Ведущий инженер-синоптик и инженер-синоптик, не имеющий квалификационной категории, работают в областном центре по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Может и должен ли наниматель установить ведущему инженеру-синоптику надбавку за квалификационную категорию? Каковы должностные обязанности и квалификационные требования по данной должности? Можно ли присвоить II квалификационную категорию инженеру-синоптику со средним специальным образованием, не имеющему квалификационной категории, работающему в этой должности 4 года и обучающемуся в настоящее время в вузе?
Специалистам бюджетных организаций, в т.ч. областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, имеющим квалификационные категории, устанавливаются надбавки к тарифным ставкам (окладам) в следующих размерах (в процентах от тарифных ставок (окладов)): за высшую квалификационную категорию – 30 %; за I квалификационную категорию – 20 %; за II квалификационную категорию – 15 %.
По производной должности «ведущий» указанные надбавки устанавливаются в размерах, предусмотренных для специалистов, имеющих высшую квалификационную категорию (п. 3 приложения 1 к постановлению Минтруда РБ от 21.01.2000 № 6 (далее – постановление № 6)).
Таким образом, наниматель обязан установить указанную надбавку ведущему инженеру-синоптику в размере 30 % от его тарифного оклада.
В соответствии с квалификационной характеристикой инженер-синоптик:
– проводит анализ развития синоптических процессов по приземным картам погоды, картам барической топографии, по данным спутниковой и радиолокационной информации, бортовой погоды, информации с метеорологической сети;
– составляет общие и специализированные прогнозы погоды, штормовые предупреждения об ожидаемых опасных явлениях, стихийных, гидрометеорологических явлениях;
– снимает показания с радиолокационных измерительных приборов и доводит их до потребителей;
– обслуживает предприятия, организации спецпрогнозами в соответствии с заключенными договорами. Готовит справки о текущем состоянии погоды для вышестоящих органов;
– разрабатывает, испытывает и внедряет новые, усовершенствованные методы определения прогнозов погоды;
– занимается распространением прогнозов погоды через средства массовой информации.
Справочно. Квалификационная характеристика должности инженера-синоптика содержится в выпуске 22 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых гидрологией, метеорологией и радиационно-экологическим мониторингом», утвержденного постановлением Минтруда РБ от 29.10.1999 № 141.
Основные правила присвоения квалификационных категорий специалистам содержатся в Общих положениях Единого квалификационного справочника должностей служащих (далее – ЕКСД), утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 02.01.2012 № 1 (далее – Общие положения).
По нормам законодательства присвоение специалистам квалификационных категорий по занимаемым должностям производится в порядке, определенном коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с квалификационными характеристиками должностей специалистов, предусмотренных ЕКСД, с учетом рекомендаций аттестационной комиссии.
Квалификационные характеристики должностей специалистов (в т.ч. инженера-синоптика) предусматривают конкретные требования к образованию, стажу работы, предъявляемые при приеме на работу, а также при присвоении квалификационных категорий.
Согласно квалификационной характеристике к инженеру-синоптику предъявляются следующие квалификационные требования:
– инженер-синоптик: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование по смежной специальности, среднее специальное образование и стаж работы в должности техника-синоптика I квалификационной категории не менее 3 лет;
– инженер-синоптик II квалификационной категории: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности инженера-синоптика не менее 3 лет;
– инженер-синоптик I квалификационной категории: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности инженера-синоптика II квалификационной категории не менее 3 лет.
По законодательству к аттестации допускаются специалисты, имеющие предусмотренные квалификационными характеристиками образование и стаж работы по соответствующим должностям (п. 18 Общих положений).
В данном случае инженер-синоптик, претендующий на присвоение ему II квалификационной категории, имеет предусмотренный квалификационной характеристикой стаж работы, но у него нет высшего профессионального образования.
Следовательно, в настоящее время данному работнику не может быть присвоена II квалификационная категория. После окончания им учреждения высшего образования и получения соответствующего образования он может претендовать на присвоение II квалификационной категории по должности инженера-синоптика.
Ситуация 2
На основании какого документа определяется штатная численность педагогических работников, в т.ч. руководителей, а также уборщиков служебных помещений и истопников детских школ искусства и как ее определить?
Минкультуры РБ принято постановление от 02.11.2012 № 74 «О типовых штатах и нормативах численности работников детских школ искусств» (далее – постановление № 74), которое вступило в силу 24 ноября 2012 г.
По его нормам типовые штаты применяются при утверждении руководителями детских школ искусств, финансируемых из местных бюджетов (далее – школы искусств), штатных расписаний по состоянию на 1 января.
Штатная численность педагогических работников определяется на начало учебного года руководителем школы искусств с учетом учебно-программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, а также в зависимости от численности учащихся (подп. 2.4 п. 2 постановления № 74).
Должность директора вводится для школы искусств независимо от численности учащихся. При численности учащихся от 100 до 200 человек в школе искусств вводится 0,5 должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, а при численности учащихся от 201 до 600 человек – одна должность названного руководителя. Должности заместителя директора по учебной работе и заместителя директора по воспитательной работе вводятся при численности учащихся от 601 и более.
