Новости последних лет о результатах проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций не внушают оптимизма бухгалтерам. Однако, как известно, предупрежден – значит вооружен. Данная статья поможет вам узнать:
– когда могут привлечь к административной ответственности главного бухгалтера или бухгалтера как должностное лицо;
– за какие правонарушения могут привлечь и каковы размеры штрафов;
– когда размер штрафа можно уменьшить;
– когда вынесенное постановление можно обжаловать.
Кого и когда могут привлечь к ответственности
По общему правилу ответственность применяется к должностному лицу, в чьи обязанности входит обеспечение соблюдения требований законодательства в силу норм законодательства, а также положений должностных инструкций.
Привлечь к административной ответственности главных бухгалтеров либо бухгалтеров как должностных лиц организации в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими своих должностных обязанностей могут не позднее:
За что и сколько
Чаще всего по отношению к главному бухгалтеру (бухгалтеру) применяются следующие административные взыскания (см. таблицу).
Нарушение |
Размер штрафа |
► Взносы в ФСЗН |
|
Неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет ФСЗН плательщиками таких взносов за физических лиц на сумму более 20 базовых величин (БВ) (ст. 12.15 КоАП).
|
<..> |
Примечание. Нарушения не будет, если указанные взносы уплачены в полном объеме не позднее дня выплаты заработной платы (примечание к ст. 12.15 КоАП) |
|
► Ведение бухучета, утеря, уничтожение документов |
|
Нарушение порядка ведения бухучета (учета доходов и расходов, применяемого при УСН) и составления отчетности (ч. 1 ст. 12.32 КоАП) |
<..> |
Пример 1 После смены главного бухгалтера новым главным бухгалтером обнаружены ошибки в ведении бухгалтерского учета. |
|
Уничтожение бухгалтерских документов (документов учета доходов и расходов, применяемого при УСН) и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, до истечения установленных сроков хранения либо сокрытие таких документов (ч. 2 ст. 12.32 КоАП) |
<..> |
Необеспечение сохранности бухгалтерских документов (документов учета доходов и расходов, применяемого при УСН) и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, повлекшее утрату данных документов (ч. 3 ст. 12.32 КоАП) |
<..> |
► Расчеты |
|
Платежи вне очереди в счет погашения задолженности по выплате заработной платы, а также в счет погашения банковских кредитов, выданных для этой цели, в суммах, превышающих пределы, установленные законодательством, при наличии обязательств по уплате платежей, производимых в первоочередном порядке (ч. 2 ст. 13.13 КоАП) |
|
Справочно: пределом в данном случае является 20 % денежных средств, поступивших на текущие (расчетные) банковские счета экономических субъектов (за исключением сумм кредитов, а также сумм денежных средств, зачисленных в результате технической ошибки) за предыдущий месяц (абз. 4 подп. 2.1 п. 2 Положения о порядке осуществления безналичных расчетов со счетов (из электронных кошельков) на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 02.12.2021 № 462) |
|
► Прием выручки и кассовая дисциплина |
|
Прием денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования или без оформления установленного законодательством документа в случаях, когда применение кассового оборудования не требуется (ст. 13.14 КоАП) |
|
Справочно: под документами, неоформляемыми в данном случае, понимаются: – квитанция о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассового оборудования и платежных терминалов, форма которой установлена постановлением МАРТ Республики Беларусь от 07.04.2021 № 25; – приходный кассовый ордер. Когда и какой из них обязательно оформлять, определено Положением об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденным постановлением Нацбанка и Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 |
|
Нарушение порядка использования кассового оборудования, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и (или) платежных терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и отсутствие такого оборудования и (или) терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг (ч. 1 ст. 13.15 КоАП) |
<..> |
► Ценообразование |
|
Нарушение порядка установления (формирования) или применения цен (тарифов) (часть первая ст. 13.2 КоАП) |
<..> |
Нарушение установленных уполномоченными государственными органами фиксированных или предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, предельных надбавок (скидок, наценок) (ч. 2 ст. 13.2 КоАП) |
<..> |
Неуказание в ТТН или ТН сведений, связанных с установлением цен на товары, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен, либо указание в таких документах недостоверных сведений по ценам (ч. 4 ст. 13.2 КоАП) |
<..> |
► Маркировка товаров |
|
Приобретение, хранение, использование, транспортировка и реализация на территории Беларуси юридическим лицом товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками или средствами идентификации: – без этих знаков и средств; – без материальных носителей с нанесенными средствами идентификации. Те же действия с рассматриваемыми товарами, когда требование о маркировке соблюдено, но нарушен порядок их маркировки в случаях, когда маркировка является обязательной (ст. 13.24 КоАП) |
<..> |
► Налоговое законодательство |
|
Несвоевременное представление налоговой декларации (ст. 14.2 КоАП) при просрочке: |
|
– не более 3 рабочих дней; |
|
