Проверки, регулируемые указами Президента РБ
Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь", с учетом последних изменений от 30.06.2014 № 325 (далее – Указ № 510)
Указом, в частности, определены виды проверок и сроки их проведения. Так, проверки бывают:
– плановыми. Это проверки, включенные в координационный план контрольной (надзорной) деятельности и проводимые в зависимости от отнесения проверяемого субъекта к высокой, средней или низкой группе риска в соответствии с критериями отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок, а также на основании решения или поручения Президента, в соответствии с которым деятельность конкретного проверяемого субъекта подлежит проверке, но не требуется ее безотлагательное начало (п. 6);
– совместными. Это плановые проверки, проводимые несколькими контролирующими (надзорными) органами, за исключением проверок, проводимых вышестоящим контролирующим (надзорным) органом с участием должностных лиц нижестоящих контролирующих (надзорных) органов, а также проверок, проводимых органами Комитета госконтроля, прокуратуры с привлечением к участию в проверке представителей других контролирующих (надзорных) органов (п. 8);
– внеплановыми. Это проверки, проводимые без их включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности (основания для назначения: ораторный период – п. 5; послемораторный период – п. 9).
В системе внеплановых проверок также выделяются внеплановые тематические оперативные; встречные; дополнительные; контрольные.
Важно! Налоговый орган не вправе проверять одного и того же субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период, в т.ч. в ходе совместной проверки. Под исключение подпадают:
– проверки, проводимые по поручениям Президента, Премьер-министра, Председателя Комитета госконтроля, Генерального прокурора, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;
– проверки, осуществляемые Нацбанком;
– дополнительные и встречные проверки;
– проверки в части соблюдения порядка исчисления и уплаты НДС, если ранее указанные вопросы за соответствующие периоды были проверены в рамках проверки обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами НДС, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– организации, проверка которых ранее проведена в рамках ведомственного контроля (п. 12).
Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом № 510 (далее – Положение № 510)
Положение регулирует права и обязанности проверяемых и проверяющих, а также порядок проведения проверок и их документальное оформление.
Результаты налоговой проверки должны быть оформлены либо справкой (при отсутствии нарушения), либо актом проверки (при наличии нарушений).
Акт проверки должен содержать основание назначения проверки, дату и номер предписания на ее проведение, должность, фамилию и инициалы руководителя проверки или проверяющего; даты начала и окончания проверки (в случае перерывов указывается их период), а также место составления акта проверки; проверенный период; должности, фамилии и инициалы работников проверяемого субъекта, обязанных в соответствии с Положением подписать акт, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях в проверяемом периоде; наименование и местонахождение проверяемого субъекта, учетный номер плательщика; наличие книги учета проверок, а также информацию о произведенной в ней записи о данной проверке; описание факта нарушения законодательства, место и время (если они установлены) его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и т.д.
Важно! В случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства, в т.ч. налогового, государственными органами и должностными лицами решения должны приниматься в пользу плательщиков (п. 14 Указа № 510; ст. 3 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
Положение о порядке проведения мониторинга, утвержденное Указом № 510
Мониторинг – форма контроля (надзора), которая заключается в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях:
– оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства;
– выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений (п. 2).
Налоговые органы должны проводить мониторинг в порядке, установленном указанным Положением (подп. 1.81 п. 1 ст. 81 НК).
При осуществлении мониторинга налоговый орган не вправе использовать полномочия, предоставленные ему и его должностным лицам для проведения проверок.
Данный запрет распространяется в т.ч. направо истребования документов (их копий), информации, касающейся деятельности и имущества проверяемого субъекта, а также получение у государственных органов, иных организаций и физических лиц необходимой информации и (или) документов, имеющих отношение к деятельности и (или) имуществу субъекта. Указанные правомочия отнесены к полномочиям проверяющих, а потому их реализация при мониторинге запрещена.
Указ Президента РБ от 23.10.2012 № 488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств", с учетом последних изменений от 29.11.2013 № 529
МНС во исполнение норм данного Указа создало и ведет реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.
В реестр включаются сведения о хозяйствующих субъектах, в деятельности которых согласно приговору суда установлены признаки лжепредпринимательства либо бланки и банковские счета которых использовались в преступных целях. Также основанием для включения в реестр являются получение выручки и непредставление в течение 2 отчетных периодов соответствующих налоговых деклараций либо представление таких деклараций с указанием об отсутствии выручки.
Всего Указ насчитывает 5 исчерпывающих оснований, позволяющих отнести организацию или предпринимателя к числу субъектов с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.
Порядок составления и исполнения координационных планов контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный приказом КГК РБ от 28.09.2012 № 54, с учетом последних изменений от 29.11.2013 № 529
План проверок и участвующих в них контрольных (надзорных) органов размещается на сайте Комитета госконтроля в разделе "Координационный план контрольной (надзорной) деятельности" до 15 декабря (15 июня).
Он обновляется еженедельно по четвергам.
