С 1 мая 2013 г. вступает в силу Указ Президента РБ от 15.04.2013 № 191 «Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта» (далее – Указ № 191). Первые 4 месяца текущего года существовал своего рода «правовой вакуум» в данной сфере, поскольку срок действия предыдущего аналогичного Указа Президента РБ от 03.11.2011 № 497 «Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта» (далее – Указ № 497) истек с окончанием 2012 г. В целом Указ № 191 сохранил преемственность по отношению к своему предшественнику, хотя появились и новые положения.
Меры государственной поддержки в целом остались прежними:
1. В виде безвозмездной передачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями спортивным организациям в соответствии с законодательством и с учетом особенностей, установленных Указом № 191, денежных средств (в т.ч. путем направления на оплату товаров (работ, услуг) для спортивных организаций по договорам о переводе долга), безвозмездного оказания услуг (выполнения работ) и (или) безвозмездной передачи имущества, в т.ч. имущественных прав, с включением сумм расходов по оказанию такой безвозмездной (спонсорской) помощи в состав внереализационных расходов для целей налогообложения.
2. В виде субсидий за счет средств местных бюджетов на частичное финансирование (как и ранее, не более 40 % суммы средств, исчисленной исходя из норм и нормативов для бюджетных организаций) согласно перечню видов расходов, указанных в приложении 2 к Указу № 191. Эти расходы являются, как правило, нормируемыми (зарплата, командировки, питание, спортивная одежда и оборудование, прием иностранных организаций и др.).
3. Предоставление права спортивным организациям, созданным в форме некоммерческих организаций (общественных объединений, ассоциаций, союзов) осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности без образования коммерческих организаций и (или) участия в них.
Кроме того, сохранилось право всех спортивных организаций (вне зависимости от вида и организационно-правовой формы):
· размещать во вклады (депозиты) в банках Республики Беларусь денежные средства, полученные от спонсоров;
· передавать, в т.ч. на возмездной основе, права на теле-, радио- и иные способы трансляции спортивных соревнований, продавать билеты на проводимые ими либо с их участием спортивные соревнования;
· осуществлять сдачу в аренду собственного недвижимого имущества.
Доходы, полученные от осуществления указанных выше видов деятельности, спортивные организации используют на уставные цели.
Указ № 191 никак не ограничивает право спортивных организаций (как коммерческих, так и некоммерческих) создавать УП, хозяйственные общества и иные коммерческие организации в соответствии с законодательством и финансироваться за их счет.
4. Спортивным организациям предоставлены определенные налоговые льготы.
Определены условия, при выполнении которых клубы по игровым видам спорта могут получить указанные выше льготы.
Предусмотрено также регулирование заработной платы работников спортивных клубов, за исключением тех, которые добились высоких спортивных результатов на европейских клубных турнирах по игровым видам спорта, в КХЛ и МХЛ в течение 2 лет, следующих за спортивным сезоном, в котором достигнуты эти результаты (их уровень определяет Минспорта). Во всех остальных случаях должны применяться условия оплаты труда работников клубов по игровым видам спорта, установленные Советом Министров.