Условия, когда отчет не представляется
Если у организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс (далее – респонденты), «образуются только отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы упаковочных бумаги, картона, гофрокартона незагрязненные, люминесцентные трубки отработанные, ртутные лампы отработанные, при общем объеме таких отходов 50 и менее тонн в год», то отчет они не представляют (п. 1 Указаний № 103).
Сравнение предыдущей нормы (часть первая п. 1 Указаний № 208) показывает, что слова «отходы упаковки незагрязненные» заменены словами «отходы упаковочных бумаги, картона, гофрокартона незагрязненные». Согласно определению понятия «упаковка» отходами упаковки для целей отчета по правилам постановления № 208 могли быть незагрязненные бумажные, картонные, полимерные, стеклянные отходы. По новым правилам начиная с отчета за 2018 г. в условии «льготы» указаны только отходы упаковочных бумаги, картона, гофрокартона незагрязненные.
Справочно: упаковка – изделие, которое используется для размещения, защиты, транспортирования, загрузки и разгрузки, доставки и хранения сырья и готовой продукции; упаковочный материал – материал, предназначенный для изготовления упаковки (ст. 2 технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011)).
Наименования и коды отходов определяются согласно Классификатору отходов[3].
Из Классификатора отходов видно, что отходы упаковочных бумаги, картона, гофрокартона незагрязненные могут быть представлены только следующими позициями:
– отходы упаковочной бумаги незагрязненные (код 1870604);
– отходы упаковочного картона незагрязненные (код 1870605);
– отходы упаковочного гофрокартона незагрязненные (код 1870606).
Из п. 5 Указаний № 103 следует, что для целей составления отчета отходы производства указываются в нем только в соответствии с наименованиями отходов и кодами отходов согласно Классификатору отходов . Поэтому и условие «льготы» должно рассматриваться исходя из наименований отходов и кодов отходов согласно Классификатору отходов.
«Переведем» условие «льготы», используя коды отходов согласно Классификатору отходов . Получается, что отчет респондент не представляет, если у него образуются 50 т и менее в год отходов со следующими кодами: 9120400, 1870601, 1870604, 1870605, 1870606, 3532604, 3532607, 3532603.
Как и ранее, нужно исключить следующие ошибки в толковании условия «льготы».
1. «Льгота» распространяется только на организации, у которых названные отходы образуются в результате их деятельности. То есть если организация принимает от сторонних организаций отходы в собственность, то независимо от количества и от номенклатуры образующихся у нее отходов организация обязана представлять отчет.
2. Перечень отходов, которые указаны в «льготе», является закрытым. Если у организации образовались другие отходы, то она обязана представлять отчет. Например, организация обязана представлять отчет, если кроме отходов, перечисленных в условиях «льготы», дополнительно образовались (в любом количестве и сочетании):
– свинцовые аккумуляторы отработанные неповрежденные с неслитым электролитом (код 3532201);
– изношенные шины с металлокордом (код 5750201);
– уличный и дворовый смет (код 9120500);
– любые другие отходы |*|.
Кто подписывает отчет об отходах и несет административную ответственность за несвоевременное представление и неправильное заполнение?
По новым правилам составленный отчет теперь подписывают или руководитель респондента, или уполномоченный на составление и представление первичных статистических данных работник респондента. Ранее (см. форму отчета согласно постановлению № 208 ) это обязаны были делать или сам руководитель, или уполномоченный его заместитель.
Получается, что руководитель респондента вправе уполномочить соответствующего работника на составление и представление отчета 1-отходы. И уже этот работник будет нести всю ответственность за представленный отчет.
Важность этих изменений видна при изучении субъектов правонарушений по ч. 3 ст. 23.18 КоАП[4] (специальная статья в КоАП за правонарушения в статистике).
