Дублировать в учетной политике нормы законодательства (как бухгалтерского, так и налогового), устанавливающие порядок отражения в бухгалтерском и (или) налоговом учете показателей, влияющих на налоговую базу по налогу на прибыль, нет необходимости.
Вместе с тем выделение для целей исчисления налога на прибыль налогового аспекта в учетной политике является целесообразным, а порой и обязательным.
Что обязательно следует предусмотреть в учетной политике
При формировании учетной политики на 2013 г. в обязательном порядке должны быть отражены:
1. порядок признания выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Для целей исчисления налога на прибыль выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав отражают на дату признания ее в бухгалтерском учете с соблюдением принципа (метода) начисления в порядке, установленном законодательством и (или) закрепленном в соответствии с ним в учетной политике организации (п. 4 ст. 127 Налогового кодекса РБ (далее - НК)):
- отражение выручки от реализации товаров.
Исходя из специфики осуществляемой деятельности, условий заключенных договоров, организация определяет дату признания выручки от реализации продукции, товаров;
Все материалы вы можете найти в свежих номерах журнала "Главный Бухгалтер" на портале GB.BY
Еще материалы по теме налог на прибыль
- отражение выручки от реализации выполненных работ, оказанных услуг;
- особенности отражения для целей налогообложения выручки от реализации имущественных прав, а также выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав комитентом (доверителем), вверителем;
2. порядок отражения затрат, производимых до начала осуществления деятельности организации по освоению новых производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы).
Для целей налогообложения указанные затраты не могут быть отражены ранее чем со дня начала осуществления деятельности организации, эксплуатации производств, цехов и агрегатов.
Вместе с тем в учетной политике организации необходимо закрепить порядок их отражения (единовременно или частями на протяжении определенного в учетной политике срока) (подп. 2.1 п. 2 ст. 130 НК);
3. порядок признания внереализационных доходов и внереализационных расходов.
В 2013 г. дату отражения внереализационных доходов определяет плательщик (за исключением банков) в соответствии с его учетной политикой. Однако она не может быть позднее даты их получения, а в отношении доходов, по которым в п. 3 ст. 128 НК указана дата их отражения, - не может быть позднее даты, указанной в п. 3 названной статьи (п. 2 ст. 128 НК).
Соответственно, дату отражения внереализационных расходов определяет плательщик в соответствии с его учетной политикой, но она не может быть ранее даты, когда они были фактически понесены (п. 2 ст. 129 НК).
Что возможно (но не обязательно) предусмотреть в учетной политике
Рекомендуем закрепить в учетной политике следующее:
1. порядок распределения косвенных затрат;
2. для организаций, имеющих в своем составе филиалы (иные обособленные подразделения), исполняющие ее налоговые обязательства:
- порядок списания на затраты, учитываемые при налогообложении, сумм земельного налога и арендной платы за земельные участки, уплачиваемых организацией;
- порядок применения отдельных налоговых льгот: головной организацией и (или) филиалами (иными обособленными подразделениями);
- метод уплаты текущих платежей по налогу на прибыль;
3. применение амортизационной премии.
В учетной политике возможно предусмотреть размер применяемой амортизационной премии с учетом максимальных размеров, установленных подп. 2.6 п. 2 ст. 130 НК, а также перечень объектов (групп объектов) или общие подходы к определению объектов, в отношении которых такая премия будет применяться. Отказ от применения амортизационной премии в учетной политике не указывается;
4. формы регистров налогового учета.
Плательщики обязаны вести налоговый учет (ст. 62 НК). Они самостоятельно, исходя из специфики своей деятельности, должны организовать ведение учета для целей налогообложения.
Наиболее простым является разработка форм регистров налогового учета, позволяющих отражать корректировки к данным бухгалтерского учета, которые целесообразно сделать в виде приложений к учетной политике.