МНС разъясняет торговым организациям требования о дифференцированном учете данных о товарах, подлежащих маркировке средствами идентификации и унифицированными контрольными знаками.
Об обеспечении дифференцированного учета при реализации товаров, подлежащих маркировке
С 01.07.2025 для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации (далее – СИ) и унифицированными контрольными знаками (далее – УКЗ), вводится обязанность обеспечивать дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, предусмотренный пунктом 10 Положения об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее – Положение № 924/16), вне зависимости от размера торговой площади торгового объекта (абзац третий части первой пункта 101 Положения № 924/16 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 07.12.2022 № 841/27 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 и от 3 марта 2022 г. № 114/6»).
Для обеспечения требований по реализации маркированных товаров субъектам хозяйствования необходимо:
1. Изучить перечни товаров, подлежащих маркировке СИ и УКЗ.
Справочно. Перечни товаров, подлежащих маркировке СИ и УКЗ, определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030 «О подлежащих маркировке товарах».
2. В случае реализации подлежащих маркировке товаров приобрести (доработать) кассовое оборудование, обеспечивающее дифференцированный учет данных о товарах и реализацию маркированных товаров.
Справочно. В настоящее время производителями кассовых суммирующих аппаратов (далее – КСА) и операторами программных кассовых систем проводится работа по доработке кассового оборудования на соответствие новым требованиям и подаче заявок для проведения испытаний доработанных и новых моделей (модификаций) КСА, для включения в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, утвержденный постановлением Госстандарта от 14.10.2011 № 74 (далее – Государственный реестр), а также на проведение оценки моделей программных касс на соответствие новым требованиям. Данная работа должна быть завершена в отношении КСА до 01.04.2024, в отношении программных касс – до 01.05.2024.
После доработки производителями моделей КСА и включения их в Государственный реестр необходимо доработать используемые в торговых и иных объектах КСА до соответствия новым требованиям либо приобрести и подключить к системе контроля кассового оборудования (далее – СККО) новые модели КСА:
субъектами хозяйствования, осуществляющими продажу маркированных УКЗ и СИ товаров – до 01.01.2025;
иными субъектами хозяйствования – до 01.04.2025.
До 01.01.2025 операторами программных кассовых систем должна быть осуществлена замена программного обеспечения программных касс у пользователей.
3. Проинформировать поставщиков товаров о необходимости поставки товаров с нанесенными GTIN*.
_________________________
*Международный идентификационный номер товара (глобальный номер торговой единицы – Global Trade Item Number (GTIN)), присваиваемый системой автоматической идентификации ГС1 Беларуси.
При этом следует учитывать, что в случае приобретения товаров без нанесенных GTIN субъектам торговли для целей выполнения норм пункта 10 Положения № 924/16 необходимо обращаться в Ассоциацию автоматической идентификации ГС1 Беларуси для самостоятельного получения и нанесения на реализуемые товары GTIN (за исключением товаров, указанных в пункте 23 Положения о товарной нумерации и штриховом кодировании товаров (продукции) в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.05.2000 № 748 (далее – Положение № 748)).
4. При реализации товаров обеспечивать считывание GTIN, средств идентификации и (или) УКЗ, а также формирование в платежном документе информации, определенной в требованиях к КСА (постановление № 29/99**) или программной кассе (постановление № 10***).
___________________________
**Постановление МНС и Госстандарта от 14.10.2022 № 29/99 «О требованиях к кассовым суммирующим аппаратам, в том числе совмещенным с таксометрами, билетопечатающим машинам».
***Постановление МНС от 29.03.2018 № 10 «О требованиях к программной кассовой системе, программной кассе, оператору программной кассовой системы и о работе комиссии по оценке на соответствие предъявляемым требованиям».
Обращаем внимание, что в случае, если кассовое оборудование обеспечивает возможность извлечения GTIN из считанного кода маркировки, в таком кассовом оборудовании может быть реализована возможность передачи извлеченного GTIN в СККО без необходимости дополнительного считывания такого номера.
При реализации в кассовом оборудовании такого функционала эта особенность должна быть отражена в эксплуатационной документации на кассовое оборудование, включающей руководство пользователя, а также указываться при подаче документов (копий документов) на оценку программной кассы на соответствие предъявляемым требованиям.
При использовании такого функционала ответственность за достоверность информации (соответствие GTIN, нанесенного на маркированный товар, и GTIN, включенного в код маркировки и переданного в СККО) возлагается на субъекта торговли, реализующего товары, подлежащие маркировке.
Об обеспечении дифференцированного учета в торговых объектах
с торговой площадью свыше 200 квадратных метров
В соответствии с пунктом 10 Положения № 924/16 субъекты хозяйствования, осуществляющие продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 200 квадратных метров и более, обязаны использовать КСА или программную кассу, обеспечивающие дифференцированный учет данных о товарах, а также формирование в платежном документе помимо иной информации, определенной в требованиях к КСА или программной кассе, наименования товара.
Справочно. Данное требование не распространяется на объекты потребительской кооперации, расположенные на территории сельской местности и на магазины беспошлинной торговли.
Согласно части второй пункта 10 Положения № 924/16 дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию, с 10.03.2023 осуществляется с использованием GTIN, наносимого на товар (этикетку, упаковку) в виде машиночитаемых символик (штриховых идентификационных кодов). Источником данных о таком номере является межведомственная распределенная информационная система «Банк данных электронных паспортов товаров» (далее – ePASS).
