(Комментарий отдельных норм Положения № 285* и ст. 9.24 КоАП)
Учтите основные требования в части предъявления книги замечаний и предложений
Порядок ведения книги замечаний и предложений (далее – книга) установлен:
- Законом № 300-З**;
- Положением № 285.
В книгу вносят замечания и предложения о деятельности организации или ИП (далее – организации) и о качестве производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.
Книга должна быть в организации, ее обособленных подразделениях, которые расположены не по месту нахождения организации, а также в тех местах, где такие организации и подразделения реализуют товары, выполняют работы, оказывают услуги.
Важно! Организации и подразделения не вправе:
1) отказать в выдаче книги, ссылаясь на то, что контактируют только с другими организациями и не реализуют товары (работы, услуги) непосредственно гражданам.
Законом № 300-З разрешено записывать в книгу замечания и предложения о любой деятельности организации, а также о качестве производимых (реализуемых) ею товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг без всяких ограничений;
2) требовать предъявления документов или объяснения причин, вызвавших необходимость регистрации замечания или предложения.
Виды нарушений по ведению книги
Если организация отказывается предъявить книгу, ее должностное лицо, ответственное за ведение книги, привлекается к административной ответственности по ст. 9.24 КоАП. Данной статьей предусмотрен штраф в размере от 4 до 10 базовых величин (БВ), который применяется в отношении следующих видов нарушений (см. таблицу):
Виды нарушений, связанные с ведением книги |
Кто вправе составлять протоколы об административном правонарушении и налагать штраф |
---|---|
1. Отсутствие книги. 2. Нарушение руководителем или уполномоченным лицом процедуры ведения книги в организации, обособленных подразделениях, расположенных не по месту нахождения организации, а также в местах, где реализуются товары (выполняются работы, оказываются услуги). 3. Непредъявление книги по первому требованию гражданина. 4. Несоблюдение установленного срока рассмотрения замечаний и предложений, изложенных в книге. 5. Неинформирование гражданина в установленный срок об отказе в удовлетворении замечания или предложения |
Должностные лица: – административных комиссий рай(гор)исполкомов или администраций районов в городах; – органов внутренних дел; – органов КГК; – налоговых органов (ст. 3.4, 3.6, 3.7 и 3.13 ПИКоАП) |
За вышеперечисленные нарушения штраф может налагаться не позднее:
– 3 лет со дня совершения правонарушения;
– 6 месяцев со дня его обнаружения (т.е. составления акта проверки).
Причем должны соблюдаться оба срока: и 3-летний, и 6-месячный (ч. 1 п. 4 ст. 7.6 КоАП).
Если к моменту привлечения к ответственности нарушение устраняется, то размер штрафа снижается (в таком случае штраф – в пределах от 2 до 5 БВ) или применяется предупреждение.
Пример. Обстоятельства, которые смягчают ответственность
За получением книги для филиала, созданного 1 февраля 2016 г., организация обратилась в РУП «Издательство «Белбланкавыд» только 24 марта 2016 г. Книга в этот же день была выдана.
Должностное лицо налогового органа составило в отношении руководителя организации протокол об административном правонарушении – отсутствие у филиала в период с 1 февраля по 23 марта 2016 г. книги.
Добровольное исполнение обязанности смягчает ответственность (ст. 7.2 КоАП), поэтому руководитель согласно ст. 7.9 КоАП был оштрафован в минимально возможном размере – 2 БВ.
Справочно: с 23 января 2016 г. книгу надо получать в РУП «Издательство «Белбланкавыд».
__________________
* Положение о порядке выдачи, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2005 № 285 (далее – Положение № 285).
** Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон № 300-З).