В целях совершенствования порядка регистрации, налогообложения, использования иностранной безвозмездной помощи принят Декрет № 3*.
Документ признает утратившим силу Декрет № 5** и вступит в силу 27 августа 2020 г. Автор подробно рассмотрит изменения в порядке регистрации и использования иностранной безвозмездной помощи, а также как она будет освобождаться от налогообложения.
Быстрый переход:
- Новации в получении и использовании иностранной безвозмездной помощи
- Налогообложение иностранной безвозмездной помощи
- НДС
- Налог на прибыль
- Налог при УСН, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции
- Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц
- Подоходный налог
Новации в получении и использовании иностранной безвозмездной помощи
1. Определение понятия иностранной безвозмездной помощи было расширено.
Согласно Декрету № 3 иностранная безвозмездная помощь – это не только денежные средства и товары (имущество), поступившие от иностранных отправителей (как было определено Декретом № 5), но и товары (работы, услуги), приобретенные (оплаченные, выполненные, оказанные) на территории Республики Беларусь получателями за счет денежных средств отправителей и безвозмездно переданные (выполненные, оказанные) получателям (вторичным (последующим) получателям).
При этом товары, работы или услуги предоставляются вторичным получателям в порядке, предусмотренном планом целевого использования иностранной безвозмездной помощи (далее – план использования).
2. Изменено определение понятия получателей иностранной безвозмездной помощи, расширен список ее отправителей.
Получатели иностранной безвозмездной помощи – это юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, получившие помощь непосредственно от отправителей, а также физические лица, получившие помощь от отправителей и обратившиеся за ее регистрацией.
Вторичные (последующие) получатели иностранной безвозмездной помощи – это физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, получившие помощь от других получателей (вторичных получателей) согласно плану использования.
Отправители – это:
· иностранные государства в лице их государственных органов или дипломатических представительств;
· международные организации;
· иностранные организации;
· граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь;
· иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь;
· иностранные анонимные жертвователи.
В приведенный выше перечень отправителей иностранной безвозмездной помощи Декретом № 3 добавлены межгосударственные образования.
3. Декретом № 3 установлены новые цели использования иностранной безвозмездной помощи.
Согласно части первой п. 1 Декрета № 3 ее теперь можно будет использовать:
– для оказания медицинской помощи, в т.ч. медико-социальной и паллиативной медицинской помощи, а также для приобретения лекарственных средств и медицинских изделий, расходных материалов для их обслуживания, оплаты медицинских услуг, санаторно-курортного лечения и оздоровления населения;
– оказания социальной помощи и социальных услуг малообеспеченным гражданам, инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным, неполным, опекунским и приемным семьям, лицам без определенного места жительства, а также лицам (семьям), оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в т.ч. в связи с вынужденной миграцией;
– предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
– укрепления материально-технической базы государственных учреждений, в т.ч. государственных органов;
– строительства, ремонта (реконструкции) объектов социального назначения;
– создания и развития библиотек, формирования и обработки библиотечных фондов;
– создания и развития музеев, комплектования музейных фондов;
– обучения и повышения квалификации работников государственных учреждений, в т.ч. государственных органов;
– обеспечения организаций физической культуры и спорта, учреждений образования, научных организаций, организаций здравоохранения, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта, спортивной одеждой и обувью, спортивным оборудованием, инвентарем, снаряжением, расходными материалами для их обслуживания, а также призами, медалями, дипломами, цветами, сувенирной продукцией и наградной атрибутикой, фармакологическими и восстановительными средствами, витаминными белково-глюкозными препаратами.
Важно! В Декрете № 3 указано конкретное имущество, которое организации физической культуры и спорта могут получить или приобрести в качестве помощи;
– подготовки и участия национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта, спортивного резерва в спортивных мероприятиях на территории Республики Беларусь и (или) за ее пределами;
– установки очистных сооружений, создания объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания, захоронения отходов, внедрения альтернативных источников энергии;
– проведения государственными учреждениями, в т.ч. государственными органами, международных и республиканских мероприятий (соревнований, конференций, семинаров, конгрессов);
– оплаты общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юридического лица, индивидуального предпринимателя и обеспечением их деятельности, согласно перечню, определяемому Управлением делами Президента Республики Беларусь.
