В статье рассмотрены только особенности формирования учетной политики на 2020 г. транспортными организациями, ведущими бухгалтерский учет в соответствии:
1) с Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон);
2) типовым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденными постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее – постановление № 50, Инструкция № 50);
3) Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102);
4) Инструкцией по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее - Инструкция № 133).
Жирным шрифтом выделен возможный текст приказа по учетной политике, жирным курсивом – возможные варианты, а обычным шрифтом – пояснения (обоснования) с учетом изменений законодательства, которые необходимо учесть при формировании учетной политики на 2020 г.
<…>
1. Оценка материалов (горюче-смазочные материалы, запасные части и др.) при поступлении.
Материалы оцениваются по учетным ценам с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов».
Варианты:
- материалы оцениваются по учетным ценам с использованием счета 16 «Отклонение в стоимости материалов»;
- материалы оцениваются по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) с отражением на счете 10 «Материалы».
В качестве учетных цен на материалы применяются цены приобретения. Другие затраты, входящие в фактическую себестоимость материалов, учитываются отдельно в составе транспортно-заготовительных затрат.
Варианты: в качестве учетных цен на материалы применяется:
- фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего отчетного периода. Отклонения между фактической себестоимостью материалов отчетного периода и их учетной ценой учитываются в составе транспортно-заготовительных затрат;
- планово-расчетные цены. Отклонения цен приобретения от планово-расчетных учитываются в составе транспортно-заготовительных затрат;
- средняя цена группы. Разница между фактической себестоимостью материалов и средней ценой группы учитывается в составе транспортно-заготовительных затрат. Средняя цена группы устанавливается в тех случаях, когда производится укрупнение номенклатурных номеров материалов путем объединения в один номенклатурный номер нескольких размеров, сортов, видов однородных материалов, имеющих незначительные колебания в ценах;
- средняя цена каждого наименования материалов. Величина отклонения (разница между фактическими затратами по приобретению материала и его ценой) распределяется пропорционально стоимости списанных (отпущенных) материалов по средним ценам.
Пояснения (обоснование):
- пп. 39-41, 50 Инструкции № 133;
- Инструкция № 50.
2. Оценка материалов при их отпуске в производство и ином выбытии.
При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка производится по средней себестоимости.
Варианты: при отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка производится:
- по себестоимости каждой единицы;
- по учетной цене с учетом отклонений;
- по себестоимости первых по времени приобретения запасов (способ ФИФО).
Средняя себестоимость материалов, отпущенных в производство или списанных на иные цели, определяется исходя из среднемесячной фактической себестоимости (взвешенная оценка), в расчет которой включаются количество и стоимость материалов на начало отчетного периода и все поступления за отчетный период.
Вариант: средняя себестоимость материалов, отпущенных в производство или списанных на иные цели, определяется исходя из фактической себестоимости материала в момент его отпуска (скользящая оценка), при этом в расчет средней оценки включаются количество и стоимость материалов на начало отчетного периода и все поступления до момента отпуска.
Пояснения (обоснование)
Возможные к применению способы и методы оценки материалов при их отпуске в производство и ином выбытии определены в настоящее время пп. 15-18, 48-49 Инструкции № 133.
3. Учет транспортно-заготовительных затрат.
Транспортно-заготовительные затраты учитываются по отдельным видам и (или) группам материалов.
<…>
Варианты:
- в случае незначительного различия в удельном весе транспортно-заготовительных затрат (не более пяти процентов к учетной стоимости материалов) ведение бухгалтерского учета транспортно-заготовительных затрат осуществлять в целом по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (счету 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»);
- предусмотреть в учетной политике иной процент определения незначительного различия в удельном весе транспортно-заготовительных затрат.
При небольшом удельном весе транспортно-заготовительных затрат или величины отклонений в стоимости материалов (не более десяти процентов к учетной стоимости материалов) их сумму полностью списывать на счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и на увеличение стоимости реализованных материалов.
Варианты:
- при небольшом удельном весе транспортно-заготовительных затрат или величины отклонений в стоимости материалов (не более десяти процентов к учетной стоимости материалов) учитывать их в общеустановленном порядке;
- применять иной упрощенный вариант бухгалтерского учета транспортно-заготовительных затрат или величины отклонений в стоимости материалов.
Пояснения (обоснование)
Пункты 52, 56 Инструкции № 133.
4. Порядок распределения расходов по приобретению запасов.
Сумма транспортных расходов по доставке запасов на склад предприятия включается в стоимость приобретения запасов пропорционально стоимости товарных позиций.
Вариант: сумма транспортных расходов по доставке запасов на склад предприятия включается в стоимость приобретения запасов пропорционально иному критерию распределения.
Пояснения (обоснование):
- Инструкция № 133;
- ст. 9 Закона.
5. Учет горюче-смазочных материалов.
Учет горюче-смазочных материалов в местах хранения ведется материально ответственными лицами в карточках складского учета раздельно по каждому наименованию и марке горюче-смазочных материалов.
Вариант: учет горюче-смазочных материалов в местах хранения ведется материально ответственными лицами в книгах складского учета раздельно по каждому наименованию и марке горюче-смазочных материалов.
Пояснения (обоснование)
Глава 4 Инструкции № 133.
6. Фактический расход ГСМ округлять до десятых долей литра.
Варианты:
- фактический расход ГСМ округлять до сотых долей литра;
- фактический расход ГСМ округлять до иной величины.
Пояснения (обоснование)
Пункт 5 ст. 9 Закона.
7. Замер остатка горюче-смазочных материалов в баках транспортных средств.
Замер остатка горюче-смазочных материалов в баках транспортных средств, машин и механизмов на конец отчетного месяца проводить с помощью метроштоков.
Варианты:
- замер остатка горюче-смазочных материалов в баках транспортных средств, машин и механизмов на конец отчетного месяца проводить при заполнении бака до полного объема;
- замер остатка горюче-смазочных материалов в баках транспортных средств, машин и механизмов на конец отчетного месяца проводить путем слива топлива;
- замер остатка горюче-смазочных материалов в баках транспортных средств, машин и механизмов на конец отчетного месяца проводить другим способом.
Пояснения (обоснование):
- ст. 13 Закона;
- п. 82 Инструкции № 133 (данные о наличии остатка горюче-смазочных материалов в баках транспортных средств, машин и механизмов на конец отчетного месяца, учтенные на субсчете «Топливо в баках транспортных средств», ежемесячно подтверждаются актом снятия остатков).
8. Учет шин при сезонной замене.
Снятые с транспортного средства шины при их сезонной замене оприходовать по стоимости недопробега. Стоимость недопробега определяется на основании карточек учета работы автомобильных шин.
Варианты:
- снятые с транспортного средства шины при их сезонной замене оприходовать по цене возможного использования*;
- снятые с транспортного средства шины при их сезонной замене оприходовать в количественном выражении.
________________
* Данный способ применяется, когда карточки учета работы автомобильных шин ведутся на шины, установленные на автомобиль при его приобретении, либо когда карточки учета работы автомобильных шин не ведутся.
Пояснения (обоснование):
- п. 5 ст. 9 Закона;
- пп. 32, 45, 72 Инструкции № 133.
<…>