(Комментарий к отдельным нормам Указа № 510*)
Формы государственного контроля
Действующие в настоящее время формы государственного контроля можно условно разделить на 2 вида:
1) проверки.
Проверки бывают двух видов − выборочные (ранее это были плановые проверки) и внеплановые.
Выборочные проверки введены Указом № 510 вместо плановых (применялись до 1 января 2018 г.) и имеют много общего с порядком их проведения.
Планы выборочных проверок (как и плановых) будут формироваться органами Комитета госконтроля на каждое полугодие.
Первый план выборочных проверок должен быть сформирован на 1-е полугодие 2019 г. и размещен на сайте КГК до 15 декабря 2018 г.
Важно! Отсутствие плана выборочных проверок на 2018 г. не означает, что в текущем году организации не будут проверяться. Помимо выборочных есть ряд иных проверок, которые вправе проводить контролирующие и надзорные органы (см. таблицу ниже);
2) иные мероприятия.
Они также делятся на 2 вида:
− мероприятия технического (технологического, поверочного) характера;
− меры профилактического и предупредительного характера.
Рассмотрим эти формы контроля подробнее.
Внеплановые проверки и иные мероприятия
В 2018 г. в организации может быть проведена одна из проверок, указанных в таблице. Рассмотрим их подробнее.
Подвиды внеплановых проверок |
Виды иных мероприятий |
1. Дополнительные. Эти проверки проводятся: – для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица), требование (предписание) об устранении нарушений; – для изучения дополнительных вопросов по делам, поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу; – судами по находящимся в их производстве делам; – при несоблюдении проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка проведения проверок). 2. Встречные. Такой вид проверки используется для установления (подтверждения) достоверности и законности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям. 3. Контрольные. Такой вид проверки предусматривает контрольную закупку товарно-материальных ценностей, контрольное оформление заказов на выполнение работ, оказание услуг и др. 4. Внеплановые тематические оперативные. Применяются при необходимости оперативного пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности |
1. Мероприятия технического (технологического, поверочного) характера. Перечень таких мероприятий утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2012 № 1105. 2. Меры профилактического и предупредительного характера: – проведение мониторинга; – направление рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга; – проведение разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике; – информирование субъектов (включая использование Интернета, СМИ) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами; – проведение семинаров, круглых столов и др. |
_______________
* Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2019 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее − Указ № 510).
Более подробно читайте в электронном «Главном Бухгалтере», 2018, № 14
Из предлагаемой статьи вы также узнаете:
1) вправе ли органы, исключенные из Перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, проводить проверки в организациях;
2) основные принципы осуществления контрольной деятельности.