Справочно: физические лица вправе использовать иностранную безвозмездную помощь в т.ч. для личных целей.
Декретом № 3 отменено использование иностранной безвозмездной помощи на некоторые цели. Например, ее теперь нельзя будет получать:
а) для проведения научных исследований, разработок, обучения и реализации научно-исследовательских программ;
б) содействия охране историко-культурного наследия, развития изобразительного и иных видов искусств, проведения культурных мероприятий, развития и поддержки народного творчества, народных промыслов;
в) развития особо охраняемых природных территорий, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
г) обеспечения исполнения наказаний, профилактики правонарушений и пропаганды законопослушного образа жизни.
Использование иностранной безвозмездной помощи на цели, не предусмотренные Декретом № 3, возможно при условии их согласования Межведомственной комиссией по вопросам иностранной безвозмездной помощи (далее – Межведомственная комиссия).
4. Вводится взимание платы за регистрацию иностранной безвозмездной помощи, не освобожденной от налогов.
Получатели – юридические лица и индивидуальные предприниматели должны будут уплатить за регистрацию 0,5 % от суммы (стоимости) полученной помощи, которая не освобождена от налогов, сборов (пошлин). За регистрацию помощи, которая полностью освобождена от налогов, сборов (пошлин), плата не взимается (части первая и вторая п. 6 Декрета № 3).
5. Декретом № 3 отменен запрет на предоставление в качестве иностранной безвозмездной помощи:
· изделий медицинского назначения с остаточным сроком службы менее 1 года;
· медицинской техники с остаточным сроком службы менее 5 лет.
6. Суммы денежных средств, которые зарегистрированы в качестве иностранной безвозмездной помощи и находятся на благотворительных счетах, будут защищены. Запрещено:
– обращать на эти суммы взыскание по исполнительным и иным документам, по которым деньги списывают в бесспорном порядке;
– налагать на них арест;
– приостанавливать операции по благотворительному счету в отношении данных денежных средств (абз. 1 п. 16 Декрета № 3).
Эти требования не распространяются на случаи:
а) когда обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на благотворительном счете, производится на основании исполнительного или иного документа, вид взыскания по которому соответствует целевому назначению средств, находящихся на данном благотворительном счете;
б) предусмотренные законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и распространения оружия массового поражения (абз. 2 и 3 п. 16 Декрета № 3).
Важно! Заявления о регистрации иностранной помощи, поданные ее получателями до вступления в силу Декрета № 3, по которым не приняты решения, будут рассматриваться в соответствии с Декретом № 3.
Налогообложение иностранной безвозмездной помощи
В части налогообложения иностранной безвозмездной помощи Декрет № 3 не предусматривает существенных изменений. Основополагающим является правило, согласно которому возможно освобождение такой помощи от налогообложения в порядке, определенном Декретом № 3.
Иностранная безвозмездная помощь может быть освобождена от налогов, сборов (пошлин) по решению:
1) Управления делами Президента Республики Беларусь – при направлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями помощи на цели, предусмотренные Декретом № 3;
2) Межведомственной комиссии – в иных случаях (п. 9 Декрета № 3).
Решение принимается при наличии заключения компетентного органа о целесообразности такого освобождения (п. 10 Декрета № 3).
Справочно: Разъяснение МНС Республики Беларусь «О налогообложении организаций при применении норм Декрета Президента Республики Беларусь от 25.05.2020 № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи» размещено на официальном сайте МНС 25 июня 2020 г. (http://www.nalog.gov.by/ru/razjasnenija_ru/).
НДС
В соответствии с Декретом № 5 от обязанности по уплате НДС освобождался только получатель иностранной безвозмездной помощи при ее получении. Следовательно, он не уплачивал НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, получаемых (полученных) в качестве иностранной безвозмездной помощи.
