(Комментарий отдельных норм постановления Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102)
В целях расширения круга покупателей в последние годы в торговых сетях распространяется применение накопительных дисконтных карт. Их получение возможно различными способами, например:
– через систему накоплений на накопительной карте;
– через единовременную покупку на определенную сумму.
Каждая из торговых сетей имеет свои особенности дисконтной программы. Дисконтные карты, как правило, выпускают сети магазинов, АЗС, салоны красоты и т.п. для обслуживания собственных программ лояльности клиентов.
Дисконтные программы могут быть разными:
1) покупатели получают после фиксированных накоплений процентную скидку при каждой последующей покупке.
Пример 1. Предоставление последующей скидки
Сеть магазинов косметики установила правила дисконтной программы: каждый покупатель, совершающий единовременную покупку на сумму свыше 150 руб., после заполнения анкеты становится участником накопительной программы. С этого момента каждая покупка фиксируется на накопительной карте, и при достижении общей суммы покупок 800 руб. покупатель получает именную дисконтную карту с нулевой суммой накоплений, дающую право на скидку 6 % при каждой последующей покупке. То же происходит при единовременной покупке на сумму от 800 руб. и более;
2) на карту в дальнейшем начисляется процент от стоимости совершенных покупок.
Пример 2. Начисление бонусов
Накопительная карта со скидкой 3 % выдается при совершении покупки на сумму от 100 руб.
Предположим, что стоимость выбранного товара составила 650 руб. и у покупателя есть накопительная карта 3 %. На дисконтную карту будет начислено 19,5 бонуса, что эквивалентно 19,5 руб. (1 начисленный бонус равен 1 руб.). Накопленными бонусами можно воспользоваться с 1-го числа следующего месяца.
По мнению автора, в первом случае можно говорить о скидке при последующем приобретении товаров (снижении продавцом цены товаров по сравнению с обычно применяемой). Данный вывод подтверждается Рекомендациями о предоставлении торговыми организациями покупателям скидок со сформированных розничных (продажных) цен, утвержденными протоколом заседания коллегии Минторга Республики Беларусь от 29.07.2009 № 14 (далее – Рекомендации). Так, для предоставления скидки субъект торговли вправе осуществлять изготовление и реализацию и (или) бесплатное распространение дисконтной карты. Покупатель – владелец дисконтной карты имеет право на получение скидки на условиях, определяемых продавцом (в течение определенного периода времени, в зависимости от стоимости дисконтной карты и др.) (п. 9 Рекомендаций).
Во втором случае речь идет о торговой премии (бонусе). Торговая премия покупателям возможна в форме либо выплаты определенной денежной суммы, либо предоставления дополнительного объема товаров без снижения цены реализуемых (ранее реализованных) товаров.
Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» не содержит понятия премии и условий ее предоставления (выплаты). Поэтому субъекты торговли вправе самостоятельно определять условия выплаты премий покупателям.
Бухгалтерский учет и порядок налогообложения скидок и торговых премий различен.
В примере 1 торговая организация предоставляет покупателю скидку со сформированной розничной цены (3 %). Соответственно суммы включенных в цену торговых надбавок, НДС корректируются на соответствующую сумму в момент предоставления данной скидки.
Более подробно читайте в электронном «Главном Бухгалтере», 2017, № 24.