При применении типовых штатов списочная численность учащихся учитывается по состоянию на 1 января, а числовые значения с указанием «до» следует понимать как «включительно».
При наличии в школах искусств печного отопления устанавливается 0,5 штатной единицы истопника на каждые 5 печей, но не менее 0,5 штатной единицы на школу искусств. Штатные единицы истопников предусматриваются на отопительный сезон, при этом из общего числа должностей одна должность (0,5 штатной единицы) вводится на круглый год.
Штатная численность уборщиков служебных помещений определяется из расчета 0,5 штатной единицы на каждые 250 м2 убираемой площади, в школах искусств с наличием печного отопления – 0,5 штатной единицы на каждые 200 м2 убираемой площади. При двухсменной работе школы искусств дополнительно устанавливаются штатные единицы уборщика служебных помещений из расчета 0,5 штатной единицы на каждые 250 м2 убираемой площади, используемой учащимися этих смен (в школах искусств с наличием печного отопления – 0,5 штатной единицы на каждые 200 м2 соответственно), с учетом применения коэффициента, характеризующего режим работы школы искусств, работающей в 2 и более смены, – 0,5.
При определении размера убираемой площади учитывается площадь пола классов, кабинетов, залов, лестничных клеток и других помещений, требующих ежедневной уборки. Не учитывается площадь стен, дверей, подоконников, чердачных и подвальных помещений (кроме случаев, когда в подвальном помещении расположены гардероб и другие помещения, используемые для занятий или требующие регулярной уборки), а также поверхность парт, столов и т.п. (подп. 2.7 п. 2 постановления № 74).
Штатная численность, рассчитанная в соответствии с типовыми штатами, определяется с округлением в следующем порядке:
– итоговые цифры менее 0,13 отбрасываются;
– итоговые цифры в диапазоне 0,13–0,37 округляются до 0,25;
– итоговые цифры в диапазоне 0,38–0,62 округляются до 0,5;
– итоговые цифры в диапазоне 0,63–0,87 округляются до 0,75;
– итоговые цифры свыше 0,87 округляются до единицы.
Ситуация 3
Молодой специалист, закончивший за счет средств бюджета Белорусский государственный университет физической культуры, направлен по распределению в детско-юношескую спортивную школу и работает в ней тренером-преподавателем.
Распространяется ли на него действие постановления Совета Министров РБ от 26.01.2009 № 86 (далее – постановление № 86) в части повышения тарифной ставки на 5 % и установления доплаты как молодому специалисту?
Действие постановления № 86 не распространяется, однако повышение тарифного оклада и доплата как молодому специалисту тренеру-преподавателю устанавливаются, но по нормам другого постановления Совета Министров.
Постановление № 86 распространяется на педагогических работников в учреждениях дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального образования, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, иных учреждениях образования при реализации образовательных программ общего среднего образования, профессионально-технического образования, среднего специального образования, иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, при реализации ими образовательной программы дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования.
Детско-юношеские спортивные школы относятся к специализированным учебно-спортивным учреждениям (Закон РБ «О физической культуре и спорте»).
В связи с этим на педагогических работников детско-юношеских спортивных школ действие постановления № 86 не распространяется.
Вместе с тем в специализированных учебно-спортивных учреждениях, средних школах – училищах олимпийского резерва, финансируемых из бюджета или получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, с 1 марта 2010 г. установлены: повышение тарифной ставки (оклада) тренерам-преподавателям по спорту на 5 %; ежемесячные доплаты молодым специалистам с высшим и средним специальным образованием из числа работников, осуществляющих педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта, а также специалистам с высшим и средним специальным образованием из числа работников, осуществляющих педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта, получившим образование на условиях оплаты и направленным на работу по распределению в течение 2 лет со дня заключения с ними трудового договора (контракта), – в размере одной тарифной ставки 1-го разряда, установленной Советом Министров для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (постановление Совета Министров РБ от 18.03.2010 № 370 «О совершенствовании оплаты труда отдельных категорий работников, осуществляющих педагогическую деятельность в сфере культуры и спорта, и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2009 г. № 1695» (далее – постановление № 370)).
Таким образом, в данном случае на основании постановления № 370 тренеру-преподавателю по спорту детско-юношеской спортивной школы должны быть установлены: повышение его тарифного оклада на 5 % и ежемесячная доплата как молодому специалисту в размере одной тарифной ставки 1-го разряда.
Ситуация 4
Какой тарифный разряд должен быть установлен по должности «специалист по кадрам» и можно ли ввести ее в штатное расписание бюджетной организации? Устанавливается ли по ней надбавка за наличие квалификационной категории?
Квалификационная характеристика должности «специалист по кадрам» содержится в Едином квалификационном справочнике должностей служащих (выпуск 1) «Должности служащих для всех отраслей экономики». По данной должности предусмотрено квалификационное категорирование.
