МАРТ разъясняет порядок проведения производителями и субъектами розничной торговли совместных акционных мероприятий – предоставление скидок с отпускных цен потребительских товаров.
Письмо МАРТ Республики Беларусь от 23.02.2024 № 03-02-10/219 К «О порядке проведения совместных акционных мероприятий»
По вопросу порядка проведения производителями и субъектами торговли, осуществляющими розничную торговлю, совместных акционных мероприятий (дней скидок) в отношении регулируемых потребительских товаров Министерство антимонопольного регулирования и торговли сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 23 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен(тарифов), утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 6 августа 2021 г. № 55, производители, импортеры, заготовительные организации, хранители товаров из стабилизационных фондов (далее, если не указано иное, – поставщик) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) могут предоставлять покупателям (заказчикам) скидки с отпускных цен (тарифов).
При предоставлении скидок с отпускных цен (тарифов) экономические расчеты, обосновывающие уровень применяемых цен (тарифов) с учетом скидок, повторно не составляются.
Скидки с отпускных цен (тарифов) предоставляются в соответствии с утвержденным производителем, импортером, заготовительной организацией, хранителем товаров из стабилизационных фондов порядком применения скидок. Порядок применения скидок должен содержать размеры скидок и условия, в зависимости от которых они предоставляются.
При предоставлении скидок с отпускных цен (тарифов) оптовая и (или) торговая надбавки применяются к отпускной цене, уменьшенной на размер скидки.
Скидка с отпускной цены предоставляется поставщиком при поставке товара либо после передачи товара субъекту торговли, осуществляющему розничную торговлю, путем снижения поставщиком ранее установленной цены, в том числе путем закрепления условия о предоставлении скидки с акционных мероприятий (дней скидок) в рамках договорных отношений (договор поставки, дополнительное соглашение к договору и др.), но до проведения совместного акционного мероприятия (дней скидок).
Справочно:
согласно части второй статьи 394 Гражданского кодекса Республики Беларусь изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законодательством либо в установленном законодательством порядке.
Субъект торговли, осуществляющий розничную торговлю, обязан составить документ, обосновывающий расчет розничных цен с учетом измененной отпускной цены. Таким документом, по мнению МАРТ, может быть реестр розничных цен.
Справочно:
согласно части первой пункта 35 Инструкции № 55 розничные цены устанавливаются руководителем (иным уполномоченным лицом) юридического лица или индивидуальным предпринимателем. При установлении розничных цен должен быть составлен документ, обосновывающий расчет розничных цен, с указанием размера применяемой торговой надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускной цене производителя, импортера, заготовительной организации, хранителя товаров из стабилизационных фондов, расходов по доставке и расходов по фасовке, включенных в цену товара, размер применяемой ставки НДС.
В соответствии с частью первой пункта 11 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен» предельные максимальные надбавки импортеров, предельные максимальные оптовые надбавки, торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) на потребительские товары применяются в значениях, установленных в приложении 1.
По итогам проведения совместных акционных мероприятий (дней скидок) должен быть составлен двусторонний акт о реализованных в рамках таких мероприятий потребительских товарах (акт сверки, иной документ), включающий в том числе информацию о количестве реализованного товара, который в дальнейшем послужит основанием для отражения в бухгалтерском учете указанных корректировок.
В соответствии с пунктом 111 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики от 22 июля 2014 г. № 703 (далее – Правила), информация о проведении распродаж, мероприятий, направленных на стимулирование продажи товаров, размещается в торговых объектах, объектах общественного питания, средствах массовой информации или доводится до сведения покупателей иными доступными способами.
В случае, если при проведении совместных акционных мероприятий (дней скидок) цену на товар с учетом скидки заранее определить не представляется возможным, информация о цене на товар с учетом скидки и размере скидки может не указываться на ценнике и доводиться до сведения покупателя непосредственно перед оплатой такого товара (например, при расчете на кассе в устной форме).
Одновременно обращаем внимание, что при проведении согласованных с поставщиком товаров распродаж и мероприятий, направленных на стимулирование продажи товаров, за счет снижения поставщиком товаров установленных им цен размер торговой надбавки в стоимостном выражении (разницы между ценой реализации товаров без учета налога на добавленную стоимость и ценой приобретения этих товаров без учета налога на добавленную стоимость) не должен превышать ее размера, применяемого на эти товары на дату, предшествующую дате начала проведения распродажи, мероприятия, направленного на стимулирование продажи товаров, в том же торговом объекте, объекте общественного питания, при осуществлении торговли без использования торгового объекта, общественного питания вне объекта общественного питания (пункт 114 Правил).
Министр А.И.Богданов
Разъяснение опубликовано на сайте МАРТ