ПРАВИЛА УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ, ОПРЕДЕЛЕННЫЕ БЕЛОРУССКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
1. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002 № 166-З, с учетом последних изменений от 30.12.2014 № 224-З (далее – НК)
Порядок налогообложения доходов иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающих доходы из источников в Республике Беларусь, регулирует гл. 15 НК.
В ней определены:
– плательщики налога на доходы (ст. 145);
– объекты налогообложения (п. 1 ст. 146);
– источники дохода иностранной организации на территории Беларуси (п. 3 ст. 145);
– налоговая база (ст. 147);
– ставки налога (ст. 149);
– дата возникновения обязательства по уплате налога, порядок его исчисления и уплаты (ст. 148, 150), льготы, оговоренные НК (пп. 4 и 5 ст. 145, п. 3 ст. 147, п. 2 ст. 149) |*|.
* Готовые решения по применению льготной ставки по налогу на доходы при выплате дивидендов нерезиденту доступны для подписчиков электронного "ГБ"
2. Статья 145 НК
Плательщиками налога на доходы признают иностранные и международные организации (с 2014 г.), в т.ч. не являющиеся юридическими лицами, которые соответствуют 2 критериям:
– не осуществляют деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
– извлекают доходы из источников в Республике Беларусь.
3. Статьи 146–147 НК
В перечень объектов налогообложения включены виды доходов, указанные в ст. 146 НК. Данный перечень является исчерпывающим, следовательно, иные доходы, не поименованные в нем, не должны облагаться налогом на доходы.
Источниками дохода являются юридические лица, начисляющие (выплачивающие) доходы нерезиденту, а также белорусский индивидуальный предприниматель и физическое лицо, в случаях, оговоренных в подп. 1.2.1, 1.11 и 1.13 п. 1 ст. 146 НК. Среди налоговых агентов – юридических лиц указаны не только юридические лица Республики Беларусь, но и иностранные организации, как открывшие представительство в Республике Беларусь, так и не имеющие в Республике Беларусь представительства.
Налоговая база в случаях, перечисленных в подп. 1.1 п. 1 ст. 147 НК, определяется как общая сумма доходов за вычетом документально подтвержденных затрат. Вычет затрат, понесенных иностранной организацией, разрешается делать только по указанным в подп. 1.1 п. 1 ст. 147 НК видам доходов и строго определенным видам затрат и только тогда, когда к дате начисления (выплаты) доходов в распоряжении налогового агента, удерживающего налог на доходы с таких доходов, имеются представленные этой иностранной организацией документально подтвержденные данные о затратах (п. 2 ст. 147 НК).
В остальных случаях налоговая база определяется как общая сумма доходов.
4. Статьи 149–150 НК
Ставки налога на доходы дифференцированы в зависимости от вида облагаемого дохода: 6, 10, 12 и 15 % и льготная ставка – 5 %, если источником выплаты дохода является резидент Парка высоких технологий (ст. 149 НК).
Налоговым периодом налога на доходы является календарный месяц, на который приходится дата возникновения обязательств по уплате налога на доходы (ст. 148 НК).
Налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, налоговый агент представляет в налоговые органы по месту постановки его на учет не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, налог на доходы перечисляет в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 150 НК).
5. Инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденная постановлением МНС Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 "О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы" (далее – Инструкция и постановление № 42), с учетом последних изменений от 12.06.2015 № 13
Налоговым агентам – юридическим лицам Республики Беларусь, иностранным организациям заполнять декларацию по налогу на доходы следует:
– с учетом общих положений по заполнению налоговых деклараций (гл. 1 Инструкции) и специальных положений (гл. 16 Инструкции);
– по форме согласно приложению 18 к постановлению № 42.
Справочно: данную декларацию должны заполнять также индивидуальные предприниматели и физические лица (в случаях, предусмотренных п. 7 ст. 150 НК).
С 2015 г. разделы декларации заполняются отдельно по каждому плательщику – иностранной организации.
При начислении (выплате) иностранной организации доходов одного вида либо доходов различных видов неоднократно в течение месяца в налоговой декларации каждый платеж иностранной организации указывается отдельной строкой.
Если законодательством или международными соглашениями |*| предусмотрено освобождение от обложения налогом на доходы, то у налоговых агентов и физических лиц в установленных случаях сохраняется обязанность по представлению налоговой декларации в белорусский налоговый орган.
* Порядок применения норм международных соглашений при налогообложении дивидендов, выплачиваемых резидентам России, Украины и Англии, доступен для подписчиков электронного "ГБ"
ПРИНЦИП ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОГЛАШЕНИЙ И ПОСТАНОВКА НА НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ
6. Статья 5 НК
Если нормами международных договоров Республики Беларусь установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права (пп. 1, 2 ст. 5 НК).
Но если национальным законодательством предусмотрены более льготные условия налогообложения, чем те, которые установлены международным договором, то применяются положения национального законодательства (п. 4 ст. 5 НК).
Справочно: в Республике Беларусь в настоящее время применяется 65 международных договоров об устранении двойного налогообложения доходов и имущества. Большинство из них заключены между Республикой Беларусь (или Правительством Республики Беларусь) и иностранными государствами (или правительствами иностранных государств), часть международных договоров применяется в силу того, что Республика Беларусь является правопреемником бывшего СССР.