Проверки, регулируемые налоговым законодательством
Глава 9 "Налоговый контроль" Общей части НК, с учетом последних изменений от 31.12.2013 № 96-З
Налоговые органы контролируют порядок исполнения плательщиками налогового законодательства, а также иных норм законодательства (например, валютного).
Контроль осуществляется посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), проверок, мониторинга, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, анализа информации об использовании электронных денег в качестве оплаты за товары (работы, услуги), имущественные права, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством.
Важно! С 2014 г. действует новый вид налогового контроля – наблюдение хронометражным методом (далее – наблюдение). При его применении проверяющие должны соблюдать порядок, установленный Указом № 510 и ст. 78-3 НК.
Налоговые органы вправе проводить камеральные, выездные (в т.ч. дополнительные), выездные встречные проверки плательщиков (иных обязанных лиц) (в рамках проведения выездных проверок).
Все проверки, за исключением камеральной, проводятся на основании предписания руководителя налогового органа или его уполномоченного заместителя, заверенного печатью налогового органа или оформленного на фирменном бланке. Предписание должно содержать определенную информацию: основание проведения проверки (пункт координационного плана для плановых проверок); Ф.И.О. проверяющего, его должность (состав группы проверяющих, фамилия и инициалы руководителя проверки, его должность); исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке (в отношении внеплановой тематической оперативной проверки перечень вопросов указывается в соответствии с перечнем вопросов, определенным в п. 84 Положения № 510, срок проведения проверки (дату начала и окончания проверки) и т.д.
От редакции:
Налоговые органы обязаны вести учет предписаний, выданных на проведение проверок. Он осуществляется в книге учета выданных предписаний на проведение проверок, оформленной согласно приложению к Положению о порядке учета контролирующими (надзорными) органами выданных предписаний на проведение проверок, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 29.12.2009 № 1732.
Постановление МНС РБ от 31.12.2010 № 95 "Об установлении форм документов, применяемых налоговыми органами и их должностными лицами при осуществлении контроля за соблюдением законодательства", с учетом последних изменений от 07.02.2014 № 8
Каждая проверка независимо от ее вида должна быть оформлена актами установленной формы.
Постановлением, в частности, утверждены формы:
– актов (справок) выездной проверки плательщика (иного обязанного лица) – организации, внеплановой тематической оперативной проверки, выездной проверки государственного органа:
– акта камеральной проверки плательщика (иного обязанного лица) – организации;
– уведомления о представлении дополнительных сведений и (или) пояснений, документов, обязанность представления которых установлена законодательством, либо о внесении соответствующих исправлений;
– хронометражно-наблюдательной карты.
Уведомление направляется плательщику при выявлении у него в ходе камеральной проверки неполноты сведений, ошибок (в т.ч. арифметических) в налоговой декларации (расчете) и (или) документах, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) в соответствии с законодательством, их несоответствия документам и (или) информации, имеющимся в налоговом органе.
Постановление МНС РБ от 31.12.2009 № 88 "О методах и способах проведения проверок налоговыми органами"
При проведении налоговыми органами проверок используются методы документальной и фактической, сплошной и (или) выборочной проверки.
Постановление МНС РБ от 27.04.2010 № 31 "О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2010 г. № 383 и о признании утратившими силу постановления и отдельных положений постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь", с учетом последних изменений от 28.03.2014 № 16
Постановлением утвержден порядок регистрации книги учета проверок.
Справочно: все проверяемые организации, определенные п. 1 Указа № 510, должны иметь зарегистрированную в налоговом органе книгу учета проверок, в т.ч. на каждое торговое место на рынке, торговый объект и иной объект осуществления деятельности, расположенные вне их места нахождения. Книга должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена подписью руководителя проверяемого субъекта.
Приостановление и перенос проверки
Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом № 510:
– пункт 27.
В данном пункте указаны основания, приостанавливающие проведение плановой проверки. Обстоятельства, являющиеся основаниями для приостановления, должны быть подтверждены письменными доказательствами.
Проверка может быть приостановлена на срок, не превышающий 3 месяцев (в случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств – не превышающий 6 месяцев), с одновременным рассмотрением вопроса о целесообразности снятия ограничений деятельности проверяемого субъекта (если они были применены контролирующим (надзорным) органом). О приостановлении проверки в предписании должна быть сделана соответствующая отметка.
Отметим, что период, на который плановая проверка приостановлена, не включается в общий срок проведения плановой проверки;
– пункт 31.
Организация вправе инициировать перенос плановой проверки при наличии обстоятельств, препятствующих проведению проверки в запланированные сроки (например, болезнь руководителя или главного бухгалтера проверяемой организации, длительная служебная командировка и др.).
Для этого необходимо не позднее 3 рабочих дней со дня получения уведомления представить в налоговый орган заявление о переносе срока проведения проверки и подтверждающие документы (выписку из медучреждения, приказ о командировке и др.).
