Льготы и преференции, установленные Указом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2017 г. № 345 "О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения" (далее – Указ № 345), предлагается продлить и расширить.
Соответствующие нормы содержит проект Указа "О создании дополнительных условий для развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
Проект разработан Министерством антимонопольного регулирования и торговли с учетом предложений, выработанных созданной при МАРТ рабочей группой, и опубликован на сайте ведомства для общественного обсуждения.
Какие новые льготы и преференции приготовлены для малого бизнеса?
Задача |
Решение |
Дальнейшее развитие малого предпринимательства и повышение эффективности оказания ему государственной поддержки |
Продлить период предоставления льгот и преференций до конца 2030 г. |
Определить, что розничная торговля и общественное питание, оказание бытовых услуг являются приоритетными видами деятельности для осуществления инвестиций |
|
Торговлю, общественное питание и оказание бытовых услуг на территории сельской местности (территория Беларуси, за исключением территории поселков городского типа и городов, среднегодовая численность населения на которой превышает 2 тыс. человек) предлагается включить в перечень направлений деятельности, по которым субъектам малого предпринимательства предоставляется государственная финансовая поддержка в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 № 255 |
|
Активизация работы по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов недвижимого имущества и привлечение предпринимателей в сельскую местность |
Распространить льготы по налогу на недвижимость, земельному налогу, арендной плате, предусмотренные в абзацах шестом – восьмом подп. 1.1 п. 1 Указа № 345, на арендодателей капитальных строений (зданий, сооружений) либо их частей, расположенных на территории сельской местности, являющихся торговыми объектами, объектами общественного питания, объектами бытового обслуживания, в которых осуществляется соответствующая деятельность |
Реализация принципа равенства, заложенного в проекте Налогового кодекса Республики Беларусь (ИП – плательщики единого налога, ИП и юридические лица, применяющие УСН, будут уплачивать относительно равные налоги при прочих аналогичных обстоятельствах) |
Установить, что валовая выручка от реализации товаров (работ, услуг), полученная от деятельности на территории сельской местности, облагается налогом при УСН по ставке 2 процента |
Совершенствование механизма предоставления налоговых льгот. Сейчас предоставление предусмотренных подп. 1.1 п. 1 Указа № 345 налоговых льгот возможно только при условии ведения раздельного учета оборотов (выручки, доходов) по (от) реализации товаров (работ, услуг) или затрат (расходов) по производству и (или) реализации этих товаров (работ, услуг). Вместе с тем в Налоговом кодексе плательщику предоставлено право выбора распределения налоговых вычетов раздельным учетом или по удельному весу. Учитывая, что организации потребкооперации имеют многоотраслевую специфику деятельности, раздельный учет оборотов (выручки, доходов) требует значительных трудовых и временных ресурсов |
Исключить часть четвертую подп. 1.2 п. 1 Указа № 345 и предоставить субъектам хозяйствования право по своему выбору производить распределение общей суммы налоговых вычетов методом удельного веса или методом раздельного учета, то есть в общеустановленном порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Республики Беларусь |
Повышение эффективности розничной торговли на селе за счет оптимизации ассортиментных перечней для розничных торговых объектов в части непродовольственных товаров. По информации Белкоопсоюза, на сегодняшний день ввиду низкого уровня платежеспособного спроса сельского населения отсутствует необходимость обеспечения постоянного наличия в продаже в розничных торговых объектах, расположенных в сельских населенных пунктах, предусмотренного законодательством перечня непродовольственных товаров |
Установить право субъектов хозяйствования разрабатывать ассортиментные перечни для розничных торговых объектов, расположенных на территории сельской местности, без учета требований перечней товаров, подлежащих включению субъектами торговли в ассортиментные перечни товаров, утвержденные МАРТ, в части непродовольственных товаров |
Продление установленных законодательством сроков оплаты за поставленные продовольственные товары для торговых объектов и объектов общественного питания, расположенных на территории сельской местности, ввиду низкого уровня платежеспособного спроса сельского населения |
При заключении договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров в торговые объекты, объекты общественного питания, расположенные на территории сельской местности, с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи субъекту хозяйствования, продлить установленный законодательными актами срок оплаты таких товаров на двадцать календарных дней |
Компенсация транспортных расходов, связанных с доставкой товаров автомагазинами в сельские населенные пункты, поскольку доставка товаров в удаленные сельские населенные пункты убыточна для организаций потребкооперации |
Предусмотреть частичное возмещение субъектам хозяйствования транспортных расходов, связанных с функционированием автомагазинов на территории сельской местности, в виде субсидий, предоставляемых из местных бюджетов. Средства на возмещение указанных затрат рекомендовано предусматривать местным исполнительным и распорядительным органам ежегодно при формировании местных бюджетов на очередной финансовый год |
Снижение тарифа на электрическую энергию для розничных торговых объектов и объектов общественного питания, расположенных на территории сельской местности. Платежи за электроэнергию в структуре расходов на содержание зданий (сооружений), в которых осуществляется розничная торговля на территории сельской местности, у организаций потребкооперации составляют 10,2 %. Вместе с тем тарифы на электроэнергию для организаций торговли и общественного питания на селе (0,30287 руб./кВтч) выше тарифов для организаций, оказывающих бытовые услуги населению на территории сельской местности (0,18829 руб./кВтч) |
Установить отдельный тариф на электрическую энергию (на основании затрат, связанных с производством, передачей, распределением и продажей единицы электрической энергии, минимально необходимой прибыли энергоснабжающих организаций без учета суммы перекрестного субсидирования и уплатой налоговых платежей) для розничных торговых объектов, объектов общественного питания, расположенных на территории сельской местности, но не ниже уровня тарифа, предусмотренного для тарифной группы "Производственные нужды сельхозпотребителей" |
Развитие торговой инфраструктуры и повышение уровня торгового обслуживания сельского населения |
Предоставить право юридическим лицам, осуществляющим розничную торговлю, доля которых в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах городов областного подчинения, районов, в которых расположены принадлежащие им торговые объекты, за предыдущий финансовый год превышает 20 процентов, приобретать, арендовать в этих границах дополнительную торговую площадь для осуществления розничной торговли или совершать иные действия, направленные на увеличение такой площади при реализации инвестиционного проекта на территории Республики Беларусь, при условии дополнительного обременения в виде организации торгового обслуживания населения, проживающего на территории сельской местности |