Справочно. Пунктом 23 Положения № 748 предусмотрено, что маркированию штриховыми идентификационными кодами могут не подвергаться по техническим или иным причинам:
изделия народных художественных ремесел и авторские работы;
товары (продукция), изготовленные по индивидуальным заказам;
товары (продукция), для которых техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации не предусмотрено наличие потребительской тары, этикетки, ярлыка и на которые технически невозможно нанесение штрихового идентификационного кода;
товары (продукция), которые реализуются через розничную торговую сеть непосредственно покупателю путем фасования или другого отмеривания;
товары, масса брутто которых превышает 25 кг;
товары, являющиеся составной частью комплекта;
единичные образцы товаров (продукции);
товары (продукция), которые не реализуются оптом и (или) через розничную торговую сеть, общественное питание, а поставляются или изготавливаются для собственного производства (потребления);
товары (продукция), которые не предназначены для реализации непосредственно потребителям;
ювелирные изделия;
мебель;
электронно-вычислительные машины;
продукция военного назначения.
Учитывая изложенное, при реализации в торговом объекте с торговой площадью 200 квадратных метров и более:
товаров, поименованных в пункте 23 Положения № 748, способ обеспечения дифференцированного учета определяется субъектом торговли самостоятельно. При этом в платежном документе помимо иной информации, определенной в требованиях к КСА или программной кассе, в обязательном порядке должно содержаться наименование товара;
товаров, не поименованных в пункте 23 Положения № 748, дифференцированный учет должен быть обеспечен с использованием GTIN, содержащимся в ePASS. Обеспечить указанное требование возможно путем не только использования КСА или программных касс, обеспечивающих дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, но и специальных считывающих технических средств (сканеров), с помощью которых будет осуществляться считывание GTIN для получения информации о наименовании, количестве и стоимости предлагаемых к реализации товаров и реализуемых товарах.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2005 г. № 862 «О некоторых вопросах по внедрению товарной нумерации и штрихового кодирования и внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2000 г. № 748» (далее – постановление № 862) предусмотрено обязательное маркирование штриховыми идентификационными кодами товаров (продукции), производимых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь и предназначенных для торговли ими на территории Республики Беларусь, на которые технически возможно нанесение штриховых идентификационных кодов.
В отношении импортируемых товаров на территорию Республики Беларусь вопрос о наличии GTIN и их описание в ePASS должен решаться заявителем в рамках договорных отношений, в том числе с учетом пункта 2 постановления № 862, предусматривающего, что наличие товарного номера, нанесенного в виде штрихового идентификационного кода на товары (продукцию) в соответствии с законодательством, является одним из существенных условий договора купли-продажи (поставки) таких товаров (продукции), одной из сторон которого являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую и (или) розничную торговлю, общественное питание на территории Республики Беларусь и использующие для ведения товарного учета автоматическую идентификацию товаров (продукции).
Обращаем внимание, что если на товар нанесен GTIN в виде штрихового кода и товар зарегистрирован в ePASS, то присвоение и нанесение в виде штрихового кода другого GTIN на такой товар не требуется. При этом наличие нескольких поставщиков не имеет значения.
Справочно. Проверить наличие GTIN в ePASS можно через личный кабинет пользователя, посредством Web-сервисов или с помощью бесплатного мобильного приложения «ePASS.MOBILe».
Для выполнения требований пункта 10 Положения № 924/16 субъектам хозяйствования, осуществляющим розничную торговлю товарами в торговых объектах с торговой площадью 200 квадратных метров и более, необходимо:
1. Использовать кассовое оборудование, обеспечивающее дифференцированный учет данных о товарах и считывание и передачу в СККО информации о GTIN реализованных товаров.
Справочно. Указанным требованиям соответствуют КСА, включенные в раздел 2 Государственного реестра, а также программные кассы со сферой применения «Сфера торговли (в том числе для использования в торговых объектах, в которых установлена обязанность использования кассового оборудования, обеспечивающего дифференцированный учет данных о товарах)».
2. Проинформировать поставщиков товаров о необходимости поставки товаров с нанесенными GTIN.
3. В случае приобретения товаров без нанесенных GTIN, либо информация о которых отсутствует в ePASS, субъектам торговли для целей выполнения норм пункта 10 Положения № 924/16 необходимо обращаться в Ассоциацию автоматической идентификации ГС1 Беларуси для самостоятельного получения и нанесения на реализуемые товары (за исключением товаров, указанных в пункте 23 Положения № 748) GTIN.
Справочно. Информационные материалы об использовании GTIN, порядке их получения и нанесения, а также контакты Ассоциации автоматической идентификации ГС1 Беларуси размещены на сайте http://gs1by.by.
4. При реализации товаров обеспечивать считывание GTIN, работу кассового оборудования с базой товаров (работ, услуг), а также формирование в платежном документе, помимо иной информации, определенной в требованиях к КСА или программной кассе, наименования товара.
Обращаем внимание, что использование субъектами хозяйствования кассового оборудования, которое не обеспечивает дифференцированный учет, влечет административную ответственность за нарушение порядка использования кассового оборудования, установленную частью первой статьи 13.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусматривающую наложение штрафа в размере:
на должностное лицо субъекта хозяйствования – до 50 базовых величин;
на индивидуального предпринимателя – до 100 базовых величин;
на юридическое лицо – до 200 базовых величин.
Разъяснение опубликовано на сайтах МНС и органов местного управления.