– более 3 рабочих дней. |
|
Повторное такое нарушение в течение 1 года после наложения административного взыскания |
<..> |
Отсутствие у налогового агента учета начисленных или выплаченных (выданных в натуральной форме) плательщику доходов либо неотражение (неполное отражение) налоговым агентом в учете выплаченных (выданных в натуральной форме) доходов, что повлекло доначисление сумм (ч. 1 ст. 14.3 КоАП). |
|
Повторное такое нарушение в течение 1 года после наложения административного взыскания |
<..> |
Неуплата (неполная уплата) суммы налога по неосторожности и выявленная в результате камеральных проверок (ч. 2 ст. 14.4 КоАП) |
<..> |
Неуплата (неполная уплата) суммы налога, совершенная должностным лицом юридического лица по неосторожности (за исключением выявленных в результате камеральных проверок), если сумма доначисленных налогов за период выполнения этим должностным лицом соответствующих функций (но не более чем за проверенный период): |
|
– более 1 %, но не более 3 % от общей суммы исчисленных юридическим лицом за указанный период сумм налогов, учет которых осуществляет налоговый орган (ч. 3 ст. 14.4 КоАП); |
|
– более 3 %, но не более 5 % от общей суммы исчисленных юридическим лицом за указанный период сумм налогов, учет которых осуществляет налоговый орган (ч. 4 ст. 14.4 КоАП); |
|
– превышает 5 % от общей суммы исчисленных юридическим лицом за указанный период сумм налогов, учет которых осуществляет налоговый орган (ч. 5 ст. 14.4 КоАП) |
<..> |
Примечание. Бухгалтера не оштрафуют по ч. 2–5 ст. 14.4 КоАП, если: |
|
Неуплата (неполная уплата) суммы налога, совершенные должностным лицом юридического лица умышленно (ч. 7 ст. 14.4 КоАП). |
|
Повторное такое нарушение в течение 1 года после наложения административного взыскания (ч. 10 ст. 14.4. КоАП) |
<..> |
Примечание. <..> |
|
Совершенное по неосторожности невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом, в установленный срок обязанности по удержанию/перечислению суммы налога, если такая сумма налога составляет более 10 БВ либо если такая сумма налога превышает 5 % от удержанных и перечисленных в бюджет за период выполнения должностным лицом соответствующих функций, но не более чем за проверенный период, сумм налогов (ч. 3 ст. 14.5 КоАП) |
<..> |
Совершенное умышленно невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию/перечислению суммы налога (ч. 4 ст. 14.5 КоАП). |
<..> |
Повторное такое нарушение в течение 1 года после наложения административного взыскания |
<..> |
► Представление документов, сведений, отчетов, информации, статотчетности |
|
Непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством, международным договором Республики Беларусь или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля (ч. 1 ст. 14.6 КоАП) |
|
Представление плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством, международным договором Республики Беларусь или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, содержащих недостоверные данные, если это повлияло или в обстоятельствах, при которых нарушение совершено, могло повлиять на правильность применения налоговым органом налогового законодательства (ч. 1 ст. 14.6 КоАП) |
|
Примечание. Не является административным правонарушением в этом случае: |
|
Непредставление в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами (ст. 24.11 КоАП). Представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения (ст. 24.11 КоАП) |
<..> |
Примечание. Бухгалтера не накажут, если просрочка составит не более 3 рабочих дней (примечание к 24.11 КоАП). |
|
Представление искаженных данных в государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление отчетности органам государственной статистики (ч. 1 ст. 24.12 КоАП). |
<..> |
Аналогичное повторное нарушение в течение 1 года после наложения административного взыскания (ч. 2 ст. 24.12 КоАП) |
<..> |
Представление искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление ее государственным органам (организациям), за исключением органов государственной статистики, осуществляющим ведение государственной статистики по вопросам, входящим в их компетенцию (ч. 3 ст. 24.12 КоАП) |
<..> |
Примечание. <..> |
|
Воспрепятствование уполномоченному должностному лицу государственного органа (организации) в проведении проверки, экспертизы, получении доступа к информационным системам и базам данных или осуществлении иных действий, предусмотренных законодательством, либо создание условий, препятствующих их проведению (ст. 24.2 КоАП) |
Когда размер штрафа можно уменьшить
На практике есть вероятность снижения размера административной ответственности. Например, штраф уменьшат в 2 раза, если одновременно выполняются эти условия:
1) есть хотя бы одно из следующих смягчающих обстоятельств:
При несогласии постановление можно обжаловать
Чтобы изменить решение контролирующих органов, в течение 10 суток со следующего дня после оглашения (получения) постановления подайте жалобу.
Чтобы обжаловать постановление инспекции МНС:
1. Подайте жалобу по месту наложения административного взыскания – в инспекцию МНС по району (району в городе).
- Непредставление бухгалтером документов, отчетов и иных материалов по результатам судебных решений
- Кто и по каким основаниям несет ответственность за неуплату обязательных страховых взносов
- Административная ответственность за нарушение законодательства о маркировке товара
- Какие штрафы грозят за безответственное отношение к бухгалтерским документам