Указ Президента Республики Беларусь от 31.03.2022 № 131 «О развитии средств массовой информации» (далее – Указ № 131) вводит с 1 мая 2022 г. сбор за размещение (распространение) рекламы.
С этой даты запрещается оказывать услуги по размещению (распространению) рекламы без указания их стоимости в договоре.
Если стоимость услуг невозможно определить на момент заключения договора, в договоре должна быть ссылка на обязательное приложение к договору, являющееся его неотъемлемой частью, содержащее информацию о стоимости фактически оказанных услуг за отчетный период (например, акт выполненных работ).
Об этом говорится в разъяснении Мининформа по применению отдельных норм Указа № 131.
Внимание! В случае, если предмет договора включает услуги, предусматривающие наличие распространения (размещения) в любой форме с помощью любых средств информации об объекте рекламирования, с привлечением внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке, данная услуга будет являться объектом обложения сбором.
Мининформ разъясняет, кроме прочего, кто является рекламодателем; в каком случае интернет-реклама, размещаемая за пределами национального сегмента сети Интернет, признается рекламой, размещаемой (распространяемой) на территории Беларуси; уточняет перечень услуг по размещению (распространению) рекламы, не признаваемых объектом обложения сбором; обращает внимание на новые требования, которые обязаны соблюдать с 1 мая иностранные рекламодатели.
1) Из определения термина «рекламодатель» следует, что рекламодателями являются организация или гражданин:
· либо деятельность или товары которых рекламируются;
· либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы;
· либо которые предоставляют рекламу рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Беларуси.
2) Интернет-реклама, размещаемая (распространяемая) за пределами национального сегмента сети Интернет, направленная на граждан, находящихся на территории Республики Беларусь, признается рекламой, размещаемой (распространяемой) на территории Республики Беларусь.
3) Не признается объектом обложения сбором размещение (распространение) рекламы:
· социальной;
· мероприятий, в число организаторов которых входят государственные органы;
· размещаемой на досках объявлений. Интернет-сайты, специализирующиеся на размещении (распространении) объявлений, не являются досками объявлений по смыслу Указа № 131;
· размещаемой в зданиях (помещениях, сооружениях);
· на официальных интернет-сайтах и иных интернет-ресурсах госорганов и госорганизаций, а также в СМИ, редакциями которых являются госорганы и госорганизации;
· оказываемой в виде поддержки организациям физической культуры и спорта;
· предоставленной рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламным агентством. Данное исключение не распространяется на рекламу:
– деятельности или услуг непосредственно самого рекламного агентства либо объект рекламирования, которой определен рекламным агентством. В этом случае рекламное агентство будет признано плательщиком сбора, поскольку является рекламодателем;
– деятельности или товаров (продукции, работ, услуг) иностранного рекламодателя либо объект рекламирования и (или) содержание которой определены иностранным рекламодателем. В такой ситуации рекламное агентство также будет признано плательщиком сбора как рекламодатель.
4) Под иностранным рекламодателем для целей сбора понимается рекламодатель, созданный в соответствии с законодательством иностранного государства с местом нахождения за пределами Беларуси или зарегистрированный в иностранном государстве.
Одновременно введено требование в отношении размещения (распространения) рекламы иностранными рекламодателями. С 1 мая 2022 года иностранные рекламодатели вправе размещать на территории Республики Беларусь рекламу только через рекламное агентство на основании заключенного с ним договора о размещении (распространении) рекламы.