Что будет проверять оператор* в ходе оценки достоверности сведений
Цель оценки достоверности сведений
Предприятия, собирающие отходы товаров и упаковки, многооборотной стеклянной упаковки, обязаны представлять оператору информацию о количестве собранных отходов, за что вправе получить компенсацию расходов по сбору указанных отходов. Однако юрлицам надо быть готовыми к тому, что оператор, прежде чем принять решение о выплате компенсации, может вначале проверить достоверность представленной информации. Новый вид проверки называется оценкой достоверности сведений (далее – оценка).
Ее цель:
– определить расчетным методом собранные объемы отходов товаров и упаковки (далее – расчетные объемы сбора);
– установить, не превышает ли заявленный в документации объем собранных отходов расчетный (часть седьмая подп. 1.6 п. 1 Указа № 313**).
Важно! Оценка носит выборочный характер и:
– проводится касательно предприятий, заявившихся на компенсацию;
– продлевает время проверки представленных документов.
Нормы Указа № 510*** не регулируют порядок проведения оценки.
Соответственно этот вид проверки:
а) проводится без предписания;
б) не включается в координационный план проверок.
Обязательство и регламент проведения оценки определены:
– частью седьмой подп. 1.6 п. 1 Указа № 313;
– Инструкцией о порядке оценки, утвержденной постановлением Минжилкомхоза Республики Беларусь от 18.09.2015 № 24 (далее – Инструкция № 24).
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
* Государственное учреждение «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее – оператор).
** Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее – Указ № 313).
*** Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).
Что проверят?
Должностные лица оператора в ходе оценки будут:
1) изучать документы на получение компенсации, чтобы обобщить сведения об объемах сбора.
Их перечень – в Инструкции о порядке выплаты компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору на территории Республики Беларусь отходов товаров и отходов упаковки, многооборотной стеклянной упаковки, утвержденной постановлением Минжилкомхоза Республики Беларусь от 21.09.2015 № 26;
2) рассматривать и оценивать сведения реестра организаций, осуществляющих сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию отходов товаров и отходов упаковки (далее – реестр).
В указанном реестре содержатся данные о порядке сбора отходов, применяемой при этом технике и оборудовании. На первоначальных этапах оценки сведения реестра определяющие, поэтому юрлицам важно внести в него актуализированные и достоверные сведения;
3) анализировать результаты работы организации.
Для этого:
– выборочно посещаются:
стационарные, передвижные приемные заготовительные пункты;
места установки специальных контейнеров для раздельного сбора;
площадки для сбора отходов потребления;
сооружения (станции, пункты) для сортировки (разделения по видам) отходов.
Работники оператора могут производить фотосъемку, если получат согласование представителя организации;
– определяют форму собственности оборудования и техники, используемой для сбора отходов (т.е. право собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования).
Для этого будут изучаться:
договоры на приобретение или, например, аренду техники и оборудования;
документы о вводе в эксплуатацию оборудования, отводе земель для его установки, наличии права собственности на капитальные строения, транспортные средства и др.;
4) изучать документы, которые оформляются при сборе, хранении, перевозке, поставке, подготовке к использованию, использовании и (или) обезвреживании отходов товаров и упаковки.
В первую очередь это такие первичные учетные документы, как:
– ведомости на закупку отходов от населения;
– путевые листы и ТТН о подтверждении движения транспортных средств, перевозивших отходы;
– книги учета отходов;
– иные документы.
По результатам изучения указанных документов и посещения пунктов сбора определяют расчетные объемы сбора.
Расчеты зависят от применяемых юрлицами методик сбора отходов и определяются за 1 месяц:
– по каждому наименованию отходов товаров;
– по каждому виду отходов упаковки (отходы полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов);
– на 1 применяемый приемный пункт;
– на 1 м3 применяемых контейнеров или одну площадку при отсутствии контейнеров;
– на 1 станцию сортировки (п. 7 Инструкции № 24).
К примеру, если предприятие собирает отходы бумаги и картона посредством приемных пунктов, стеклобой – посредством приемных пунктов и установленных на придомовых территориях населенного пункта контейнеров, то расчетный объем будет определен:
а) по отходам бумаги и картона отдельно на каждый применяемый для их сбора приемный пункт;
б) стеклобою отдельно на каждый применяемый для его сбора приемный пункт;
в) стеклобою на 1 м3 применяемых для сбора контейнеров.
Более подробно читайте в электронном «Главном Бухгалтере», 2016, № 13, с. 64.