Данная льгота сохранена в Декрете № 5. Кроме того, иностранная безвозмездная помощь теперь может освобождаться от НДС в части оборотов по дальнейшей безвозмездной передаче получателем (вторичным (последующим) получателем):
– помощи в виде товаров, ввезенных на территорию Беларуси и освобождаемых от НДС, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;
– товаров (имущества), работ, услуг, приобретаемых (оплачиваемых, выполняемых, оказываемых) за счет денежных средств, подлежащих регистрации в качестве иностранной безвозмездной помощи и освобождаемых от налогов, сборов (пошлин). При этом положения п. 15 ст. 133 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) получателем (вторичным (последующим) получателем) не применяются (абз. 2–4, 9 п. 11 Декрета № 3).
Таким образом, после вступления в силу Декрета № 3 при совершении операций по безвозмездной передаче вышеуказанных товаров (имущества), работ, услуг не нужно будет исчислять НДС на всех этапах такой передачи, вплоть до получения помощи конечным ее потребителем.
Неприменение нормы п. 15 ст. 133 НК означает ограничение по осуществлению вычетов для общественных организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, которые в основном и являются получателями иностранной безвозмездной помощи (п. 12 ст. 132, подп. 24.3 п. 24 ст. 133 НК).
Поскольку при безвозмездной передаче согласно Декрету № 3 исчисления НДС не происходит, у общественной организации не возникает необходимости в выделении НДС расчетным путем согласно подп. 26.4 п. 24 ст. 133 НК.
Оборот по безвозмездной передаче отражается в стр. 8 налоговой декларации (расчета) по НДС как организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность и признаваемыми плательщиками НДС, так и общественными организациями, не осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, производят вычеты сумм НДС, приходящиеся на такую безвозмездную передачу, в общеустановленном порядке без применения норм п. 15 ст. 133 НК, следовательно, они относят суммы «входного» НДС на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, в соответствии с положениями п. 3 ст. 133 НК.
Налог на прибыль
Декретом № 3, как и Декретом № 5, предусматривается возможность освобождения иностранной безвозмездной помощи от обложения налогом на прибыль.
Согласно абз. 6–8 п. 11 Декрета № 3 иностранная безвозмездная помощь может быть освобождена от налога на прибыль, обязанность по уплате которого возникает:
1) у получателей помощи – в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве иностранной безвозмездной помощи (за исключением помощи в виде беспроцентных займов, товаров (имущества), предоставленных в безвозмездное пользование);
2) вторичных (последующих) получателей – в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве иностранной безвозмездной помощи, стоимости безвозмездно полученных товаров (имущества), выполненных работ, оказанных услуг на территории Республики Беларусь, оплаченных получателями за счет зарегистрированных в качестве иностранной безвозмездной помощи денежных средств отправителей.
Помощь, направляемая на оплату общехозяйственных расходов, от налогообложения не освобождается (часть вторая п. 8 Декрета № 3).
Справочно: перечень общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юридического лица, индивидуального предпринимателя и обеспечением их деятельности, определяется Управлением делами Президента Республики Беларусь.
Не освобожденная от налогообложения иностранная безвозмездная помощь включается в состав внереализационных доходов:
– получателями в причитающемся им размере – на дату выдачи удостоверения;
– вторичными (последующими) получателями в причитающемся им размере – на дату фактического получения таких доходов (п. 12 Декрета № 3).
Важно! До вступления в силу Декрета № 3 доходы в виде стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов, денежных средств, полученных в качестве иностранной безвозмездной помощи и не освобожденных от обложения налогом на прибыль Президентом Республики Беларусь, отражаются в составе внереализационных расходов на дату выдачи удостоверения о регистрации иностранной безвозмездной помощи (далее – удостоверение) на основании части третьей подп. 3.7 п. 3 ст. 174 НК.
Внереализационный доход будет также возникать в тех случаях, когда на оплату общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юридического лица, будет направлена иностранная безвозмездная помощь, освобожденная от налогообложения при ее регистрации.
Налогообложение помощи, не подлежащей регистрации, как и ранее, будет производиться в общеустановленном порядке, т.е. в соответствии с правилами, предусмотренными гл. 16 НК (часть третья п. 8 Декрета № 3).