В ней установлено, что субъектами, в отношении которых уполномоченные лица вправе составлять протокол об административном правонарушении, являются:
– должностное лицо, ответственное за составление и представление данных государственной статистической отчетности;
– уполномоченное лицо, ответственное за составление и представление данных государственной статистической отчетности.
Руководитель респондента – это должностное лицо, ответственное за составление и представление отчета. А уполномоченный на составление и представление первичных статистических данных работник респондента – это уполномоченное лицо, ответственное за составление и представление. Иных лиц нельзя привлечь к ответственности по ст. 23.18 КоАП .
С учетом положений законодательства о труде считается, что работник является уполномоченным на составление и представление отчета, если:
1) эта обязанность прямо предусмотрена должностной инструкцией работника;
2) издан приказ, которым работник наделен соответствующими полномочиями.
В силу того что непредставление отчета в установленный срок, искажение в нем данных и т.д. влекут административную ответственность, для исключения неясности о наделении работника соответствующими полномочиями рекомендуем в приказе или должностной инструкции работника прямо указать следующее:
«____________ (укажите должность работника) является уполномоченным на составление и представление первичных статистических данных по форме государственного статистического отчета 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства».
Работника, уполномоченного на составление и представление отчета 1-отходы, нужно отличать от работника, который готовит данные для отчета, заполняет отчет, но не подписывает его. Сведения о таком работнике должны быть указаны в строке «(фамилия, собственное имя, отчество контактного лица, номер телефона, адрес электронной почты)». Обычно именно этот работник указывается в инструкции по обращению с отходами производства как лицо, ответственное за составление отчета. Очевидно, что данного работника нельзя привлечь к ответственности по ст. 23.18 КоАП.
Что в отчете об отходах производства осталось прежним?
Кроме порядка определения респондентов, добавленной новой строки «Территория нахождения структурного подразделения» (см. комментарий в «ГБ», 2019, № 1, с. 40), скорректированного условия «льготы», остальные строки, графы и др. в титульной части формы отчета в сравнении с формой согласно постановлению № 208 не изменились.
Также не изменились:
– собственно форма табл. 1 и форма табл. 2;
– специальные коды и их наименования, установленные в приложениях 1–8 к Указаниям № 103, которыми в отчете кодируются поступление, передача отходов и др. действия с отходами;
– получатель отчетов – Республиканское научно-исследовательское унитарное предприятие «БелНИЦ «Экология» (местонахождение: г. Минск, ул. Якубова, 76);
– срок представления отчетов – 20 января года, следующего за отчетным.
Важно! Так как 20 января 2019 г. выпадает на воскресенье (выходной день), то срок представления отчетов за 2018 г. – 21 января 2019 г. (часть третья п. 9 Инструкции[5]).
Днем представления отчета, отправленного почтой, будет дата отправки почтового отправления.
Распространенная ошибка при заполнении отчета об отходах производства
В завершение разберем самую распространенную ошибку при заполнении табл. 1 отчета об отходах производства. Она связана с отражением в нем передачи отходов на захоронение.
На практике существуют 2 типа договорных отношений, в соответствии с которыми отходы (например, с кодом 9120400) могут быть переданы на захоронение:
1) договоры услуг захоронения отходов;
2) договоры отчуждения (передачи в собственность) отходов с целью последующего захоронения.
Первый договор может быть заключен собственником отходов производства только с лицензиатом (владельцем объекта захоронения отходов) и при условии, что собственником отходов производства, подлежащих передаче на захоронение, получено в территориальных органах Минприроды разрешение на хранение и захоронение отходов производства (кроме случая, когда разрешение не требуется).
Второй договор основывается на п. 3 ст. 3 Закона[6] и заключается собственником отходов производства с так называемой организацией-посредником. В этой схеме договорных отношений уже новому собственнику отходов необходимо иметь договор с лицензиатом и получить разрешение на хранение и захоронение отходов производства |*|.
При заполнении табл. 1 отчета 2 рассмотренных способа передачи отходов на захоронение отражаются по-разному (см. таблицу):