Есть изменения в порядке оформления документов по итогам проверки (Комментарий к Указу Президента РБ от 26.07.2012 № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»)

18 октября 2012

Указ Президента РБ от 26.07.2012 № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 332) существенно скорректировал нормы Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510), касающиеся вынесения контролирующими (надзорными) органами итоговых документов по результатам проведенных проверок.

Многие новации затрагивают жизненно важные интересы организаций. Так, Указ № 332:

1) уточнил, что документ по итогам проверки (решение по акту поверки; требование (предписание) об устранении нарушений) будет выноситься при наличии для этого оснований.

То есть можно предположить, что в некоторых случаях по итогам проверки (в т.ч. налоговой), выявившей нарушения, ничего выноситься не будет (возможно, речь идет о ситуациях, когда нарушения устранены еще в ходе проверки, в связи с чем нет оснований требовать их устранения);

2) обратил внимание, что требование (предписание) об устранении нарушений должно содержать указание:

– на срок, в течение которого нарушения должны быть устранены;

– срок информирования контролирующего (надзорного) органа об устранении нарушений (но не позднее 2 рабочих дней со дня истечения установленного срока на устранение нарушений);

3) упорядочил вынесение еще одного вида документа – требования (предписания) о приостановлении (запрете) деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств (далее – требование о приостановлении деятельности).

При вынесении требования о приостановлении деятельности должны быть соблюдены условия, определенные пп. 5 и 74 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510 (далее – Положение). Такое требование может вынести:

- только тот контролирующий (надзорный) орган, чьи полномочия на это специально оговорены в законодательных актах (указах, декретах Президента или законах);

- только при выявлении нарушений законодательства, создающих угрозу:

национальной безопасности;

причинения вреда жизни и здоровью населения;

причинения вреда окружающей среде.

Именно по этой причине из Положения исключено ранее предусмотренное в п. 4 право контролирующих (надзорных) органов приостанавливать на время проведения внеплановой тематической оперативной проверки (на срок не более 2 суток) розничную торговлю (оказание услуг, выполнение работ) проверяемых субъектов для снятия остатков товара, проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств и осуществления валютных операций, порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров. Ранее таким правом обычно пользовались налоговые органы и органы Комитета государственного контроля;

4) предоставил проверяемому субъекту право ходатайствовать о переносе сроков устранения нарушений, указанных в требовании (предписании) об устранении нарушений, при наличии объективных обстоятельств, не позволивших устранить такие нарушения в установленные в нем сроки.

Сроки устранения нарушений могут быть перенесены только один раз.

Глеб Ростоцкий, юрист

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup