Указ № 143: приняты меры по поддержке предприятий во время пандемии COVID-19

29 апреля 2020

Вы узнаете:

какая налоговая поддержка субъектов хозяйствования будет осуществляться в связи с эпидемиологической ситуацией;

что будет предприниматься в части арендных отношений и реализации государственного имущества;

какие нормы установлены для нанимателей в области трудовых отношений: изменения условий труда и выплаты пособий по временной нетрудоспособности;

какие меры в части наведения порядка на потребительском рынке будут предприняты;

об иных мерах по поддержке экономики в связи с коронавирусом.

 

В целях минимизации влияния на экономику Республики Беларусь мировой эпидемиологической ситуации принят Указ № 143*.

Указом № 143 утвержден перечень видов экономической деятельности, наиболее подверженных неблагоприятному воздействию эпидемиологической ситуации (приложение к Указу № 143). Например, к ним относятся:

  • туризм;
  • розничная торговля отдельными непродовольственными товарами;
  • общественное питание;
  • здравоохранение;
  • образование;
  • транспортная деятельность;
  • операции с недвижимостью.

Действие Указа № 143 будет распространяться на всех субъектов хозяйствования, занятых данными видами деятельности.

 

Меры налоговой политики

 

1. Местным органам власти предоставлено право изменять установленный срок уплаты в форме отсрочки с последующей рассрочкой (далее – отсрочка, рассрочка), налогового кредита по земельному налогу, налогу на недвижимость, налогу на игорный бизнес, налогу при УСН, налогу на прибыль, зачисляемым в местные бюджеты, а также арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, за II и III кварталы 2020 г. для субъектов хозяйствования, основной вид экономической деятельности которых включен в перечень, размещенный в приложении к Указу № 143 (подп. 2.1 п. 2 Указа № 143).

Термины и определения

Местные органы власти – это областные, Минский городской, районные, городские (городов областного подчинения) Советы депутатов либо по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы.

Уплата отсроченных, рассроченных платежей, налогового кредита будет осуществляться ежемесячно равными долями в течение IV квартала 2020 г.

Проценты за пользование отсрочкой, рассрочкой, налоговым кредитом начисляться не будут.

Важно!

Данная льгота будет действовать при условии своевременной и полной уплаты в период ее предоставления текущих платежей по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджет. При нарушении приведенного условия субъекты хозяйствования утрачивают право пользования льготой, а суммы платежей, по которым предоставлены отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, взыскиваются за весь период пользования ими с начислением пеней начиная со дня утраты такого права.

2. Местным органам власти и администрациям свободных экономических зон (далее – СЭЗ) предоставлено право принимать решения об уменьшении отдельным категориям плательщиков сумм земельного налога (арендной платы за земельные участки) и налога на недвижимость, подлежащих уплате ими по срокам, приходящимся на II и III кварталы 2020 г. (подп. 2.2 и 2.3 п. 2 Указа № 143).

Важно!

Арендная плата за земельные участки, предоставленные отдельным категориям арендаторов, уплачивается в уменьшенном размере на основании решения местного исполкома или администрации СЭЗ об уменьшении суммы арендной платы за земельные участки независимо от наличия соглашения об изменении договора аренды земельного участка, которым уменьшается размер арендной платы.

3. До 10 рабочих дней сокращены сроки зачета сумм разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, для крупных предприятий. Перечень таких предприятий определит Совет Министров Республики Беларусь. Такой зачет будет производиться за отчетные периоды с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. (подп. 2.4 п. 2 Указа № 143).

4. Затраты на проведение санитарно-противоэпидемических, ограничительных мероприятий по перечню, определенному Минздравом Республики Беларусь, с 1 апреля 2020 г. будут включаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в состав внереализационных расходов (подп. 2.5 п. 2 Указа № 143).

5. Субъекты хозяйствования смогут с учетом незапланированного изменения курса белорусского рубля скорректировать однократно учетную политику по курсовым разницам, определенную в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 504 «О курсовых разницах» (далее – Указ № 504) (подп. 2.6. п. 2 Указа № 143).

Справочно:

согласно Указу № 504 курсовые разницы, возникающие в течение года, организации вправе включать в состав внереализационных доходов и (или) расходов либо в течение налогового периода, либо в последнем отчетном периоде года.

При этом изменение закрепленного организацией в учетной политике порядка учета курсовых разниц в течение текущего налогового периода было запрещено.

