25 июля организация узнала про освобождение от арендной платы за землю. Что делать?

25 августа 2014

С 1 января по 25 июля 2014 г. одни и те же вопросы при исчислении земельного налога и арендной платы за землю трактовались по-разному.

Данный пробел ликвидирован изменениями, внесенными подп. 2.7 п. 2 Указа Президента РБ от 21.07.2014 № 361 «Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы» (далее – Указ № 361) в Указ Президента РБ от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности».

Так, норма подп. 1.35 п. 1 ст. 194 Налогового кодекса РБ (далее - НК), на основании которой от земельного налога освобождались земельные участки, предоставленные коммунальным унитарным предприятиям по капитальному строительству, иным государственным организациям или организациям с долей государства в уставном фонде более 50 % для строительства и (или) обслуживания одноквартирных, блокированных и многоквартирных жилых домов по государственному заказу, нашла отражение в абз. 11 подп. 2.7 п. 2 Указа № 361.

Рассмотрим применение указанной нормы на примере.

Пример

В феврале 2014 г. решением райисполкома коммунальному унитарному предприятию по капитальному строительству выделен в аренду земельный участок для строительства многоквартирного жилого дома по государственному заказу. Согласно договору аренды годовой размер арендной платы за землю составляет 120 млн. руб.

В то же время с 25 июля т.г. начал действовать Указ № 361, который внес некоторые коррективы в вопросы арендной платы за землю.

С какого момента предприятие вправе не уплачивать в 2014 г. арендную плату за землю и как при этом соблюсти налоговое законодательство?

Из положений Указа № 361, в частности, следует, что арендная плата не взимается за земельные участки, предоставленные коммунальным унитарным предприятиям по капитальному строительству, иным государственным организациям или организациям с долей государства в уставном фонде более 50 % для строительства и (или) обслуживания одноквартирных, блокированных и многоквартирных жилых домов по государственному заказу (абз. 11 подп. 2.7 п. 2 Указа № 361).

Указанная норма распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2014 г. Значит, предприятие не должно в 2014 г. уплачивать арендную плату за землю.

С учетом нормы, изложенной в п. 3 Указа № 361, оно должно не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором официально опубликован этот Указ, представить в налоговый орган по месту постановки на учет расчет суммы арендной платы за земельные участки с внесенными изменениями и (или) дополнениями.

Таким образом, коммунальное унитарное предприятие по капитальному строительству с учетом новаций, внесенных Указом № 361:

не должно в 2014 г. уплачивать арендную плату за землю;

– должно не позднее 20 августа 2014 г. представить в налоговую инспекцию расчет суммы арендной платы за земельные участки за 2014 г. с внесенными изменениями и (или) дополнениями.

К расчету надо приложить сведения о размере и составе использованных льгот по земельному налогу (арендной плате за земельные участки).

Излишне уплаченную в бюджет арендную плату за землю за март – июнь 2014 г. предприятие может вернуть из бюджета или зачесть в счет других платежей в бюджет в порядке, установленном ст. 60 НК.

 

Подробнее читайте в журнале «Главный Бухгалтер», 2014 № 32, c. 42

Иван Данилов, экономист

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup