Законодательством установлено, что должно быть включено в учетную политику. А есть ли нормы, определяющие, чего в ней быть не должно? Давайте разбираться.
Ответа в законодательстве нет
Сразу скажем: то, что в учетную политику не включается, законодательством не установлено.
Справочно: перечень вопросов, которые обязательно включаются в учетную политику, определен п. 4 ст. 9 Закона № 57-З. Это:
1) виды учетной оценки, применяемые организацией;
2) план счетов бухгалтерского учета организации;
3) формы первичных учетных документов (ПУД), разработанные организацией для применения;
4) форма бухгалтерского учета, применяемая организацией;
5) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
6) иные способы организации и ведения бухгалтерского учета.
Документ: Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З).
Есть примеры из практики
Исходя их практического опыта и результатов аудиторских проверок можно привести примеры следующих «лишних», а иногда и неправомерных норм:
1. Положения, которые прямо противоречат действующему законодательству.
Например, в положении об учетной политике организации закреплено, что резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете не создается. Такая запись будет противоречить требованиям гл. 6 Инструкции № 102, поскольку при наличии сомнительных долгов такой резерв в бухучете создается обязательно. Подробнее об этом читайте в материале «Резерв по сомнительным долгам не создан по учетной политике: прав ли аудитор, считающий это нарушением?».
Документ: Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102).
Еще один пример – в положении об учетной политике организации закреплены дата утверждения месячной бухгалтерской отчетности и предельная дата в целях постановления № 79. Такая запись является ошибочной, поскольку предельная дата не закрепляется и не применяется, если организация составляет месячную бухгалтерскую отчетность. Подробнее об этом читайте в материалах «Учтите нюансы при определении даты совершения хозяйственной операции» и «С 1 января 2024 года применяется новый порядок отражения хозяйственных операций в бухучете». Ошибкой будет также закрепление нескольких предельных дат в целях постановления № 79, поскольку предельная дата может быть только одна. Обоснование этому смотрите в материалах «Может ли быть несколько предельных дат?» и «Как избежать типичных ошибок в учетной политике: советы на 2025 год».
Документ: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2021 № 79 «Об отчетном периоде отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете» (далее – постановление № 79).
2. Несколько вариантов (способов) учета, когда по законодательству нужно выбрать (возможен) только один.
Например, в положении об учетной политике организации закреплено применение и НСБУ № 61, и Указа № 430 при отражении курсовых разниц, возникающих по договорам в иностранной валюте в 2024–2025 гг. Такая запись является неправомерной, поскольку организация должна вести учет курсовых разниц, возникающих по договорам в иностранной валюте, либо в общем порядке по НСБУ № 61, либо воспользоваться временным правом, предоставленным Указом № 430. Подробнее об этом – в «Шпаргалке для бухгалтера: Учет курсовых разниц в 2024 году».
Документы:
Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2022 № 61 (далее – НСБУ № 61);
Указ Президента Республики Беларусь от 20.12.2022 № 430 «О списании курсовых разниц» (далее – Указ № 430).
3. Способы организации и ведения учета, которые закреплены законодательством как обязательные.
Например, в 2025 г. не следует прописывать нормы о проведении обязательной переоценки зданий, сооружений и передаточных устройств (кроме применяемых методов), поскольку это предусмотрено Указом № 622. А вот решение организации в отношении переоценки иного имущества следует обязательно закрепить. Подробнее об этом читайте в статьях «Обязательная переоценка на 01.01.2025: Минэкономики разъясняет» и «Основные средства: три обстоятельства, которые нужно учесть с 1 января 2025 года».
Документ: Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, объектов незавершенного строительства и оборудования к установке» (далее – Указ № 622).
4. Способы организации и ведения учета по объектам, которых нет в организации.
Не нужно включать в положение об учетной политике все возможные варианты учета, которые предусмотрены законодательством, но по тем объектам, которых в организации нет (либо пока нет). Перечислите в учетной политике только те способы учета, которые действительно будете применять в отчетном году. Если в течение года такие объекты появятся, положение об учетной политике можно будет дополнить. Один из таких вопросов рассмотрен в статье «Восемь вопросов, которые всегда волнуют главных бухгалтеров при составлении учетной политики».
5. Формы ПУД и регистров, не используемые организацией.
Многие организации «грешат» отсутствием форм ПУД и регистров, разработанных и утвержденных организацией для применения. Однако некоторые организации включают в приложения к учетной политике все возможные формы, которые только найдут. ПУД, подтверждающие совершение хозяйственных операций, – объект пристального контроля со стороны всех контролирующих органов, поэтому рекомендуем к их перечню и формам отнестись особенно серьезно. Помогут вам в этом материалы:
– «Что делать, если новые формы ПУД отличаются от утвержденных учетной политикой?»;
– «Можно ли закрепить несколько форм единоличных ПУД в положении об учетной политике?»;
– «Дополните учетную политику, если начали новый вид деятельности и появились новые ПУД»;
– «Учетная политика организации в 2025 году».