Организация, производящая товары (работы, услуги), может обеспечивать наличие рекламных материалов двумя способами:
1) путем приобретения рекламных материалов у иных субъектов хозяйствования;
2) путем изготовления рекламных материалов собственными силами.
Приобретение рекламных материалов осуществляется по договорам с поставщиками. В бухгалтерском учете их отражают на основании накладных, оформленных поставщиками в порядке, предусмотренном постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная». Товары, приобретенные с целью использования в рекламных целях, отражают в бухгалтерском учете на счете 10 «Материалы» (п. 16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50; далее – Инструкция № 50).
Расходы на рекламу у производственных организаций отражаются на счете 44 «Расходы на реализацию». Этот счет предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с реализацией продукции, товаров, работ, услуг (п. 35 Инструкции № 50).
В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счете 44 отражаются расходы на упаковку изделий на складах готовой продукции, на доставку продукции к месту отправления, погрузки в транспортные средства, на содержание помещений для хранения продукции в местах ее реализации, на рекламу, другие аналогичные по назначению расходы.
Пример
Организация в сентябре 2013 г. приобрела авторучки со своим логотипом на сумму 1 200 000 руб. (в т.ч. НДС – 200 000 руб.), которые она планирует использовать для распространения среди потенциальных покупателей в рамках проводимой в октябре 2013 г. выставки «Деревообработка-2013».
В бухгалтерском учете организация отражает операцию следующим образом (см. таблицу):
№ п/п | Дата | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
---|---|---|---|---|---|
1 | 23.09.2013 | 10 | 60 | 1 000 000 | Отражена стоимость авторучек |
2 | 23.09.2013 | 18 | 60 | 200 000 | Отражена сумма НДС, выставленного поставщиком |
3 | 11.10.2013 | 44 | 10 | 1 000 000 | Отражена в составе расходов на рекламу стоимость использованных при проведении выставки авторучек |
Если же товарно-материальные ценности первоначально приобретаются для последующей реализации, то их учет следует осуществлять на счете 41 «Товары» (п. 32 Инструкции № 50). В момент, когда данные товарно-материальные ценности решено использовать для проведения рекламной акции, их стоимость подлежит переносу на счет 10.