Приказ МНС РБ от 31.01.2012 № 19 "Об установлении примерных форм некоторых документов, применяемых налоговыми органами и их должностными лицами, и о признании утратившими силу приказов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 6 октября 2010 г. № 82 и от 31 марта 2011 г. № 32", с учетом последних изменений от 26.07.2012 № 95
Приложение 4 к приказу содержит форму заявления о переносе срока проведения плановой проверки.
Применение в ходе проверки экспертизы и (или) технических средств
Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом № 510:
– пункты 43–53.
Если для разрешения возникающих в ходе проверки вопросов требуются специальные знания в науке, технике, искусстве и т.д., то налоговые органы вправе на договорной основе привлечь соответствующего эксперта;
– пункт 56.
Под применением технических средств понимаются фотографирование, кино-, видеосъемка, а равно любые иные законные способы использования технических средств, т.е. при проверке могут использоваться научно обоснованные способы обнаружения, фиксации и изъятия следов правонарушения и вещественных доказательств.
Лица, участвующие в проверке, по общему правилу должны быть заранее предупреждены о применении технических средств. В документе фиксируется то обстоятельство, что перед применением технических средств все и каждое из лиц, участвующих в проверке, были уведомлены о наименовании и целях применения каждого из используемых технических средств. Факт уведомления удостоверяется подписями каждого из участников проверочных мероприятий.
При проведении проверочного мероприятия должны быть детально описаны процесс и результаты использования технических средств. При этом необходимо указать, какие именно средства применялись (фотоаппарат, звукозаписывающее устройство, видеокамера с указанием их марки), условия и порядок их использования (вид и чувствительность пленки, скорость фотографирования, аудио- и видеозаписи, характер следокопировальных материалов, способ их применения и др.). Также указывается, какие объекты фотографировались, отражались с помощью видеозаписи, слепки каких следов изготавливались и т.д.
Положение о порядке использования налоговыми органами и их должностными лицами при проведении проверок технических средств, в том числе аппаратуры, осуществляющей звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройств для сканирования документов, идентификаторов скрытых изображений для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2010 № 1924
При использовании должностными лицами налоговых органов при проведении проверки технических средств в акте (справке) проверки должно быть указано:
– наименование и серийный номер звуко- и видеозаписывающей аппаратуры и носителя, на который эта запись осуществлялась;
– наименование и серийный номер кино-, фотоаппаратуры и носителя, на который эта съемка осуществлялась;
– наименование устройства для ксерокопирования и сканирования документов;
– наименование и серийный номер идентификатора скрытых изображений.
Документы, которые обязательны при каждой проверке
Постановление Совета Министров РБ от 18.03.2010 № 383 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510", с учетом последних изменений от 20.06.2014 № 603
Данным постановлением Правительства утверждены:
1) форма уведомления о проведении проверки.
Организация, подлежащая плановой налоговой проверке, должна быть письменно уведомлена о ее назначении не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения;
2) форма журнала производства работ и Правила его ведения;
3) форма книги учета проверок и Правила ее ведения.
Перед началом проверки проверяющие обязаны сделать запись в книге учета проверок.
Книгу выдает лицо, ответственное за ее хранение, проверяющему (руководителю проверки) после предъявления им служебного удостоверения и предписания на проведение проверки (в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, – иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты).
Отсутствие записи контролирующего органа в книге влечет признание проверки незаконной. Исключением является отсутствие книги у проверяемого, и такой факт будет обязательно отражен в акте проверки.
Справочно: при проведении проверки проверяемого субъекта только в части деятельности его обособленного подразделения, на торговом месте на рынке, в торговом объекте и ином объекте осуществления деятельности, расположенном вне места нахождения проверяемого субъекта, запись о проверке вносится в книгу учета проверок по месту нахождения обособленного подразделения, торгового места на рынке, торгового объекта и иного объекта осуществления деятельности. В остальных случаях запись о проверке вносится в книгу учета проверок, находящуюся по месту нахождения проверяемого субъекта.
От редакции:
Проверяющие вправе вносить информацию о проверке после ее проведения, если проводилась:
– контрольная закупка товарно-материальных ценностей либо контрольное оформление заказов на выполнение работ (оказание услуг).
Если проверка начинается с проведения контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг), служебное удостоверение и предписание на проведение проверки предъявляются проверяющим (руководителем проверки) проверяемому субъекту или его представителю после завершения проведения контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг).
Сведения о проведении проверки с использованием указанных методов вносятся в книгу учета проверок после предъявления проверяющими служебных удостоверений и предписаний на проведение проверки;
– проверка соблюдения обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в т.ч. при реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве) и утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности.
Сведения о проведении такой проверки вносятся в журнал производства работ по результатам проверки.
Положение о порядке проведения контрольных закупок товарно-материальных ценностей, контрольного оформления заказов на выполнение работ, оказание услуго порядке проведения контрольных закупок товарно-материальных ценностей, контрольного оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 30.04.2009 № 554, с учетом последних изменений от 04.01.2014 № 3
Указанным документом определена форма акта контрольной закупки, которую налоговые органы обязаны оформить при проведении контрольной закупки товаров.