6. С 1 апреля 2020 г. доходы в размере стоимости средств индивидуальной защиты (СИЗ), антисептических лекарственных средств и дезинфицирующих средств, а также питания, получаемых в связи с проведением санитарно-противоэпидемических, ограничительных мероприятий, не признаются объектом обложения подоходным налогом (подп. 2.9 п. 2 Указа № 143).

Подобная норма (за исключением освобождения доходов в виде предоставленного питания) установлена в подп. 2.4 п. 2 ст. 196 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), согласно которому объектом обложения подоходным налогом не признаются доходы, полученные плательщиками в размере стоимости СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств, выданных плательщику, или компенсации в размере стоимости таких средств, приобретенных плательщиком за свой счет.

Справочно:

доходы в виде обеспечения питанием работников, в т.ч. в связи с проведением санитарно-противоэпидемических, ограничительных мероприятий, до 1 апреля 2020 г. являлись объектом налогообложения (п. 2 ст. 200 НК). При этом к ним применялась льгота, установленная частью первой п. 23 ст. 208 НК, приложением 9 к Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении» (в редакции от 28.02.2020).

7. Для физических лиц, получивших в 2019 г. доходы, указанные в п. 1 ст. 219 НК, например доходов, полученных от нерезидентов, на 1 месяц (до 30 апреля 2020 г.) перенесен срок представления налоговой декларации по подоходному налогу (подп. 2.10 п. 2 Указа № 143).

 

Меры в части арендных отношений и реализации государственного имущества

 

1 Арендатору недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности и собственности хозяйственных обществ с долей государства в уставных фондах более 50 %, по его заявлению предоставлена возможность до 30 сентября 2020 г. отсрочки по оплате арендной платы за пользование таким имуществом (пп. 6, 7 и 9 Указа № 143).

Ссудополучателям такого недвижимого имущества предоставляется отсрочка до 30 сентября 2020 г. по возмещению ссудодателям следующих расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией этого имущества:

  • начисленной амортизации (за исключением случаев, когда сторонами договора являются бюджетные организации);
  • земельного налога или арендной платы за земельный участок, налога на недвижимость.

Важно!

Отсрочки предоставляются только арендаторам и ссудополучателям, указанным в перечне, размещенном в приложении к Указу № 143, а также оказывающим бытовые услуги населению, которые перечислены в приложении к Положению о государственном информационном ресурсе «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь», утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2014 № 1108 (в редакции от 12.01.2017).

Отсрочка арендатору (ссудополучателю) предоставляется по его заявлению, в котором указывается срок отсрочки (в пределах 30 сентября 2020 г.), а также сроки и размеры ежемесячных платежей по предоставляемой рассрочке. Отсрочка предоставляется с последующей рассрочкой ее исполнения по 31 декабря 2020 г. Проценты за пользование отсрочкой и рассрочкой не начисляются.

Важно!

В течение 3 рабочих дней со дня поступления арендодателю (ссудодателю) такого заявления сторонами необходимо заключить дополнительное соглашение к договору аренды (безвозмездного пользования) недвижимого имущества.

Арендодателям (ссудодателям) недвижимого имущества при предоставлении арендаторам (ссудополучателям) такой отсрочки может быть установлена отсрочка исполнения обязательств в отношении уплаты арендной платы за землю, налога на землю, налога на недвижимость, уплачиваемых арендодателем (ссудодателем) за счет арендной платы (расходов, возмещаемых ссудополучателями), с рассрочкой уплаты по 31 декабря 2020 г.

Таким образом, арендодатели получат последний платеж по отсроченной арендной плате за II–III кварталы 2020 г. до 31 декабря 2020 г. Для арендодателя день сдачи имущества в аренду в целях исчисления НДС также предложено считать 31 декабря 2020 г. (п. 12 Указа № 143).

2. Государственным юридическим лицам предоставлено право предоставлять покупателям, осуществляющим виды деятельности согласно приложению к Указу № 143, а также оказывающим бытовые услуги населению, до 30 сентября 2020 г. отсрочку по оплате государственного имущества, проданного с рассрочкой его оплаты (пп. 8 и 9 Указа № 143). Отсрочка предоставляется покупателю по его заявлению на срок, указанный в таком заявлении (в пределах 30 сентября 2020 г.), с последующей рассрочкой исполнения обязательств по 31 декабря 2020 г.

