Разъяснения правил ценообразования на свежие овощи и яблоки подготовлены в связи с принятием 5-й версии постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.2024 № 713 и новыми положениями Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением МАРТ Республики Беларусь от 06.08.2021 № 55.
Письмо Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.11.2024 № 03-02-11/1242К «О порядке установления цен на отдельные наименования свежих овощей и яблок»
В связи с поступающими вопросами о порядке установления отпускных и розничных (оптовых) цен на отдельные наименования свежих овощей и яблок, в связи с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 2024 г. № 713(5) «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713», которым в том числе были установлены предельные максимальные отпускные и розничные (оптовые) цены на указанные потребительские товары, и в связи с принятием постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 30 октября 2024 г. № 65 «Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 6 августа 2021 г. № 55» Министерство антимонопольного регулирования и торговли разъясняет следующее.
Предельные максимальные отпускные цены на товары, указанные в перечне потребительских товаров, в том числе реализуемых из стабилизационных фондов, в отношении которых установлены предельные максимальные отпускные цены, являющемся приложением 11 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен» (далее – постановление № 713, Перечень 11), установлены независимо от условий поставки.
Следовательно, в период с 21 октября по декабрь 2024 г. и с января по май 2025 г. реализация потребительских товаров, указанных в Перечне 11, по отпускным ценам, сформированным как без учета расходов по доставке, так и с учетом расходов по доставке, в размере, превышающем предельную максимальную отпускную цену, не допускается.
Справочно: Предельная цена (тариф) – регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами (абзац девятый статьи 3 Закона Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-З «О ценообразовании»).
Согласно части 2 статьи 13.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение установленных уполномоченными государственными органами предельных цен влечет наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством.
Субъекты торговли при формировании розничных (оптовых) цен на товары, указанные в перечне потребительских товаров, в отношении которых установлены предельные максимальные розничные (оптовые) цены, являющемся приложением 12 к постановлению № 713 (далее – Перечень 12), применяют в соответствии с частью второй пункта 11 постановления № 713 к отпускным ценам производителей, импортеров, субъектов хозяйствования, осуществляющих хранение потребительских товаров из стабилизационных фондов, заготовительных организаций, ценам физических лиц предельные максимальные оптовые надбавки, торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки), указанные в приложении 1 к постановлению № 713 (далее – Перечень 1).
В соответствии с частями шестой – девятой, двенадцатой пункта 11 постановления № 713 субъекты торговли вправе увеличить отпускные цены на суммы расходов по доставке, розничные (оптовые) цены – на суммы расходов по доставке, обоснованные расчетами, подтвержденными документально, в соответствии с локальными актами, а также на расходы по фасовке в одноразовые упаковочные материалы, использование которых допускается техническими нормативными правовыми актами (стоимость упаковочных материалов по цене приобретения, заработная плата работников, производящих фасовку, с отчислениями на социальные нужды, амортизация оборудования).
В соответствии с частями второй и третьей пункта 21 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 6 августа 2021 г. № 55 (в редакции от 30 октября 2024 г.) (далее – Инструкция № 55), в случае государственного регулирования цен на товары путем установления предельных максимальных цен к расходам по доставке могут относиться расходы на транспортную упаковку и тару, используемые при перевозке товаров (по цене приобретения).
Следовательно, на отдельные наименования свежих овощей и яблок, на которые установлены предельные отпускные, розничные (оптовые) цены, субъекты торговли вправе увеличивать отпускные, розничные (оптовые) цены на суммы расходов по доставке, включающие расходы на транспортную упаковку и тару, используемые при перевозке товаров (по цене приобретения).
При этом при осуществлении фасовки сторонней организацией в соответствии с частью второй пункта 22 Инструкции № 55 на увеличение розничных (оптовых) цен субъекты торговли вправе отнести стоимость принадлежащих им упаковочных материалов, использование которых допускается техническими нормативными правовыми актами. Обращаем внимание, что стоимость услуг сторонних организаций по фасовке субъекты торговли не могут отнести на увеличение розничных (оптовых) цен на потребительские товары.
При этом в период с 29 октября по декабрь 2024 г. и с января по май 2025 г. реализация субъектами торговли потребительских товаров, указанных в Перечне 12, по розничным (оптовым) ценам, установленным с учетом расходов по доставке и фасовке, в размерах, превышающих предельные максимальные розничные (оптовые) цены, не допускается.
Формирование розничной цены на потребительский товар, включенный в Перечень 12, субъектом, осуществляющим розничную торговлю, который понес расходы на приобретение упаковочных материалов, осуществил фасовку силами сторонней организации, понес транспортные расходы по доставке потребительского товара от производителя до своего распределительного склада, а затем от распределительного склада до собственного объекта розничной торговли, можно представить в виде следующего алгоритма, состоящего из двух формул:
РознЦ = ОЦ + РД1 + ТН + РД2 + РФ + НДС,
РознЦ < = ПредРознЦ, где
РознЦ – цена субъекта, осуществляющего розничную торговлю;
ОЦ – отпускная цена производителя, сформированная без учета расходов по доставке;
РД1 – расходы субъекта, осуществляющего розничную торговлю, по доставке потребительского товара от производителя до распределительного склада этого субъекта;
TH – торговая надбавка на потребительский товар в значении не выше установленного в приложении 1 к постановлению № 713;
РД2 – расходы субъекта, осуществляющего розничную торговлю, по доставке потребительского товара от распределительного склада до торгового объекта этого субъекта;
РФ – стоимость упаковочных материалов субъекта, осуществляющего розничную торговлю (при осуществлении фасовки потребительского товара силами сторонней организации);
НДС – налог на добавленную стоимость по установленной ставке;
ПредРознЦ – предельная розничная цена согласно приложению 12 к постановлению № 713.
В соответствии с абзацем третьим пункта 23 постановления № 713 установлено, что требования указанного постановления, за исключением предусмотренных в пункте 14 постановления № 713, не распространяются на отношения, связанные с реализацией товаров, приобретаемых для собственного пользования, производства и (или) потребления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением товаров, указанных в пункте 7 постановления № 713, и отношений, связанных с реализацией этих товаров в рамках государственных закупок, а также для целей их дальнейшего предоставления по договорам финансовой аренды (лизинга) физическим лицам. Товары, приобретенные для собственного пользования, производства и (или) потребления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и не использованные на эти цели, могут реализовываться иным субъектам хозяйствования только на эти же цели по цене не выше цены приобретения.
Следовательно, свежие овощи и яблоки, включенные в Перечни 1, 11 и 12, приобретаемые для собственного пользования, производства и (или) потребления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включая субъектов общественного питания, реализуются по ценам, установленным без учета норм постановления № 713, если такая реализация осуществляется не в рамках процедур государственных закупок.
Если свежие овощи и яблоки, включенные в Перечни 1, l1, 12, приобретаются для собственного пользования, производства и (или) потребления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включая субъектов общественного питания, в рамках процедур государственных закупок, то такая реализация осуществляется в соответствии с нормами постановления № 713, в том числе с соблюдением предельных максимальных отпускных (оптовых) цен.
Обращаем внимание, что при реализации потребительских товаров, в том числе свежих овощей и яблок, включенных в Перечни 1, l1, 12, субъектам общественного питания для их дальнейшей реализации в качестве товара необходимо руководствоваться нормами постановления № 713. Равно как субъектам общественного питания при установлении розничных цен на потребительские товары следует соблюдать предельные максимальные розничные цены, установленные в приложении 12.
Первый заместитель Министра И.В.Вежновец
Разъяснение опубликовано 12 ноября 2024 г. на сайте МАРТ.