта (справки) проверки.
Заполненный по результатам проверки чек-лист должен содержать подписи проверяющего и представителя субъекта предпринимательской деятельности с указанием их инициалов, фамилий, должностей и дату его подписания такими лицами.
Важно! По фактам, отраженным в чек-листе, проверяемая организация вправе по окончании проверки представить свои возражения (наряду с иными возражениями по акту проверки, если они имеются) |*|.
* Процедура и сроки обжалования результатов проверки доступны всем на портале GB.BY
Такое использование чек-листа обязательно при проведении плановой проверки, если соответствующий контролирующий (надзорный) орган и (или) сфера контроля (надзора) предусмотрены в утвержденном постановлением № 1147 перечне.
При проведении внеплановой проверки вопрос использования чек-листа решается по усмотрению проверяющих.
Справочно: плановая проверка – проверка, включенная в план контрольной (надзорной) деятельности (п. 6 Указа № 510);
внеплановая проверка – проверка, не включенная в координационный план контрольной (надзорной) деятельности (п. 9 Указа № 510).
Перечень требований, предъявляемых к проверяемому субъекту
Чек-лист включает перечень требований, предъявляемых к проверяемому субъекту. Он не может носить общий или отсылочный характер.
Важно! Любое требование в утвержденной соответствующим контролирующим (надзорным) органом форме чек-листа должно сопровождаться ссылкой на конкретные структурные элементы нормативных правовых актов, в т.ч. технических, в соответствии с которыми данное требование предъявляется к проверяемому субъекту. Формулировки таких требований должны исключать возможность их различного толкования и предусматривать однозначные ответы.
Проверяемый субъект (если чек-лист применяется при планировании проверки (см. выше)) должен дать один из следующих ответов относительно соблюдения им требований законодательства, в т.ч. технических нормативных правовых актов:
– "да" – если предъявляемое требование реализовано им в полном объеме;
– "нет" – если предъявляемое требование не реализовано или реализовано не в полном объеме;
– "не требуется" – если предъявляемое требование не подлежит реализации проверяемым субъектом и (или) контролю (надзору) применительно к данному проверяемому субъекту;
– указать соответствующий количественный показатель – если предъявляемое требование подлежит количественной оценке.
В примечании субъект сможет дать любые пояснения, которые посчитает нужными, в т.ч. о причинах реализации требования законодательства не в полном объеме.
Какими органами применяются чек-листы и в каких сферах
Как мы уже ранее упоминали, перечень контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяются) чек-листы, определен постановлением № 1147. Ниже мы приведем перечень таких органов, с которыми с наибольшей вероятностью может иметь дело организация (см. таблицу).
______________________
* Местные исполкомы применяют чек-листы в соответствующей сфере контроля (надзора) на основании п. 4 постановления № 1147.
От редакции:
В частности, формы чек-листов утверждены в следующих сферах контроля (надзора):
– за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья, в т.ч. контроля за соблюдением проверяемыми субъектами законодательства о лицензировании указанных видов деятельности и за деятельностью в сфере игорного бизнеса и соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере, в т.ч. контроля за деятельностью организаторов азартных игр в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности – приказом МНС Республики Беларусь от 15.04.2013 № 32 (приложение 1 и 2 к приказу) |*|;
* Новые правила по выявлению подозрительных финансовых операций доступны всем на портале GB.BY
– за осуществлением охранной деятельности – приказом МВД Республики Беларусь от 05.04.2013 № 140;
– в области торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, защиты прав потребителей – приказом Минторга Республики Беларусь от 15.01.2013 № 8;
– за соблюдением законодательства о занятости населения – постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 14.01.2013 № 7;
– в сфере государственного метрологического надзора – приказом Госстандарта Республики Беларусь от 14.01.2013 № 3;
– за выполнением лицензиатами законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности – оптовой и розничной торговли нефтепродуктами – приказом Белнефтехима от 10.01.2013 № 17;
– за выполнением лицензиатами законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности – деятельности, связанной с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения (приложение 1), государственного пожарного надзора, надзора за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности (приложения 2–5); государственного надзора в области промышленной безопасности (приложение 6); государственного надзора в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности (приложения 7–9) – приказом МЧС Республики Беларусь от 15.01.2013 № 13 и др.