Справочно: согласно подп. 3.7 п. 3 ст. 174 НК при исчислении налога на прибыль в состав внереализационных доходов включаются стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов, суммы безвозмездно полученных денежных средств. При этом к безвозмездно полученным товарам (работам, услугам), имущественным правам, иным активам, безвозмездно полученным денежным средствам относятся в т.ч. полученные товары (работы, услуги), имущественные права, иные активы в случае освобождения от обязанности их оплаты, полученные денежные средства в случае освобождения от обязанности их возврата (за исключением случаев, установленных подп. 3.12 п. 3 ст. 174 НК), а также суммы иностранной безвозмездной или международной технической помощи, не освобожденные от налогообложения в порядке и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь.
В случае неосвобождения от налогообложения иностранной помощи за ее регистрацию с получателей взимается плата, которую в их налоговом учете следует относить в состав внереализационных расходов, так как такие расходы:
– непосредственно не связаны с производством и реализацией, но возникают у получателей иностранной безвозмездной помощи при осуществлении ими своей деятельности;
– не указаны в ст. 173 НК как неучитываемые при налогообложении прибыли.
Важно! Денежные средства, поступающие в качестве платы за регистрацию иностранной безвозмездной помощи на текущий (расчетный) банковский счет Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь (далее – Департамент), налогами, сборами (пошлинами) не облагаются.
В п. 14 Декрета № 3 предусмотрена возможность изменения целей использования помощи, видов и размера расходов, перечня вторичных (последующих) получателей. При этом оговорено, что при рассмотрении вопроса об изменении целей использования иностранной безвозмездной помощи Межведомственная комиссия вправе принять решение об отказе в освобождении помощи от налогов, сборов (пошлин).
В таких случаях, а также при направлении помощи, освобожденной от налогообложения, на оплату общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юридического лица, датой включения получателем суммы указанной помощи в состав внереализационных доходов для целей налогообложения является дата согласования Департаментом изменения плана использования.
Налог при УСН, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции
Получатели иностранной безвозмездной помощи, применяющие УСН или уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, также вправе обратиться за освобождением от налогообложения (пп. 8 и 9 Декрета № 3).
В соответствии с абз. 6–8 п. 11, п. 13 Декрета № 3 от налога при УСН, единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции освобождение может быть предоставлено:
1) получателям – в части денежных средств и стоимости товаров (имущества), которые получены в качестве иностранной безвозмездной помощи, кроме беспроцентных займов, а также товаров (имущества), предоставленных в безвозмездное пользование;
2) вторичным (последующим) получателям – в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве иностранной безвозмездной помощи, стоимости безвозмездно полученных товаров (имущества), выполненных работ, оказанных услуг на территории Республики Беларусь, которые оплачены получателями в порядке согласно плану использования за счет зарегистрированных в качестве такой помощи денежных средств отправителей.
Справочно: сведения о применении освобождения от налога при УСН, единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции необходимо указывать в приложении к соответствующей декларации «Сведения о размере и составе использованных льгот».
Если иностранная безвозмездная помощь, подлежащая регистрации, не освобождена от налогообложения, плата за ее регистрацию не учитывается в налоговой базе налога при УСН (единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции), так как является внереализационными расходами. Сумма такой помощи, причитающаяся получателям, включается в налоговую базу соответствующего налога в составе внереализационных доходов и отражается:
– получателями в причитающемся им размере – на дату выдачи удостоверения;
– вторичными (последующими) получателями в причитающемся им размере – на дату фактического получения таких доходов (пп. 6 и 12 Декрета № 3; ст. 173, подп. 3.7 п. 3 ст. 174, п. 1 ст. 175, пп. 1 и 8 ст. 328 НК).
Важно! Ставка налога при УСН в отношении данной суммы безвозмездной помощи составляет 16 % независимо от применяемой основной ставки (3 или 5 %).
Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц
Освобождение от налогообложения иностранной безвозмездной помощи может быть предоставлено также получателям – индивидуальным предпринимателям, уплачивающим единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц:
· получателям – в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), которые получены в качестве иностранной помощи, за исключением беспроцентных займов, товаров (имущества), предоставленных в безвозмездное пользование;
· вторичным (последующим) получателям – в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве иностранной помощи, стоимости безвозмездно полученных товаров (имущества), выполненных работ, оказанных услуг на территории Республики Беларусь, оплаченных получателями в порядке согласно плану использования за счет зарегистрированных в качестве иностранной безвозмездной помощи денежных средств отправителей (пп. 8 и 9, абз. 6–8 п. 11, п. 13 Декрета № 3).
