Факт первый. Обязанность плательщика подать декларацию (расчет) по соответствующим налогам, сборам в определенный срок установлена НК.
Налоговые обязательства определяются самим плательщиком ежемесячно либо ежеквартально и отражаются в налоговых декларациях (расчетах), которые плательщик обязан подать в налоговый орган в строго установленный срок (ст. 40 НК). Как правило, это 20-е число месяца, следующего за отчетным, или месяца, следующего за соответствующим кварталом (ст. 136, 186 НК).
Налоговые декларации подаются в подавляющем большинстве в электронном виде посредством электронного сервиса e-declaration. Налоговые декларации (расчеты) по установленным форматам в виде электронного документа обязаны представлять:
‒ плательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год составляет 15 и более человек. Среднесписочная численность работников определяется в порядке, установленном Белстатом;
‒ плательщики НДС (п. 4 ст. 40 НК).
Если представление декларации (расчета) невозможно в связи с недоступностью портала МНС Республики Беларусь, являющегося информационным ресурсом этого Министерства, единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы (в т.ч. из-за отсутствия электропитания и (или) выхода из строя оборудования (его части)), недостаточности ресурсов порталов, ошибок программного обеспечения порталов, недоступности и (или) отсутствия каналов связи с этими порталами, включая недостаточность ширины каналов связи с ними, невозможности подписать налоговую декларацию (расчет) в связи с недоступностью зарубежного оператора сотовой связи и (или) в связи с отсутствием доставки им сообщения, необходимого для использования плательщиком электронной цифровой подписи), срок представления налоговой декларации (расчета) продлевается на время, необходимое для устранения причин, по которым организация не может ее представить.
Важно! Если по вышеназванным причинам плательщик не может подать налоговую декларацию в электронном виде, то декларация подается в письменной форме (часть третья п. 4 ст. 40 НК). Однако следует иметь в виду, что одновременная личная подача деклараций (расчетов) в письменной форме всеми плательщиками непосредственно в налоговые инспекции, скорее всего, создаст очереди и затруднит подачу в установленный срок. При этом обязанность подать декларацию в установленные сроки сохраняется. Одним из законных способов подачи декларации (расчета) в установленный срок является направление почтой не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Плательщик может до 24:00 подать декларацию посредством почтового отправления, декларация считается поданной в установленный срок.
Факт второй. Соблюдение плательщиками обязанности представлять декларации (расчеты) в установленный срок обеспечивается мерами административной ответственности.
Так, согласно части первой ст. 13.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее ‒ КоАП) нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при просрочке не более 3 рабочих дней, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере:
‒ до 1 БВ ‒ на должностное лицо организации;
‒ от 0,2 до 1 БВ – на индивидуального предпринимателя.
Просрочка, составляющая более 3 рабочих дней, в т.ч. в результате нарушения, совершенного должностным лицом юридического лица, влечет наложение штрафа в размере:
‒ 2 БВ с увеличением его на 0,5 БВ за каждый полный месяц просрочки, но не более 10 БВ – на должностное лицо организации;
‒ 10 % от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее 2 БВ – на индивидуального предпринимателя.
Важно! Административная ответственность применяется в отношении должностных лиц организации и индивидуальных предпринимателей. В отношении самой организации административная ответственность не применяется.
Факт третий. Своевременное представление налоговых деклараций (расчетов) обеспечивается приостановлением расходных операций по счетам плательщика.
В качестве обеспечительной меры своевременного представления плательщиком налоговой декларации (расчета) налоговые органы наделены правом приостановления расходных операций по счетам плательщика (подп. 2.2 п. 2 ст. 56, подп. 1.2 п. 1 ст. 107 НК).
Важно! В отношении нормы подп. 2.2 п. 2 ст. 56 НК не применяются основания, по которым налоговый орган может сразу не приостанавливать расходные операции по счетам плательщика, как это предусмотрено подп. 2.1 п. 2 этой же статьи НК. Это означает, что даже если плательщик всегда вовремя подавал налоговые декларации (расчеты), то это никак не повлияет на решение о приостановлении расходных операций по счетам в конкретный момент неисполнения этой обязанности.
Факт четвертый. Сроки уплаты соответствующих налогов, сборов, пошлин установлены нормами Особенной части НК и обеспечиваются как нормами НК, так и нормами КоАП.
Статьей 54 НК установлены способы обеспечения исполнения налогового обязательства или уплаты налогов, сборов:
‒ пени;
‒ приостановление операций по счетам, электронным кошелькам;
‒ арест имущества;
‒ залог имущества;
‒ поручительство;
‒ банковская гарантия.