Погашение покупателем суммы рассрочки осуществляется ежемесячно равными долями. Проценты за пользование отсрочкой и рассрочкой не начисляются.

3. Введен мораторий на увеличение базовой арендной величины и арендной платы до 30 сентября 2020 г. (п. 10 Указа № 143).

Важно!

С начала II квартала 2020 г. величина базовой арендной величины была повышена до 17,85 руб. Вместе с тем в период с 1 апреля 2020 г. до 30 сентября 2020 г. размер базовой арендной величины составит 16,90 руб. (сколько было до повышения).

4. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям рекомендовано предоставлять арендаторам – субъектам хозяйствования с учетом объема их выручки отсрочку по оплате арендной платы, а также уменьшать ее размер (п. 11 Указа № 143).

 

Меры в области трудовых отношений

 

Нанимателям предоставлено право изменять существенные условия труда работников, предупредив работника письменно не позднее чем за 1 календарный день (п. 14 Указа № 143). Данный срок будет применяться как при установлении работы на дому, дистанционной работы, так и в отношении других изменений существенных условий труда, в т.ч. режима рабочего времени, включая установление неполного, гибкого рабочего времени, разделение рабочего дня на части, изменение начала и окончания рабочего дня (смены), времени обеденного и других перерывов, рабочих и выходных дней, введение суммированного учета рабочего времени и др.

Важно!

Сокращенный срок информирования работников не применяется при изменении существенных условий труда в виде уменьшения размеров оплаты труда работников. Данное изменение будет осуществляться, как и ранее, по истечении месячного срока предупреждения (часть третья ст. 32 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК).

Кроме того, нанимателям предоставлено право переводить работников без их согласия, в т.ч. в другое структурное подразделение, к другому нанимателю, а также для замещения отсутствующего работника на срок до 3 месяцев. По соглашению сторон срок такого перевода может быть увеличен.

Справочно:

временный перевод в связи с производственной необходимостью производится без согласия работника на срок до одного месяца (часть третья ст. 33 ТК).

Пособием по временной нетрудоспособности обеспечиваются лица, фактически осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 10 лет, посещающим учреждения дошкольного или общего среднего образования, если этот ребенок относится к контактам 1-го уровня с лицами, имеющими инфекцию COVID-19, или 2-го уровня с лицами, имеющими инфекцию COVID-19, при наличии одного или нескольких респираторных симптомов. Порядок назначения пособия аналогичен порядку, установленному Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (в редакции от 28.01.2020), для назначения пособия по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 14 лет (ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет). Пособие по уходу назначается на основании листка нетрудоспособности (п. 15 Указа № 143).

Справочно:

– контакты 1-го уровня:

  • совместно проживающие с заболевшим COVID-19;
  • одноклассники, одногруппники, педагогические работники в учреждениях образования;
  • работающие в одном помещении;
  • пациенты одной палаты;
  • работники здравоохранения, которые оказывали медпомощь и ухаживали за заболевшим COVID-19 без биологической защиты;
  • пассажиры одного купе в железнодорожном транспорте, двух соседних рядов в транспорте и др.;

– контакты 2-го уровня:

  • иные лица, которые могли контактировать с заболевшим COVID-19 по месту проживания, учебы, работы и т.д.;
  • работники здравоохранения, которые оказывали медпомощь и ухаживали за заболевшим COVID-19 с использованием комплекта биологической защиты.

Важно!

Предлагаемые меры в области трудовых отношений будут действовать до особого решения Президента Республики Беларусь.

Ранее такому лицу устанавливалась временная нетрудоспособность в связи с уходом за ребенком на срок пребывания ребенка в самоизоляции, установленный законодательством, и выдавалась справка о временной нетрудоспособности, которая служила документом, подтверждающим освобождение от работы и не подлежала оплате.

Теперь период пребывания на листке нетрудоспособности по данному случаю временной нетрудоспособности – до 14 календарных дней, размер оплаты – 100 % среднедневного заработка с первого дня пребывания на листке нетрудоспособности.

 

Меры по наведению порядка на потребительском рынке

 

Пунктом 20 Указа № 143 предоставлено право назначать внеплановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей независимо от наличия оснований, предусмотренных законодательными актами о контрольной (надзорной) деятельности, по вопросам соблюдения:

  • антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании, о торговле, общественном питании, защите прав потребителей, о рекламе – МАРТ Республики Беларусь;
  • законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения – Минздравом Республики Беларусь;
  • законодательства об оценке соответствия в части обязательного подтверждения соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза – Госстандартом Республики Беларусь.