В случае если иностранная безвозмездная помощь не освобождена от налогообложения, причитающаяся индивидуальным предпринимателям – получателям сумма такой помощи включается в состав внереализационных доходов на дату выдачи удостоверения. Вторичные (последующие) получатели включают причитающуюся им сумму во внереализационных доходы на дату фактического получения таких доходов. У индивидуальных предпринимателей – плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц сумма внереализационных доходов учитывается для целей определения размера превышения валовой выручки над 40-кратной суммой налога за соответствующий отчетный период (п. 12 Декрета № 3; подп. 9.10 п. 9 ст. 205, пп. 14, 15, 24 ст. 342, пп. 1 и 5 ст. 349 НК).
Подоходный налог
Согласно п. 4 Декрета № 3 иностранная безвозмездная помощь, полученная индивидуальными предпринимателями, подлежит регистрации.
Иностранная безвозмездная помощь, полученная физическими лицами (не индивидуальными предпринимателями), подлежит регистрации, если эти лица хотят получить освобождение от подоходного налога (абз. 3 п. 4 Декрета № 3, п. 13 приложения к Декрету № 3).
За освобождением от подоходного налога могут обратиться получатели иностранной безвозмездной помощи – физические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие общую систему налогообложения (уплачивающие подоходный налог) (часть первая п. 8, абз. 5 п. 11 Декрета № 3, п. 13 приложения к Декрету № 3).
Согласно абз. 5 п. 11 Декрета № 3 помощь может быть освобождена от налогообложения подоходным налогом:
– в полученном размере;
– в размере стоимости товаров (имущества), работ, услуг, приобретаемых (оплачиваемых, выполняемых, оказываемых) в порядке согласно плану использования за счет денежных средств, подлежащих регистрации в качестве помощи (за исключением доходов в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие), выплачиваемых физическим лицам из средств помощи).
При неосвобождении иностранной безвозмездной помощи от налогообложения с ее получателей – индивидуальных предпринимателей будет взиматься плата за регистрацию. Данные затраты можно учесть в составе внереализационных расходов согласно подп. 28.10 п. 28 ст. 205 НК.
Не освобожденная от налогообложения помощь включается индивидуальными предпринимателями в состав внереализационных доходов:
1) получателями в причитающемся им размере – на дату выдачи Департаментом удостоверения, которое подтверждает регистрацию этой помощи;
2) вторичными (последующими) получателями в причитающемся им размере – на дату фактического получения таких доходов (п. 12 Декрета № 3, пп. 2 и 11 приложения к Декрету № 3, подп. 9.10 п. 9 ст. 205 НК).
Налогообложение иностранной безвозмездной помощи физическим лицам, не подлежащей регистрации, производится в порядке, установленном ст. 219 НК (часть третья п. 8 Декрета № 3).
Выводы
1. Определены конкретные цели, на которые может быть использована иностранная безвозмездная помощь. При использовании на них она будет освобождаться от налогообложения по решению Управления делами Президента Беларуси.
2. Возможность использования помощи на иные цели будет определяться специально созданной Межведомственной комиссией с одновременным принятием решения о предоставлении налоговых льгот.
3. От налогообложения будут освобождаться также товары (работы, услуги), приобретаемые (выполняемые, оказываемые) на территории Республики Беларусь за счет средств иностранной безвозмездной помощи.
4. За освобождением от налогов, сборов (пошлин) смогут обратиться любые физические лица – получатели помощи.
5. Если иностранная безвозмездная помощь не освобождается от налогообложения, с ее получателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет взиматься плата за регистрацию в размере 0,5 % от суммы (стоимости) такой помощи.
_______________
* Декрет Президента Республики Беларусь от 25.05.2020 № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее – Декрет № 3).
** Декрет Президента Беларуси от 31.08.2015 № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее – Декрет № 5)