Пени начинают начисляться со дня, следующего за установленным налоговым законодательством сроком уплаты, включая день исполнения налогового обязательства. То есть если срок уплаты налога приходится на 22-е число месяца, то с 23-го числа начисляются пени. Пени определяются в процентах от неисполненного налогового обязательства с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка Республики Беларусь, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства (ст. 55 НК).
Приостановление расходных операций по счетам плательщика
Важно! Если плательщик в течение 6 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором допущена задолженность:
‒ исполнял налоговые обязательства в установленные законодательством сроки, то решение о приостановлении операций по его счетам, электронным кошелькам принимается не ранее 10 рабочих дней, следующих за датой, установленной законодательством для уплаты налогов, сборов (пошлин), или днем представления налоговой декларации (расчета) с внесенными изменениями и (или) дополнениями;
‒ не допускал задолженность на каждое 1-е число месяца, следующего за отчетным месяцем, то решение о приостановлении операций по его счетам, электронным кошелькам принимается не ранее 5 рабочих дней, следующих за датой, установленной законодательством для уплаты налогов, сборов (пошлин), или днем представления налоговой декларации (расчета) с внесенными изменениями и (или) дополнениями.
Расходные операции по счетам плательщика и (или) его электронным кошелькам приостанавливаются по решению руководителя (его заместителя) налогового органа, которое доводится до банка не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем его принятия, и подлежит безусловному исполнению банком.
Порядок получения банками из АИС «Взаимодействие» информации о приостановлении (отмене приостановления) операций плательщиков по счетам определяется Советом Министров Республики Беларусь (ст. 56 НК).
Важно! При наличии решения о приостановлении операций плательщика по счетам, электронным кошелькам банки не вправе открывать плательщику счета, электронные кошельки, за исключением счетов по учету средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
Арест имущества плательщика
Арест имущества заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться им, а при необходимости ‒ в изъятии описанного имущества и передаче его на хранение плательщику (залогодателю, поручителю) (их представителю) или иному лицу с предупреждением таких лиц об ответственности за сохранность описанного имущества.
Решение о наложении ареста на имущество плательщика (залогодателя, поручителя) принимается руководителем (его заместителем) налогового органа в виде постановления о наложении ареста на имущество (ст. 57 НК).
Важно! Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо, достаточно и обеспечивает исполнение налогового обязательства, уплату пеней, если иное не установлено НК. В случае наличия у плательщика (залогодателя, поручителя) неделимого имущества, стоимость которого превышает сумму неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, и отсутствия иного имущества, достаточного для обеспечения его исполнения, на такое имущество может быть наложен арест.
Плательщик своевременно не уплативший налог, сбор могут использовать с согласия налогового органа залог, поручительство или банковскую гарантию в качестве способов обеспечения исполнения налогового обязательства.
Факт пятый. Своевременная уплата налогов обеспечивается мерами административной ответственности.
В соответствии с частью первой ст. 13.6 КоАП неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) влекут наложение штрафа:
‒ на индивидуального предпринимателя ‒ в размере 40 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 2 БВ;
‒ на юридическое лицо ‒ в размере 40 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 БВ.
В соответствии с частью второй ст. 13.6 КоАП неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности и выявленные в результате камеральных проверок, влекут наложение штрафа в размере от 2 до 8 БВ.
Давайте посмотрим, что в «сухом остатке»?
1. Если 20-го числа не подана налоговая декларация (расчет) о «текущих» налогах, сборах, пошлинах, то могут:
‒ приостанавливаться расходные операции по счетам и электронным кошелькам;
‒ применяться меры административной ответственности к должностным лицам и ИП (не применяются к организации).
2. Если 22-го числа не уплачены «текущие» налоги, то могут:
‒ приостанавливаться расходные операции по счетам и электронным кошелькам;
‒ применяться меры административной ответственности по ч. 1 ст. 13.6 КоАП в отношении организации и ИП – 40 %;
‒ применяться меры административной ответственности в отношении должностного лица организации по ч. 2 ст. 13.6 КоАП от 2 до 8 БВ.
3. Если портал МНС Республики Беларусь, являющийся информационным ресурсом этого министерства, единый портал электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы недоступен, то налоговую декларацию (расчет) придется подавать на бумажном носителе. Однако в этом случае применения мер административной ответственности, установленных как ст. 13.4, так и ст. 13.6 КоАП, будет зависеть от наличия в действиях конкретного плательщика или его должностного лица вины, так как вина является важнейшим элементом состава административного правонарушения, без наличия которого отсутствует сам состав.
Вместе с тем приостановление расходных операций по счетам и электронным кошелькам плательщиков, которые могут несвоевременно произвести уплату текущих налогов, может быть применено налоговым органом автоматически, после введения данных в базы налогового учета на основании декларации, поданной на бумажном носителе, если к этому моменту налоги не будут уплачены в бюджет.