Важно!

Проведение проверок коснется и субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в течение 2 лет со дня государственной регистрации (присвоения учетного номера плательщика), в случае если их деятельность связана с торговлей и общественным питанием.

Кроме того, МАРТ, Минздраву, Госстандарту Республики Беларусь (по компетенции) предоставлено право на приостановление работы до устранения нарушений, но не более чем на 90 дней, торговых объектов, объектов общественного питания в случае выявления фактов нарушений законодательства о ценах и ценообразовании, торговле и общественном питании, защите прав потребителей, законодательства о рекламе; в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; законодательства об оценке соответствия, касающегося обязательного подтверждения соответствия, требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза.

 

Иные меры по поддержки экономики

 

1. В части государственных закупок произошли следующие изменения (п. 13 Указа № 143):

  • предоставлено право закупки товаров (работ, услуг) из одного источника заказчику на потребность 2 вместо проведения конкурентной процедуры закупки в случае расторжения ранее заключенного договора по причине неисполнения либо ненадлежащего его исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • участники, уклонившиеся от заключения договора или расторгнувшие договор, вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы либо в связи с изменением курса белорусского рубля, установленного Нацбанком Республики Беларусь, более чем на 20 % по отношению к курсу одной из иностранных валют, входящих в корзину валют, теперь не включаются в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок.

Важно!

При расторжении договора государственной закупки поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан обосновать влияние вышеуказанного обстоятельства на возможность исполнения им договора государственной закупки.

Государственные закупки будут осуществляться с применением специального порядка в случае его установления Советом Министров Республики Беларусь.

2. В части расчетов за энергоресурсы в Указ Президента Республики Беларусь от 22.12.2010 № 670 «О некоторых вопросах оплаты природного газа, электрической и тепловой энергии» (в редакции от 16.03.2018) внесены изменения, направленные на снижение финансовой нагрузки на потребителей энергоресурсов, отпускаемых энерго- и газоснабжающими организациями, входящими в состав ГПО «Белэнерго» и ГПО «Белтопгаз».

Задолженность таких организаций, образовавшаяся с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2019 г., фиксируется в белорусских рублях с учетом установленного Нацбанком Республики Беларусь на 31 декабря 2019 г. официального курса белорусского рубля к иностранной валюте, используемой для расчетов за энергоресурсы (пп. 4, 5 и 22 Указа № 143).

3. В части обращения лекарственных средств введены следующие новации:

  • до 1 июля 2020 г. разрешена дистанционная продажа аптечными организациями лекарственных средств, для которых не требуется рецепт врача. Совет Министров Республики Беларусь определит перечень организаций, имеющих право осуществлять доставку данных лекарственных средств, с доведением данной информации до населения;
  • приостановлено действие Указа Президента Республики Беларусь от 22.08.2018 № 345 «О регистрации цен на лекарственные средства», а также разрешена реализация лекарственных средств без учета зарегистрированных предельных отпускных цен производителей (пп. 16 и 24 Указа № 143).

4. Лицензирование производства и оптовой реализации дезинфицирующих спиртосодержащих средств существенно упрощено в целях оперативного расширения производства и реализации дезинфицирующих спиртосодержащих средств.

Кроме того, производство антисептических лекарственных средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции, и дезинфицирующих средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции, предназначенное для реализации на территории Республики Беларусь, со дня официального опубликования Указа № 143 по 31 декабря 2020 г. осуществляется без применения квот, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь (пп. 17–19 Указа № 143).

5. В части субсидиарной ответственности произошли следующие изменения:

Справочно:

подпунктом 5.6 п. 5 Декрета № 7 установлено основание субсидиарной ответственности собственника или учредителя при недостаточности имущества юридического лица только, если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица была вызвана виновными (умышленными) действиями этих лиц;

  • судебные постановления о привлечении к субсидиарной ответственности, принятые до 25 февраля 2018 г. включительно, не исполненные на день вступления в силу Указа № 143, могут быть пересмотрены принявшим их судом, рассматривающим экономические дела, по вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (п. 23 Указа № 143).

_____________________

* Указ Президента Республики Беларусь «О поддержке экономики» от 24.04.2020 № 143 (далее – Указ № 143).

Елена Горошко, налоговый консультант, аудитор

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup