Специалисты Министерства по налогам и сборам подготовили комментарии основных изменений Налогового кодекса, внесенных Законом от 13.12.2024 № 47-З «Об изменении законов».
Данный комментарий касается изменений в налоге при упрощенной системе налогообложения, в т.ч. критериев для перехода на УСН в 2025 г., ограничений на применение УСН, исчисления налога.
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 13.12.2024 № 47-З «Об изменении законов» в части налога при упрощенной системе налогообложения
С 1 января 2025 г. увеличены критерии валовой выручки для целей:
- применения упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) – с 2 311 250 руб. до 3 500 000 руб.;
- перехода на УСН с 1 января 2026 г. – с 1 733 440 руб. до 2 625 000 руб.
При этом независимо от увеличения критерия валовой выручки для целей применения УСН организации, являвшиеся в 2024 г. плательщиками налога при УСН, не вправе применять УСН в 2025 г., если их валовая выручка нарастающим итогом за 2024 г. превысила 2 311 250 руб.
С 2025 г. установлены ограничения на применение УСН в отношении организаций:
- имеющих обособленные подразделения, зарегистрированные в качестве плательщиков налогов иностранного государства;
- осуществляющих операции (деятельность), связанные с отчуждением (приобретением) цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, и (или) получающих денежные средства в белорусских рублях и иностранной валюте, если такое получение обусловлено осуществлением операций с цифровыми знаками (токенами) либо их наличием у организации;
- созданных в результате реорганизации в форме слияния (разделения, выделения из) других организаций, утративших право на применение УСН в связи с превышением критерия валовой выручки.
Уточнен перечень случаев, когда получение денежных средств, не составляющих валовую выручку организации, являющейся плательщиком УСН, не лишает ее права применения УСН по основаниям части первой подпункта 2.1.6 пункта 2 статьи 324 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).
Упрощен порядок определения валовой выручки для целей перехода на УСН. Так, организациями, планирующими перейти с 2026 г. на УСН (с общего порядка налогообложения или с единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции), валовая выручка за 9 месяцев 2025 г. будет определяться исходя из показателей выручки от реализации и внереализационного дохода, уже определенных ими для целей исчислении налога на прибыль (единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции). В настоящее время валовая выручка за 9 месяцев года, предшествующего году перехода на УСН, определяется в порядке, установленном для целей налога при УСН.
Применительно к положениям пункта 7 статьи 327 НК:
уточнено, что валовая выручка организации определяется с учетом денежных средств, включенных в налоговую базу налога при УСН в соответствии с частью четвертой подпункта 2.1.6 пункта 2 статьи 324 НК;
конкретизировано, как применяются положения этого пункта организациями, у которых отсутствовала обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) по налогу при УСН за первый отчетный период налогового периода, следующего за последним календарным годом неправомерного применения ими УСН.
Законодательно закреплено, что суммы платы, полученные за оказанные населению коммунальные услуги по горячему водоснабжению и теплоснабжению (отоплению), не включаются в валовую выручку для целей исчисления налога при УСН у организаций, которым отпускается тепловая энергия для оказания населению таких услуг по тарифам, размер которых меньше тарифов на указанные услуги для населения.
Определено, в каких случаях при уступке организацией права (требования), в том числе по договорам купли-продажи имущественного права, отражается (не отражается) выручка от реализации имущественных прав для целей определения налоговой базы налога при УСН.
Конкретизирована сумма, включаемая в валовую выручку для целей исчисления налога при УСН, в частности:
при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, денежное требование по оплате которых уступлено, в том числе по договорам купли-продажи имущественного права, – стоимость (цена), по которой реализованы товары (работы, услуги), имущественные права;
при реализации имущественных прав по договорам, предусматривающим уступку плательщиком права (требования), в том числе по договорам купли-продажи имущественного права, – сумма, причитающаяся плательщику за уступленное им право (требование).
НК дополнен положениями, согласно которым:
- суммы кредиторской задолженности, образовавшиеся в связи с получением организацией предварительной оплаты за товары (работы, услуги), имущественные права, не включаются в налоговую базу налога при УСН в составе внереализационных доходов в соответствии с подпунктами 3.9–3.11 пункта 3 статьи 174 НК, если эта предварительная оплата учтена данной организацией при исчислении налога при УСН в составе выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- налоговая база налога при УСН не корректируется, если суммы денежных средств, учтенные организацией при определении налоговой базы налога при УСН в составе внереализационных доходов в соответствии с частью четвертой подпункта 2.1.6 пункта 2 статьи 324 НК, впоследствии зачтены в счет оплаты товаров (работ, услуг), имущественных прав, внереализационных доходов.
Законодательно определено, что ведение учета в книге учета доходов и расходов организаций, применяющих УСН, не заменяет обязанность ведения бухгалтерского учета для организаций, реализующих преференциальные инвестиционные проекты.
Комментарий опубликован 18 декабря 2024 г. на сайте МНС