Скидки в магазинах стали привычным делом для покупателей. Розничная торговля щедро предоставляет их по различным поводам. «Два товара по цене одного», «Скидка каждую пятницу», День шопинга, «Черная пятница», бонусы, ретроскидки – бухгалтера остается только пожалеть, ведь за сниженной ценой в магазине стоит серьезный учет.
От вида скидок и способа их предоставления зависит порядок их бухгалтерского и налогового учета как у продавца, так и у покупателя.
В конспекте мы собрали материалы, которые помогут бухгалтеру не потерять голову при получении и предоставлении скидок.
Наиболее распространенная в последнее время, проводимая розничными организациями скидочная акция «Два товара по цене одного – каждый со скидкой 50 %» дает возможность покупателю приобрести 2 единицы одинакового товара по цене одного. При этом скидку розничная организация может предоставлять за счет собственной торговой наценки, а может предоставлять и с участием поставщика товаров. Во втором случае речь идет о ретроскидке. В любом из вариантов скидочную кампанию необходимо правильно оформить. А в случае получения ретроскидки необходимо еще и изменить покупную стоимость, скорректировать налоговые вычеты по НДС и перерассчитать торговую надбавку и НДС, включенные в розничную (продажную) цену, что требует от бухгалтера большего времени и внимания.
Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете организации розничной торговли реализацию товара по условиям такой скидочной акции, вы можете узнать из материала «Два товара по цене одного: порядок учета скидки в организации розничной торговли».
Организация розничной торговли решает провести акцию по распродаже товаров с предоставлением скидки покупателям с розничной цены в определенном размере по случаю «черной пятницы». При организации данной акции с поставщиком товаров достигнута договоренность, что скидка с розничной цены между торговой организацией и поставщиком делится поровну.
Как отразить в бухгалтерском учете эту акцию торговой организации, ведущей учет товаров по розничным ценам, вы узнаете из материала «Скидку в рознице делят продавец и поставщик: бухучет и налогообложение».
Если оптовая организация хочет увеличить объем продаж, привлечь большее количество покупателей к своей продукции или укрепить деловые отношения, она прибегает к предоставлению скидок к первоначальной цене. Это, как правило, делается в момент отгрузки товара. Как отразить предоставление такой скидки в учете организации-продавца и организации-покупателя, читайте в материале «Скидка в оптовой торговле: как учесть у продавца и покупателя».
Организация-комиссионер, реализующая товары по договорам комиссии, в процессе реализации также может устраивать акции и предоставлять покупателям скидки. Скидки покупателю комиссионером могут предоставляться как по согласованию с комитентом, так и без согласования.
Как рассчитать комиссионеру размер комиссионного вознаграждения и исчислить налоговую базу налога при УСН, изложено в материале «Как рассчитать налог при УСН при комиссионной торговле, если комиссионер предоставляет скидку покупателю?».