При установлении тарификации по должности «специалист по кадрам» следует руководствоваться табл. 11 приложения 24 к постановлению № 6. Так, тарифные разряды других специалистов установлены в диапазоне 10–13-го разрядов (в зависимости от присвоенной квалификационной категории).
Таким образом, в бюджетных организациях может быть введена должность «специалист по кадрам». Специалисту по кадрам, не имеющему квалификационной категории, устанавливается 10-й разряд, имеющему II или I квалификационную категорию – соответственно 11-й и 12-й разряды, ведущему специалисту по кадрам – 13-й разряд.
На специалиста по кадрам бюджетной организации распространяются нормы п. 3 приложения 1 к постановлению № 6: специалистам бюджетных организаций, имеющим квалификационные категории, устанавливаются надбавки к тарифным ставкам (окладам) в следующих размерах (в процентах от тарифных ставок (окладов): за высшую квалификационную категорию – 30 %; за I квалификационную категорию – 20 %; за II квалификационную категорию – 15 %.
По производной должности «ведущий» указанные надбавки устанавливаются в размерах, предусмотренных для специалистов, имеющих высшую квалификационную категорию.
Ситуация 5
Водитель легкового автомобиля работает в редакции районной газеты.
Можно ли установить ему доплату за совмещение должности фотокорреспондента?
Решение данного вопроса относится к компетенции нанимателя.
Под совмещением профессий (должностей) понимается выполнение работником у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня.
Организация труда водителя имеет свои особенности, обусловленные спецификой перевозочного процесса. При этом должно неукоснительно соблюдаться Положение о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденное постановлением Минтранса РБ от 25.11.2010 № 82, которое распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей независимо от форм собственности.
В случае если водитель не полностью загружен выполнением основной работы, на него может быть дополнительно возложена другая работа, близкая его квалификации, специальности или технологически связанная с его основной работой. Она должна быть обусловлена письменным трудовым договором.
Что касается установления водителю доплаты за совмещение должности фотокорреспондента, то данный вопрос решается нанимателем самостоятельно с учетом вышеизложенного и квалификационных требований, предъявляемых к указанной должности.
Ситуация 6
Специалист работает в учреждении образования.
Как правильно должны ему начисляться надбавки за сложность и напряженность труда и за стаж, а также премия – на должностной оклад или на всю заработную плату?
В организациях бюджетной сферы в настоящее время термин «должностной оклад» не применяется.
С 1 сентября 2002 г. в бюджетной сфере введен единый порядок формирования тарифных ставок (окладов) и ставок (окладов).
Тарифные ставки (оклады) работников определяются путем умножения тарифной ставки 1-го разряда, устанавливаемой Советом Министров, на тарифные коэффициенты ЕТС, соответствующие разрядам работников по занимаемым должностям с учетом корректирующих коэффициентов (подп. 1.2 п. 1 приложения 1 к постановлению № 6).
Работникам бюджетных организаций, имеющим право на повышение тарифных ставок (окладов) по одному или нескольким основаниям, размер каждого повышения определяется от тарифной ставки (оклада) (кроме повышений, установленных от тарифной ставки 1-го разряда).
Тарифная ставка (оклад) суммируется с размерами повышений тарифной ставки (оклада), исчисленными в указанном выше порядке, и повышениями, установленными от тарифной ставки 1-го разряда, и образует ставку (оклад) (п. 4 приложения 1 к постановлению № 6).
В организациях бюджетной сферы, включая учреждения образования, устанавливается повышение тарифных ставок (окладов) за стаж работы по специальности (в отрасли), а не надбавка за стаж.
Руководители организаций бюджетной сферы в пределах фонда заработной платы имеют право повышать тарифные ставки (оклады) руководителей, специалистов и служащих в размерах до 7 %. Повышение тарифных окладов руководителям организаций устанавливается вышестоящим органом управления (подп. 2.1. п. 2 приложения 1 к постановлению № 6).
Таким образом, тарифный оклад (ставка) специалиста суммируется с повышениями его тарифного оклада (ставки) до 7 %, за стаж работы по специальности (в отрасли) и другими повышениями, установленными в соответствии с законодательством (за контрактную форму найма согласно подп. 2.5 П. 2 Декрета Президента РБ от 26.07.1999 № 29; на период апробации и внедрения авторских программ и др.), и образуют оклад (ставку).
От ставки (оклада) устанавливаются надбавки руководителям, специалистам и служащим за высокие профессиональные, творческие, производственные достижения в работе, сложность и напряженность труда, а также за выполнение особо важных (срочных) работ (подп. 2.8. п. 2 приложения 1 к постановлению № 6).
Постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 05.02.2002 № 13 утвержден Перечень дополнительных выплат стимулирующего и компенсирующего характера, на которые начисляется премия работникам бюджетных организаций (далее – Перечень).
Премия начисляется на ставки (оклады), рассчитанные в соответствии с единым порядком их начисления, и на дополнительные выплаты, утвержденные Перечнем.