Белорусские организации для продвижения своих товаров открывают в России торговые дома, представительства, используют иные формы работы на российском рынке.
В ряде случаев у белорусских организаций возникают объекты налогообложения на территории России.
Для того чтобы это не стало неожиданностью для наших резидентов, рассмотрим некоторые нормы Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), международного соглашения с Россией*.
Организационно-правовые формы работы белорусских организаций в России
На территории Российской Федерации белорусские организации могут работать либо:
– через учреждение (регистрацию) юридического лица Российской Федерации;
– через структурное подразделение (т.е. без создания юридического лица Российской Федерации).
В качестве таких подразделений могут выступать аккредитованные филиалы, представительства и иные обособленные подразделения.
Белорусская организация, планирующая осуществлять деятельность на территории России в той или иной форме, должна стать на учет в российских налоговых органах по месту ее деятельности на территории Российской Федерации, осуществляемой:
– через аккредитованные филиал, представительство, – на основании сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц.
Аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц осуществляет федеральная налоговая служба Российской Федерации в лице межрайонной инспекции ФНС России № 47, г. Москва;
– через иные обособленные подразделения, – на основании заявления о постановке на учет такой организации.
Заявление подается в российский налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления белорусской организацией деятельности на территории Российской Федерации.
Одновременно с указанным заявлением в налоговый орган следует представить документы, которые необходимы для постановки организации на налоговый учет.
Справочно: перечень таких документов утвержден приказом Минфина Российской Федерации от 30.09.2010 № 117н «Об утверждении особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по Соглашению о разделе продукции или операторами Соглашения».
Когда возникает постоянное представительство в России
НК РФ. У белорусской организации в качестве такого представительства могут признаваться филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности, через которое она регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, в т.ч. связанную:
– с продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих ей (арендуемых ею) складов;
– осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной п. 4 ст. 306 НК РФ (п. 2 ст. 306 НК РФ).
Факт осуществления белорусской организацией на территории России деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства.
Справочно: виды подготовительной и вспомогательной деятельности указаны в п. 4 ст. 306 НК РФ.
Соглашение с Россией. Доходы белорусской организации будут облагаться в Российской Федерации, если эта организация осуществляет предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (ст. 7 Соглашения с Россией).
Для целей Соглашения с Россией термин «постоянное представительство» означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного государства (в данном случае Республики Беларусь) полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом государстве (в данном случае в Российской Федерации). Термин «постоянное представительство» включает, в частности, место управления, филиал, контору и др. (пп. 1, 2 ст. 5 Соглашения с Россией).
Из Соглашения с Россией следует, что постоянного представительства не будет, если белорусская организация:
– использует сооружения и содержит запасы принадлежащих ей товаров и изделий исключительно для хранения и демонстрации;
– содержит постоянное место деятельности исключительно для закупки товаров либо изделий или для сбора информации;
– имеет постоянное место деятельности только для деятельности подготовительного или вспомогательного характера;
– содержит постоянное место деятельности исключительно для комбинации видов деятельности, упомянутых выше (п. 3 ст. 5 Соглашения с Россией).
Какие налоги в России
В России налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации, на которые в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы (ст. 19 НК РФ).
К таким организациям относятся также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, филиалы и представительства указанных иностранных лиц, созданные на территории Российской Федерации (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Таким образом, белорусские организации, осуществляющие деятельность через юридическое лицо Российской Федерации, через аккредитованные филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, могут являться плательщиками:
− налогов, сборов (ст. 13–15 НК РФ);
К таковым относятся:
федеральные (НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, государственная пошлина и др.);
региональные (налог на имущество организаций, транспортный налог и др.);
местные (земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор);
− страховых взносов.
Такие взносы являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации (ст. 18.1 НК РФ).
* Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее – Соглашение с Россией).