Как правило, в сферу регулирования соглашений включаются следующие виды доходов:
– от использования недвижимого имущества;
– прибыль от предпринимательской деятельности;
– прибыль от международных перевозок;
– доходы по долговым обязательствам (проценты);
– доходы от продажи имущества;
– доходы физических лиц;
– другие доходы.
И если соглашения определяют объем права каждого государства на налогообложение, то порядок исчисления, уплаты, удержания налога установлен нормами налогового законодательства каждого из договаривающихся государств |*|.
* Порядок применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения при исчислении подоходного налога с доходов иностранных граждан доступен всем на портале GB.BY
Плательщики налогов подлежат постановке на учет в налоговом органе. Для иностранных организаций есть свои особенности в постановке на такой учет. Она происходит по заявительному принципу и обязательна для следующих иностранных организаций:
– иностранной организации, получившей в МИД Республики Беларусь или ином уполномоченном органе в случаях, установленных законодательством, разрешение на открытие представительства и не предполагающей осуществлять предпринимательскую деятельность на территории республики (статус "представительство");
– иностранной организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь либо через постоянное место деятельности либо зависимого агента (соответственно статус "постоянное представительство" либо "постоянное представительство, зависимый агент");
– иностранной организации при приобретении права собственности, иных прав на недвижимое имущество, находящееся на территории Республики Беларусь, либо совершении сделок с недвижимым имуществом (статус "недвижимость");
– при проведении на территории Республики Беларусь аттракционов и зверинцев; организации и проведении культурно-зрелищных мероприятий.
Для иных иностранных организаций, в т.ч. для иностранных организаций, извлекающих доходы не через постоянное представательство, постановка на учет в налоговом органе не требуется.
ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЬГОТ, ОПРЕДЕЛЕННЫХ НОРМАМИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОГЛАШЕНИЙ, НЕРЕЗИДЕНТ ДОЛЖЕН…
…подтвердить свое резидентство
Этой статьей установлен порядок применения международных налоговых соглашений с целью устранения двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращения уклонения от выплаты этих налогов.
Основная норма: иностранная организация, являющаяся фактическим владельцем дохода, представляет по форме и в порядке, установленным МНС Республики Беларусь, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.
9. Инструкция о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, международной организации, утвержденная постановлением № 42 (далее – Инструкция о подтверждении)
Инструкция о подтверждении детализирует порядок применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, основы которого изложены в ст. 151 НК. Кроме того, в ней предусмотрены формы документов, подтверждающих резидентство получателя доходов.
Подтверждение постоянного местонахож-дения иностранной организации необходимо представить в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента. Оно является основанием для неудержания налога на доходы или удержания налога на доходы по пониженным ставкам, установленным в международном договоре |*|.
* Рекомендации по избежанию двойного налогообложения доходов доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Подтверждение – это документ, заверенный компетентным органом иностранного государства, с которым Республика Беларусь имеет международный договор. Есть как утвержденные Инструкцией о подтверждении формы подтверждения, так и документы произвольной формы:
– справка (иной документ) по форме, установленной в иностранном государстве либо согласованной с компетентным органом иностранного государства;
– справка, составленная в произвольной форме;
– заявления по формам согласно приложению 1 или 2 к Инструкции о подтверждении.
…представить справку о доходах и уплаченном в Беларуси налоге на доходы
Справочно: не всегда следует представлять подтверждение в белорусский налоговый орган для целей применения положений международного соглашения.
Например, в международном соглашении может быть установлена ставка налога на доходы, превышающая ставку национального законодательства Республики Беларусь.
Для устранения двойного налогообложения доходов иностранной организации в Беларуси в таких и иных случаях существует отдельная административная процедура.
10. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 "Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь", с учетом последних изменений от 07.05.2015 № 382
Подпунктом 1.9 п. 1 названного постановления оговорена процедура о выдаче справки об уплате налога на доходы. Иностранная организация либо ее налоговый агент должны обратиться в белорусский налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента с заявлением по форме, установленной МНС. Налоговый орган выдает справку по форме, установленной МНС, в течение 3 рабочих дней.
11. Постановление МНС Республики Беларусь от 26.04.2013 № 14 "О некоторых вопросах осуществления налоговыми органами административных процедур, установлении форм некоторых документов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь", с учетом последних изменений от 13.03.2015 № 4
Постановлением утверждены формы:
– заявления, с которой иностранной организации или ее налоговому агенту необходимо обратиться в белорусский налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента (приложение 1);
– справки об уплате налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (приложение 10).
МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ, УДЕРЖАНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ
12. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З, с учетом последних изменений от 10.01.2015 № 243-З
В частности, налоговый агент привлекается к ответственности:
– за нарушение срока представления налоговой декларации (ст. 13.4);
– отсутствие у налогового агента учета начисленных и выплаченных плательщику доходов, повлекшее за собой доначисление сумм налога на доходы (ст. 13.5);
– невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога на доходы (ст. 13.7).
13. Статья 52 НК
Пеня является одним из способов обеспечения исполнения налогового обязательства (п. 1 ст. 49 НК).
В случае неуплаты или несвоевременной уплаты налога на доходы начисляются пени за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания), в течение всего срока исполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством днем уплаты налога (ст. 52 НК) |*|.
* Порядок уплаты пени при получении письменных разъяснений налоговых органов доступен для подписчиков электронного "ГБ"