Указ Президента РБ от 26.07.2012 № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 332) существенно скорректировал нормы Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510), касающиеся вынесения контролирующими (надзорными) органами итоговых документов по результатам проведенных проверок.
Многие новации затрагивают жизненно важные интересы организаций. Так, Указ № 332:
1) уточнил, что документ по итогам проверки (решение по акту поверки; требование (предписание) об устранении нарушений) будет выноситься при наличии для этого оснований.
То есть можно предположить, что в некоторых случаях по итогам проверки (в т.ч. налоговой), выявившей нарушения, ничего выноситься не будет (возможно, речь идет о ситуациях, когда нарушения устранены еще в ходе проверки, в связи с чем нет оснований требовать их устранения);
2) обратил внимание, что требование (предписание) об устранении нарушений должно содержать указание:
– на срок, в течение которого нарушения должны быть устранены;
– срок информирования контролирующего (надзорного) органа об устранении нарушений (но не позднее 2 рабочих дней со дня истечения установленного срока на устранение нарушений);
3) упорядочил вынесение еще одного вида документа – требования (предписания) о приостановлении (запрете) деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств (далее – требование о приостановлении деятельности).
При вынесении требования о приостановлении деятельности должны быть соблюдены условия, определенные пп. 5 и 74 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510 (далее – Положение). Такое требование может вынести:
- только тот контролирующий (надзорный) орган, чьи полномочия на это специально оговорены в законодательных актах (указах, декретах Президента или законах);
- только при выявлении нарушений законодательства, создающих угрозу:
национальной безопасности;
причинения вреда жизни и здоровью населения;
причинения вреда окружающей среде.
Именно по этой причине из Положения исключено ранее предусмотренное в п. 4 право контролирующих (надзорных) органов приостанавливать на время проведения внеплановой тематической оперативной проверки (на срок не более 2 суток) розничную торговлю (оказание услуг, выполнение работ) проверяемых субъектов для снятия остатков товара, проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств и осуществления валютных операций, порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров. Ранее таким правом обычно пользовались налоговые органы и органы Комитета государственного контроля;
4) предоставил проверяемому субъекту право ходатайствовать о переносе сроков устранения нарушений, указанных в требовании (предписании) об устранении нарушений, при наличии объективных обстоятельств, не позволивших устранить такие нарушения в установленные в нем сроки.
Сроки устранения нарушений могут быть перенесены только один раз.